Дело № 2а-215/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Западная Двина 20 декабря 2017 года
Западнодвинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Антоновой Е.Л.,
РїСЂРё секретаре РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Тимошенкову В.М. о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу с физических лиц, пени по земельному налогу,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–5 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Тимошенкову Р’.Рњ. Рѕ взыскании пени РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц Р·Р° период СЃ 04.12.2015 РїРѕ 16.11.2016 РІ СЃСѓРјРјРµ 1,19 СЂСѓР±.; пени РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° периоды СЃ 16.10.2015 РїРѕ 14.03.2017, СЃ 16.10.2015 РїРѕ 14.03.2017, СЃ 16.10.2015 РїРѕ 14.03.2017, СЃ 16.10.2015 РїРѕ 14.03.2017 Рё СЃ 21.12.2016 РїРѕ 14.03.2017 РІ общей СЃСѓРјРјРµ 23978,80 СЂСѓР±.; пени РїРѕ земельному налогу Р·Р° период СЃ 04.12.2015 РїРѕ 16.11.2016 РІ СЃСѓРјРјРµ 1,76 СЂСѓР±. Рё СЃ 14.12.2015 РїРѕ 16.11.2016 РІ СЃСѓРјРјРµ 0,58 СЂСѓР±.
В обоснование требований указано, что Тимошенков В.М. имеет в собственности следующие объекты налогообложения:
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак ххххх, марка/модель: ххххх, VIN: хххххх, год выпуска ххх, дата регистрации права 04.09.2005 0:00:00;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ххххххх, марка/модель: хххххх, VIN: хххххх, год выпуска ххх, дата регистрации права 13/03/2007 0:00:00, дата утраты права 29.03.2014 0:00:00;
- земельный участок по адресу: хххххххххх, кадастровый номер ххх, площадь хххх кв.м, дата регистрации права 01.01.2011 0:00:00, дата утраты права 31.12.2014 0:00:00;
- земельный участок по адресу: ххххххххххх, кадастровый номер ххххххх, площадь хххх кв.м, дата регистрации права 01.01.1997 0:00:00;
- квартира по адресу: ххххххххххххх, кадастровый номер ххххххх, площадь ххх кв.м, дата регистрации права 13.11.2000 0:00:00.
На основании Закона Тверской области от 06.11.2002 №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» налогоплательщику начислен транспортный налог в сумме 33116 руб. по сроку уплаты 01.11.2012, в сумме 33116 руб. по сроку уплаты 01.11.2013, в сумме 33116 руб. по сроку уплаты 05.11.2014, в сумме 33116 руб. по сроку уплаты 01.10.2015, в сумме 30260 руб. по сроку уплаты 01.12.2016.
На основании положений главы 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику начислен земельный налог в сумме 176 руб. по сроку уплаты 01.10.2015, в сумме 58 руб. по сроку уплаты 01.10.2015.
На основании положений главы 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц в сумме 179 руб. по сроку уплаты 01.10.2015.
Транспортный налог за 2011 год в сумме 33116 руб. по сроку уплаты 01.11.2012 подлежит взысканию на основании судебного приказа от 29.03.2013 по делу №2-127/2013.
Транспортный налог за 2012 год в сумме 33 116 руб. по сроку уплаты 01.11.2013 подлежит взысканию на основании судебного приказа от 26.02.2014 по делу №2-134/2014.
Транспортный налог за 2013 год в сумме 33 116 руб. по сроку уплаты 05.11.2014 подлежит взысканию на основании судебного приказа от 06.02.2015 по делу №2-46/2015.
Транспортный налог за 2014 год в сумме 33 116 руб., налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 179 руб., земельный налог за 2014 год в сумме 234 руб. по сроку уплаты 01.10.2015 подлежит взысканию на основании судебного приказа от 26.07.2016 по делу №2а-274/2016.
Транспортный налог за 2015 год в сумме 30 260 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 подлежит взысканию на основании судебного приказа от 14.04.2017 по делу №2а-126/2017.
Вместе с тем, Тимошенковым В.М. вышеуказанные суммы налогов в установленные законодательством сроки о налогах и сборах не уплачены, в связи с чем, в силу п. 5 ст. 57, ст. 75 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить пени.
