Дело №а – 157/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Новоспасское 04 июля 2018 года
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Арзамасовой Л.В.,
при секретаре Нагаевой А.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а – 157/2018 по административному иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, в соответствие со ст.39 КАС РФ, обратился в суд с заявлением в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на странице, размещенной по адресу: http://incashwetrust.biz/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации запрещен. Требование мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлен факт размещения на указанной странице публикуются информационные ресурсы, потворствующие совершению незаконной банковской деятельности (банковских операций) частными лицами – предлагаются за вознаграждение услуги по транзиту (переводу) денежных средств в российских рублях и валюте, их обналичиванию.
В то время, как в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» операции, связанные с переводом денежных средств и их инкасацией на территории Российской Федерации уполномочены осуществлять только зарегистрированные в установленном порядке кредитные организации и банки, получившие лицензию Центрального банка России.
Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной (без регистрации и лицензии) банковской деятельности (банковских операций) с извлечением доходов в крупном размере.
На сайте, расположенном по адресу: http://incashwetrust.biz/, распространяется информация, адресованная к неопределенному кругу лиц, потворствующая совершению преступлений в сфере банковской деятельности, что представляет угрозу безопасности общества и Российской Федерации.
Поскольку распространение информации, потворствующей совершению преступлений в сфере банковской деятельности, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Установить собственника (инициатора регистрации) сайта, на котором распространяется информация, не представилось возможным и в этой связи в соответствии со ст.24 КАС РФ заявление предъявляется по месту нахождения истца и месту выявления нарушения, требующего устранения.
В связи с чем, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице, размещенной по адресу: http://incashwetrust.biz/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Направить решение в Роскомнадзор Российской Федерации для включения указателей страницы, расположенной по адресу: http://incashwetrust.biz/, в телекоммуникационной сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, суд находит возможным, рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 150 КАС РФ, учитывая положения части 7 данной статьи, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Новоспасского района в ходе осуществления мониторинга телекоммуникационной сети Интернет выявлен факт размещения на странице, расположенной по адресу: http://incashwetrust.biz/, информации, в том числе потворствующей совершению незаконной банковской деятельности (банковских операций) – предлагаются услуги по транзиту (переводу) денежных средств в российских рублях и валюте, их обналичиванию, при этом данный материал не содержит сведений о хозяйствующем субъекте, осуществляющем реализацию предоставляемых услуг, а также наличии лицензии на осуществление банковской деятельности, а также размещен материал, пропагандирующий вовлечение граждан в азартные игры, оправдывающий противоправное поведение, содержащий нецензурную брань, а также информацию порнографического характера.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Факт содержащейся в материалах на вышеуказанном интернет-сайте, информации, подтверждается актом исследования предметов и материалов от 14 июня 2018 года, составленным прокурором района Лазаревым Г.В., распечатками с сайта.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ № 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
В соответствии со ст. 172 УК РФ незаконная банковская деятельность - это осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.
Осуществлять банковскую деятельность имеют право только специализированные кредитные организации - банки и в случаях, специально установленных законом в ограниченном режиме, небанковские кредитные организации. Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) установлены требования к лицу, желающему осуществлять банковскую деятельность.
Лицо, отвечающее требованиям финансовой устойчивости, при условии полного соблюдения установленных требований для осуществления банковской деятельности обязано получить разрешение Банка России - лицензию, являющуюся обязательной.
В соответствии со ст. 5 Закона о банках к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). Перечень банковских операций является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О противодействии (легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4 и 1.4-1 настоящей статьи, установив следующие сведения в отношении физических лиц: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Согласно подпункту «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютной операцией признается приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа.
Частью 1 статьи 9 данного Закона установлен запрет на осуществление валютных операций между резидентами. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», купля-продажа иностранной валюты производится только через уполномоченные банки.
Статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Статьей 193 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрены запреты на осуществление без специального разрешения (лицензии) банковской деятельности, на осуществление валютных операций между резидентами, за осуществление которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Размещение в сети Интернет информационных материалов, пропагандирующих вовлечение граждан в азартные игры, нарушает запреты, установленные федеральным законодательством (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ч. 2, ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»).
Более того, согласно ч.5 ст. 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (в редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 52-ФЗ), не допускаются распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также выплата, передача или предоставление выигрышей указанным лицам.
В абз. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.
В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, рекламирующим или пропагандирующим участие в азартных играх, оправдывающий противоправное поведение, содержащий нецензурную брань, а также информацию порнографического характера.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В заявлении прокурор указал, что целью его обращения с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информационных материалов запрещенными к распространению в Российской Федерации подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами, а также в целях предотвращения совершения незаконной банковской деятельности (банковских операций).
Более того, распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному выше электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной на территории Российской Федерации возможна посредством рассмотрения дела по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение, принимается судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу лиц по осуществлению нелегальной банковской деятельности и валютных операций, а также сведений, рекламирующих или пропагандирующих участие в азартных играх, оправдывающий противоправное поведение, содержащих нецензурную брань, а также информацию порнографического характера, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что указанные материалы нарушают запреты, установленные законодательством и иными нормативно-правовыми актами, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети «Интернет».
Отсутствие действий уполномоченного органа, направленных на включение в указанный реестр указателей страниц названных сайтов, не препятствует прокурору, в пределах своих полномочий обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе об ограничении доступа к информации, запрещенной к распространению в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.
На день рассмотрения дела Интернет-сайт по сетевому адресу: http://incashwetrust.biz/ общедоступен, на нём содержится информация о предложении услуг по транзиту (переводу) денежных средств в российских рублях и валюте, их обналичиванию, а также информация, пропагандирующая вовлечение граждан в азартные игры, оправдывающая противоправное поведение, содержащая нецензурную брань, а также материал порнографического характера.
Согласно письму ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» от 29 июня 2018 года № 9157, доменное имя incashwetrust.biz зарегистрировано и находится на обслуживании у аккредитованного регистратора NameCheap, Inc., а данных Администратора доменного имени incashwetrust.biz является ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу http://incashwetrust.biz/ указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и представляют реальную угрозу интересам Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания означенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Новоспасского района Ульяновской области требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а также интересов Российской Федерации.
Установить собственника (инициатора регистрации) сайта, на котором распространяется информация, в ходе прокурорской проверки, либо в ходе судебного разбирательства не представилось возможным.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение реестра осуществляется Роскомнадзором. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в России запрещено по решению суда, также относится к компетенции Роскомнадзора.
Внесение в реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории России, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Внесение в единый реестр информации по судебному решению возможно, если данное решение содержит: отметку о вступлении в законную силу; заключение о том, что информация признана запрещенной на всей территории Российской Федерации; доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание запрещенной информации.
В случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на всей территории Российской Федерации, судебное решение с отметкой о вступлении в законную силу направляется в Роскомнадзор.
Исследованными судом доказательствами обоснованность заявления прокурора подтверждена. В связи с этим, суд находит, что информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на Сайте http://incashwetrust.biz/ подлежит признанию запрещенной к распространению на территории России.
Вступившее в законную силу решение суда подлежит направлению в Роскомнадзор для включения указателей страниц Сайта в Реестр.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице, размещенной по сетевому адресу: http://incashwetrust.biz/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить решение в Роскомнадзор Российской Федерации для включения указателей страницы, расположенной по сетевому адресу: http://incashwetrust.biz/, в телекоммуникационной сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.В. Арзамасова