Судья: Екимова Т.А. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Филиповой И.В., Гарновой Л.П.,
при секретаре Хубиевой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2019 года апелляционную жалобу Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Богачевой Е. И. к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
заслушав доклад судьи Филиповой И.В.,
объяснения Богачевой Е.И.,
установила:
Богачева Е.И. обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск, в котором просила признать отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконным, обязании включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Г.о. Подольск М.О.
Исковые требования мотивированы тем, что истец <данные изъяты> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать Богачева Л.А., <данные изъяты> г.р., умерла <данные изъяты>, свидетельство о смерти 1-ГР 753730, выдано <данные изъяты>, отделом ЗАГС администрации Даниловского муниципального округа <данные изъяты>, отец Богачев И.И., на основании Узловского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> лишен родительских прав).
Постановлением главы администрации Сульского сельсовета МО «<данные изъяты>» от <данные изъяты> «Об установлении опекунства над несовершеннолетними Богачевой Ксенией, Богачевой Е., Иванчевой Владиславой» над истицей была установлена опека Михеевой А. Ф..
Согласно выданной Администрацией муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> (от <данные изъяты> <данные изъяты>) справке, проживая на территории муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по настоящее время истица, в приватизации жилья не участвовала, приватизированного жилья на территории муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> не имеет.
<данные изъяты> истица обратилась в управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в ответ на которое получила отказ (от <данные изъяты> <данные изъяты>-оп), в связи с чем вынуждена обратиться в суд с иском.
Истец Богачева Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск исковые требования не признал, просил удовлетворении иска отказать.
Третье лицо - представитель Управления образования Администрации муниципального района «Лешуконский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Богачевой Е.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <данные изъяты> №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты>г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Из материалов дела усматривается, что Богачева Е.И., <данные изъяты> г.р., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>. В настоящее время истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, <данные изъяты>.
Богачева Е.И. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Богачева Л.А., <данные изъяты> г.р., умерла <данные изъяты>, а отец Богачев И.И. лишен родительских прав на основании решения Узловского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Согласно постановлению главы администрации Сульского сельсовета МО «<данные изъяты>» от <данные изъяты> «Об установлении опекунства над несовершеннолетними Богачевой Ксенией, Богачевой Е., Иванчевой Владиславой» над истицей установлена опека Михеевой А. Ф..
Из представленной в материалах дела справки Администрации муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> (от <данные изъяты> <данные изъяты>) следует, что истица, проживая на территории муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, в период с <данные изъяты> по настоящее время в приватизации жилья не участвовала и приватизированного жилья на территории муниципального образования «Койнасское» <данные изъяты> не имеет.
Судом установлено, что Богачева Е.И. являлась собственницей 1/2 доли жилого помещения по адресу: <данные изъяты> и жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Жилое помещение было продано опекуном истицы в 2014 году, что подтверждается письмом Управления образования администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район». Продажа жилого помещения, согласно представленному письму, состоялась в 2014 году, на момент заключения сделки истица была несовершеннолетней (17 лет), ее интересы представлял ее законный опекун Михеева А.Ф.
Как следует из пояснений Богачевой Е.И., после продажи жилого помещения по адресу: <данные изъяты> иное жилое помещение ей не предоставлялось, что подтверждается выпиской из ЕГРН об отсутствии у нее в собственности объектов недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что при жизни мать Богачевой Е.И. приобрела жилой дом по адресу: <данные изъяты> земельный участок площадью 1 700 кв.м., право собственности на вышеуказанные объекты было оформлено на несовершеннолетних детей Богачеву Е.И. и Богачеву К.И., что следует из письма Администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район».
Из пояснений Богачевой Е.И. в судебном заседании следует, что 1/2 доля жилого дома и земельного участка, принадлежавших ее матери, были проданы, так как жилой дом был признан непригодным для проживания.
В соответствии с выпиской из домовой книги, с 2009 года истица зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, собственником указанного жилого помещения истица не является.
С сентября 2018 года Богачева Е.И. зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, <данные изъяты> на срок с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
Согласно сведениям, предоставленным из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, по состоянию на 2018 прав Богачевой Е.И. на объекты недвижимого имущества в Российской Федерации не зарегистрировано.
Ответом Управления образования администрации муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» Богачевой Е.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
<данные изъяты> Богачева Е.И. обратилась в управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> Подольск с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Заключением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Подольск от <данные изъяты> Богачевой Е.И. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции, с учетом правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд, верно исходил из того, что истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая пригодного для проживания жилого помещения не имеет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда ей в порядке п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлялось.
Суд учел, что Богачева Е.И., зарегистрирована в жилом помещении по месту пребывания временно, при этом регистрация ее в квартире по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, <данные изъяты> не порождает возникновения у нее права собственности на указанную квартиру в будущем, а пользование жилым помещением не является постоянным и зависит от усмотрения собственника квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.
Доводы Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Подольск об отсутствии оснований для включения истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, судебная коллегия находит несостоятельными, так как единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, Федеральным законодательством установлено место жительства этих лиц. Поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: