№2а-858/2020 (№33а-4814/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
Багаутдиновой А.Р.,
Искандарова А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дубницкой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по административному иску ГБУЗ РБ Баймакская центральная городская больница к заместителю руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Салихову А.Р. о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе представителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Лукманова Ш.А. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
установила:
ГБУЗ РБ Баймакская центральная городская больница (далее – Баймакская ЦГБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указало, что Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан (далее по тексту - ГИТ РБ) была проведена внеплановая выездная проверка в ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ, по результатам которой был составлен акт проверки №...-№... от 31.08.2020 и выдано предписание №...-№... от 31.08.2020.
ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ были направлены возражения на акт проверки и предписание. Однако решением врио заместителя руководителя ГИТ РБ Салихова А.Р. от 05.10.2020 данные возражения оставлены без удовлетворения, предписание без изменения. Административный истец просил суд признать незаконным решение заместителя руководителя ГИТ РБ от 05.10.2020.
Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года постановлено: административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Баймакская центральная городская больница удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда Республики Башкортостан от 5 октября 2020 года, которым жалоба оставлена без удовлетворения, а предписание от 31.08.2020 № №... без изменения.
В апелляционной жалобе представитель ГИТ РБ Лукманов Ш.А. выражает несогласие с решением суда, решение заместителя руководителя ГИТ РБ от 05.10.2020 считает правильным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца Юсупова И.Р., представителя заинтересованного лица Антонова Д.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Круг лиц, участвующих в административном деле, определен статьей 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Кроме того, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска (часть 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из содержания административного иска и материалов дела, предметом спора является решение врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Салихова А.Р. от 05.10.2020, которым оставлено без удовлетворения возражение на предписание главного государственного инспектора труда Республики Башкортостан Лукманова Ш.А. от 31.08.2020.
При этом к участию в деле Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан – орган, в котором исполняет свои обязанности Салихов А.Р., чье решение оспаривается, и Лукманов Ш.А., чьи права затронуты решением суда первой инстанции, не привлечены, соответствующие процессуальные решения судом не приняты.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены судебного решения и нового рассмотрения дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении суду следует определить круг участников дела, учитывая вышеназванные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом установленных обстоятельств дела постановить решение в соответствии с требованиями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан
определила:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд 1 инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий п/п Ф.Ф. Сафин
Судьи п/п А.Р. Багаутдинова
п/п А.Ф. Искандаров
Справка: судья Утарбаев А.Я.