Одновременно административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления в отношении Тимошенкова В.М., установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ, ссылаясь на незначительный его пропуск, который составляет 7 календарных дней, приводя в обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в суд то, что определением и.о. мирового судьи судебного участка Западнодвинского района Тверской области от 03.11.2017 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском установленного ст. 48 НК РФ срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа, а именно требование о взыскании предъявлено в связи с неисполнением налогоплательщиком требования №932 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.03.2017, срок исполнения которого - 26.04.2017, соответственно срок для предъявления заявления истекает 26.10.2017. Однако указанное заявление поступило мировому судье посредством курьерской доставки 02.11.2017, то есть за пределами срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Несвоевременное направление заявления Рѕ вынесении судебного приказа РІ адрес РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё мотивировано РїРѕР·РґРЅРёРј размещением РЅР° официальном сайте Почты Р РѕСЃСЃРёРё РІ сети Рнтернет информации Рѕ движении почтового отправления (заявления Рѕ вынесении судебного приказа), направленного РІ адрес должника.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃРѕ ссылкой РЅР° Федеральный закон РѕС‚ 03.07.2016 в„–243-ФЗ «О внесении изменений РІ части первую Рё вторую Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ передачей налоговым органам полномочий РїРѕ администрированию страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное, социальное Рё медицинское страхование», которым полномочия РїРѕ администрированию определённых РІРёРґРѕРІ страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ переданы РѕС‚ Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Фонда социального страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Федеральной налоговой службе, Сѓ налогового органа значительно увеличился объем работы РїРѕ взысканию задолженности СЃ должников юридических Рё физических лиц, расположенных РЅР° территории, подведомственной Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–5 РїРѕ Тверской области (С…С…С…, С…С…С…, С…С…С… районы), Р° именно, РїРѕРјРёРјРѕ взыскания РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ задолженности РїРѕ имущественным налогам РІ компетенцию налогового органа теперь РІС…РѕРґСЏС‚ полномочия РїРѕ взысканию РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ задолженности РїРѕ страховым взносам, СЃСЂРѕРє РЅР° предъявление заявлений РїРѕ которым также составляет шесть месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения требования.
В целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением по делу назначено предварительное судебное заседание.
Представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области РїСЂРё надлежащем извещении РІ предварительное судебное заседание РЅРµ явился.
Административный ответчик Тимошенков В.М. в предварительное судебное заседание также не явился, о дате, месте и времени его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, почтовое отправление возвращено в судебный участок за истечением срока хранения.
Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, в силу ч. 2 ст. 138 КАС РФ, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания, в связи с чем дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, изучив доводы административного иска, представленные материалы, суд приходит к следующему.
Р’ С…РѕРґРµ предварительного судебного заседания установлено, что Тимошенков Р’.Рњ. состоит РЅР° налоговом учете РІ качестве налогоплательщика РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–5 РїРѕ Тверской области СЃ присвоением ему РРќРќ С…С…С…С….
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
Положениями статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).
По смыслу статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
РР· материалов дела следует, что РІ адрес Тимошенкова Р’.Рњ. было направлено соответствующее уведомление, СЃ приведенным РІ нем расчетом недоимки РїРѕ налогам Рё пени.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате пени в указанном размере.
Между тем, направленное в его адрес требование об уплате пени оставлено без исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 23 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом частью 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Тимошенков В.М. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой начисленных сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в соответствии со ст. 75 НК РФ, ему начислены пени, в связи с чем в адрес Тимошенкова В.М. направлено требование №932 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15 марта 2017 г.
Требование по уплате пени административному ответчику предлагалось исполнить в срок до 26 апреля 2017 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 02.11.2017 года.
Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ 03.11.2017 отказано РІ принятии заявления Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–5 РїРѕ Тверской области.
Названное определение мирового судьи направлено в адрес налогового органа 03.11.2017 и получено последним 09.11.2017.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 04.12.2017.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· С‡. 1 СЃС‚. 286 РљРђРЎ Р Р¤, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, РґСЂСѓРіРёРµ органы, наделенные РІ соответствии СЃ федеральным законом функциями контроля Р·Р° уплатой обязательных платежей, вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ взыскании СЃ физических лиц денежных СЃСѓРјРј РІ счет уплаты установленных законом обязательных платежей Рё санкций, если Сѓ этих лиц имеется задолженность РїРѕ обязательным платежам, требование контрольного органа РѕР± уплате взыскиваемой денежной СЃСѓРјРјС‹ РЅРµ исполнено РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ или пропущен указанный РІ таком требовании СЃСЂРѕРє уплаты денежной СЃСѓРјРјС‹ Рё федеральным законом РЅРµ предусмотрен РёРЅРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє взыскания обязательных платежей Рё санкций.
При этом ч. 2 ст. 286 КАС РФ устанавливает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовой позиции, изложенной РІ Рї. 60 постановления Пленума Р’РђРЎ Р Р¤ РѕС‚ 30.07.2013 N 57 "Рћ некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ рассматриваться РІ качестве уважительных причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєРѕРІ необходимость согласования СЃ вышестоящим органом (иным лицом) РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ подаче налоговым органом РІ СЃСѓРґ соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа РІ командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение РІ длительной командировке, отпуске), Р° также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Административный истец, считая приведенные РІ административном РёСЃРєРµ причины РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ уважительными, иных причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° процессуального СЃСЂРