Дело №2-474/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению УМИиЗ администрации г.Орла о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
УМИиЗ администрации г.Орла обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
В обоснование заявления указав, что 27.10.2015 г. в Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла поступило обращение из АК «АЛРОСА» о принятии в муниципальную собственность сооружение, назначение: водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенное по адресу: <...>, поскольку входит в перечень бесхозяйного имущества, перечисленного в приложении к обращению от 27.10.2015 г.
Просит суд признать право собственности муниципального образования «Город Орел» на объект недвижимого имущества - сооружение, назначение: водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенное по адресу: <...>.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества в Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица АК «Алроса» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Согласно пункту 15 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. N 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 19 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Судом установлено, что в соответствии с Положением об УМИиЗ администрации г.Орла органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом и осуществлять полномочия по оформлению в муниципальную собственность безхозяйных объектов на территории г.Орла является УМИиЗ администрации г.Орла (п.5.8 Положения).
27 октября 2015 года письмом № №*** АО «АЛРОСА» обратилось в администрацию города Орла с предложением принять в муниципальную собственность сооружение, назначение: водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенное по адресу: <...>.
Из письма Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от 01.07.2016 г. № 1590-ис следует, что объект недвижимого имущества: водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенный по адресу: <...>, в реестре государственной собственности Орловской области не значится.
ТУ Росимущества в Орловской области письмом от 30.06.2016 г. № 4350 сообщило, что в реестре федерального имущества запись об учёте объекта недвижимости - водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенный по адресу: <...> отсутствует.
Указанный объект недвижимого имущества не значится в Едином реестре муниципального имущества города Орла. Прав на указанное имущество не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
02.11.2016 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области приняло на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенный по адресу: <...>.
С момента постановки бесхозяйного объекта на учет прошло более одного года.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а так же учитывая отсутствие правопритязаний иных лиц на указанное имущество, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление УМИиЗ администрации г.Орла о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Город Орел» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: водопровод, наименование: водопровод, протяженностью 54,0 м., расположенный по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента вынесения.
Судья Ю.С. Самойлова