Дело № 2-2951/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Самофаловой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Великановой К.П.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика УПФР в <адрес>, представителя третьего лица ОПФР по <адрес> ФИО4,
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения, действия (бездействия) в части отказа в назначении и выплате страховой пенсии по инвалидности незаконными и необоснованными и подлежащими отмене, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к УПФР в <адрес> о признании решения, действия (бездействия) в части отказа в назначении и выплате страховой пенсии по инвалидности незаконными и необоснованными и подлежащими отмене, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в <адрес> с заявлением об установлении, назначении и выплаты страховой пенсии по инвалидности, однако ему было отказано.
Просит решение, действия (бездействие) УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении и выплаты страховой пенсии по инвалидности признать незаконным и отменить; обязать УПФР в <адрес> назначить ФИО2 страховую пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> и представитель ОПФР по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 45 Конституции РФ гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 22 и частью 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, содержащей общепризнанные принципы и нормы международного права, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной, культурной областях через посредство национальных условий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.
Судом установлено, что ФИО2 являлся получателем пенсии по инвалидности по линии МВД России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен подробный ответ на вышеуказанное обращение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ №, страховой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе № 400-ФЗ условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
В соответствии с приведенным правовым регулированием установление страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), пенсионерам силовых ведомств возможно при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости (в том числе и досрочно) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», право на страховую пенсию по старости в 2019 году имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и 6 месяцев при наличии страхового стажа 10 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 16,2 балла.
Вместе с тем, отдельным категориям военнослужащих при наличии соответствующих условий назначения досрочной страховой пенсии по старости, пенсия может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В частности, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ инвалидам вследствие военной травмы страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и если они имеют страховой стаж не менее 25.
Часть 4 статьи 13 Закона № 400-ФЗ содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Согласно представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет, в соответствии с Законом № от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной гвардии Российской Федерации, и их семей».
При этом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом № 400-ФЗ пенсии назначаются по линии органов Пенсионного фонда РФ «гражданским» пенсионерам. В соответствии с положениями Закона № пенсии назначаются по линии Министерства обороны РФ, МВД РФ и других силовых ведомств военнослужащим из числа лиц офицерского состава и военнослужащим по контракту.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 166-ФЗ, ч.1 ст.5 Закона № 400-ФЗ и ч.1. ст.7 Закон № гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, как правило, в наиболее высоком размере.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что действующим законодательством не предусмотрено назначение двух пенсий по линии Минобороны РФ и по линии Пенсионного фонда РФ, а право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ и второй пенсии в соответствии с Законом № 166-ФЗ возникает только при условии прекращения выплаты пенсии по линии силовых ведомств.
Кроме того, истец ФИО2 обратился к ответчику с заявлением по вопросу пенсионного обеспечения, которое было рассмотрено в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со ст. 4 Закона № 59-ФЗ обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления
Как следует из ст. 10 Закона № 59-ФЗ результатом обращения является письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а не решение.
УПФР в <адрес> в адрес ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен подробный ответ на вышеуказанное обращение, который истец просит признать незаконным.
Поскольку в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают в порядке искового судопроизводства пенсионные споры, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями, т. е. о защите нарушенных или оспариваемых прав.
В материалах пенсионного дела имеется решение Управления об отказе в назначении страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ, которое истцом не оспаривается. С заявлением о назначении пенсии по инвалидности ФИО2 не обращался.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения, действия (бездействия) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении и выплате страховой пенсии по инвалидности незаконными и необоснованными и подлежащие отмене, возложении обязанности осуществить назначение и выплату страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения, действия (бездействия) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении и выплате страховой пенсии по инвалидности незаконными и необоснованными и подлежащие отмене, возложении обязанности осуществить назначение и выплату страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, - отставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья: Л.П. Самофалова
Справка: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Л.П. Самофалова