88-7037/2021
2-71/2021
28RS0013-01-2021-000019-91
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 августа 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Украинской Т.И.,
судей Юдановой С.В., Медведевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Михайловского района Амурской области, ООО «Жилищный эксплуатационный участок» о возложении обязанности,
по кассационной жалобе представителя администрации Михайловского района Амурской области,
на решение Михайловского районного суда Амурской области от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав объяснение прокурора Скарлухина М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Михайловского района Амурской области, установлено, что территориальной схемой обращения с отходами на территории Амурской области, утвержденой приказом министерства природных ресурсов от 24 декабря 2019 года № 6ЭО-ОД, применительно к Михайловскому району предусмотрено обустройство места накопления отходов в с. Поярково, где предполагается расположение мусоросортировки с термическим обезвреживанием отходов. Данное место представляет собой территорию площадью 3,4 га, расположенную в районе точки с географическими координатами №, которая находится в <адрес>. На указанной территории сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - свалка бытовых отходов, площадь - 34000+/-129 кв м. Земельный участок по договору от 9 января 2020 года № 18 передан в аренду сроком с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года ООО «Жилищный эксплуатационный участок». В нарушение требований СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7, утвержденых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80, отходы, накопление которых производится на указанном земельном участке, в том числе твердые коммунальные отходы, относящиеся к IV классу опасности, складируются непосредственно на земле, их поверхность не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка. Полагает, что мероприятия по обустройству места накопления отходов на данном земельном участке в рамках реализации полномочий по охране земель в силу земельного законодательства должны быть проведены ООО «Жилищный эксплуатационный участок» как лицом, использующим земельный участок на правах аренды, а также администрацией Михайловского района Амурской области, распоряжающейся указанным земельным участком, реализуя полномочия собственника, и получающим доходы от передачи в аренду вышеуказанного земельного участка. Кроме того, выполнение указанных требований возложено на ответчиков положениями Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области па период 2018 - 2028 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 8 ноября 2017 года № 527. Просил суд возложить на ответчиков обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обустроить существующее на земельном участке с кадастровым номером № место временного накопления отходов производства и потребления в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации в целях защиты земель от негативного воздействия отходов.
Решением Михайловского районного суда Амурской области от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Амурского областного суда от 19 апреля 2021 года, иск удовлетворен. На администрацию Михайловского района Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить место временного накопления отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № расположенном на территории Михайловского района Амурской области, в соответствии с п. 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80.
В кассационной жалобе администрация Михайловского района просит судебные постановления отменить как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции представители ответчиков не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 34000+/+129 кв м по адресу: <адрес> отведен под свалку бытовых отходов, является участком, государственная собственность на которые не разграничена, по договору аренды от 9 января 2020 года предоставлен ООО «Жилищный эксплуатационный участок», которому присвоен статус регионального оператора, обеспечивающего последующие 10 лет на территории зоны Кластер №3 осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018 - 2028 год, утв. Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527.
Разрешая спор, суды исходили из того, что существующая на указанном земельном участке санкционированная свалка является объектом временного размещения отходов, в связи с чем должна соответствовать требованиям «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 №80.
Указанные выводы соответствуют нормам материального права, положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации Михайловского района Амурской области о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абз. 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Положениями абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичная обязанность возложена на органы местного самоуправления и положениям Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утв. Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527.
Учитывая, что распоряжение земельного участка, на котором организовано временное размещение отходов, относится к компетенции органа местного самоуправления, суд первой инстанции обосновано возложил обязанность по обустройству мест временного накопления отходов на обоих ответчиков.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку доказательств и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.
Вопреки доводам заявителя, выводы судов законны и обоснованы, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Михайловского районного суда Амурской области от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Михайловского района Амурской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи