№2-1253/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 мая 2024 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего Бахтияровой Т.С.,
при секретаре судебного заседания Шултуковой Ю.М.,
с участием представителя истца – старшего помощника Оренбургского транспортного прокурора Сингареевой О.Л.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» - Моисеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги, Администрация г. Оренбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Оренбургской области о признании сооружения, расположенного в полосе отвода железной дороги самовольной постройкой, обязании осуществить снос самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Оренбургской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия по вопросу исполнения законодательства, регулирующего порядок и условия пользования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и переданных в аренду ОАО «РЖД».
Установлено, что в полосе отвода железной дороги в границах Оренбургской дистанции пути имени А.С. Пыжова – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» вблизи дома по <адрес> расположено полуразрушенное здание склада.
Земельный участок под складом, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., находится в федеральной собственности и на основании договора от 21 июня 2007 года передан в аренду ОАО «РЖД» сроком на 49 лет в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение объектов, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта.
Согласно ответам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, ППК «Роскадастр», Службы управления имуществом Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» сведения о владельце указанного здания отсутствуют.
Ввиду отсутствия сведений о лице, возводившем и использующим спорное сооружение, а также документов, подтверждающих законность его возведения в границах полосы отвода железной дороги, прокурор полагает, что ОАО «РЖД», как правообладатель земельного участка, обязано снести самовольно снесенное строение.
Просит признать полуразрушенное здание склада, расположенное вблизи дома <адрес>, в границах земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером №, самовольной постройкой.
Обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа (сноса) здания, расположенного в полосе отвода железной дороги вблизи дома <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Оренбурга, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области.
Представитель истца – старший помощник Оренбургского транспортного прокурора Сингареева О.Л. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Моисеева О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, обоснованных возражений против заявленных требований не представила, указав, что земельный участок с кадастровым номером №,является федеральной собственностью, передан ОАО «РЖД» по договору аренды. На данном земельном участке вблизи дома № <адрес> находится полуразрушенное здание. ОАО «РЖД» не является собственником данного объекта. Установить его владельца не представилось возможным. Сооружение ответчиком не возводилось, к объектам железнодорожного транспорта не относится. Здание постепенно разрушается, нарушена кладка. Просит вынести решение на основании представленных в материалы дела документов, в случае вынесения решения об удовлетворении исковых требований, отсрочить его исполнение сроком на 6 месяцев.
Представители Администрации г. Оренбурга, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление ТУ Росимущества в Оренбургской области указало, что полуразрушенное здание склада, расположенное вблизи дома <адрес> не проходило процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области. На основании договора от 21 июня 2007 года земельный участок под спорным строением передан в аренду ОАО «РЖД» в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение объектов, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта. Просили суд принять решение, исходя из представленных истцом доказательств, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель администрации г. Оренбурга в письменном отзыве просил принять решение с учетом всех обстоятельств по делу и в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, учитывая поступившие ходатайства о рассмотрении в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода. Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка - железнодорожный транспорт (код 7.1) включает в себя: «размещение объектов капитального строительства железнодорожного транспорта. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1.1 - 7.1.2». Вид разрешенного использования - железнодорожные пути (код 7.1.1) включает в себя «размещение железнодорожных путей». Вид разрешенного использования - обслуживание железнодорожных перевозок (код 7.1.2) включает в себя «размещение зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами».
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железной дороги может быть использована исключительно для строительства объектов железнодорожного транспорта.
Из материалов дела следует, что21 июня 2007 годамежду Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Оренбургской областии ОАО «РЖД» заключен договор аренды земельного участка N 148/1-ФЯ, по условиям которого ОАО «РЖД» на срок 49 лет принимает во временное владение и пользование находящийся в федеральной собственности земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, имеющий адресные ориентиры: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (п.1.1., п.2.1.).
Данный земельный участок с кадастровым номером № (участок 2)является обособленным земельным участком единого землепользования, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 04 июля 2006 года. Разрешенное использование: обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Как следует из акта осмотра от 29 ноября 2023 года, в ходе выездной проверки с участием старшего помощника Оренбургского транспортного прокурора совместно с главным инженером Оренбургской дистанции пути им А.С. Пыжова – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»установлено наличие полуразрушенного здания, расположенного вблизи дома <адрес>, находящегося в границах земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером №
Вместе с тем, указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение сооружений, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта. Доказательств того, что размещение спорной постройки относится к объектам железнодорожного транспорта суду не предоставлено.
Данное сооружение квалифицировано истцом как самовольная постройка.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (абзац четвертый пункта 2 статьи 222 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022), возведение здания, сооружения или другого строения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ является самостоятельным основанием для признания постройки самовольной.
В силу пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) с иском о сносе самовольной постройки может обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права, его законный владелец либо лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.
Публичными считаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данным ППК «Роскадастр» Приуральский филиал, сведения о собственниках объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют (письмо от 25 декабря 2023 года № 01-09/8050).
Согласно ответу <данные изъяты>» от 04 марта 2024 года № 1250, учреждение сведениями о правообладателях вышеуказанного здания склада не располагает.
Из ответа ТУ Росимущества поОренбургской областиот 19 декабря 2023 года № 56-СК-02/9564, объект недвижимого имущества (здания), расположенного по адресу: <адрес>, учет в реестре федерального имущества не проходил.
Таким образом, разрешения собственника в лице его уполномоченного органа на возведение спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером № имеется. Объекты возведены на земельном участке, являющемся федеральной собственностью. Данный земельный участок в установленном законом и иными правовыми актами порядке его собственником для целей возведения спорных объектов не выделялся.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. На основании подпункта 4 части 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
С учетом того, что земельный участок, на котором расположено спорное сооружение, передан в аренду ответчику, принимая во внимание, что данное сооружение размещено в полосе отвода железной дороги, то есть с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, который не допускает размещение данного объекта, что представляет опасность для здоровья и жизни граждан, поскольку имеется возможность свободного доступа к нему неограниченного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что спорное сооружение расположено на части земельного участка скадастровым номером № отсутствие законных на то оснований, то есть является самовольной постройкой, в связи с этим подлежит сносу ответчиком в целях освобождения земельного участка (полосы отвода железной дороги).
Установлено, что земельный участок скадастровым номером №, с категорией земель -земли населенных пунктов, со следующим местоположением: <адрес> передан на праве аренды ОАО «РЖД» по договору аренды от 21 июня 2007 года№ 148/1-ФЛна срок 49 лет для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение объектов, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта.
Согласно Договору аренды от 21 июня 2007 года№ 148/1-ФЛ, арендатор обязался использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием (п. 4.4.1.договора). Доказательства того, что при передаче земельного участка в аренду, на нем существовали построенные объекты, в том числе, спорное сооружение, в материалы дела не представлены.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ОАО «Российские железные дороги».
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению. При этом, учитывая значительный объем мероприятий, которые необходимо провести в связи с демонтажем спорного объекта недвижимости, проведения мероприятий в целях финансирования данного вида работ, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда в шесть месяцев с даты вступления в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оренбургского транспортного прокурора - удовлетворить.
Признать полуразрушенное здание склада, расположенного вблизи дома <адрес> <адрес>, в границах земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером № самовольной постройкой.
Обязать Открытое акционерное общество «Российский железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа (сноса) здания, расположенного в полосе отвода железной дороги вблизи дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 22 мая 2024 года.
Судья Бахтиярова Т.С.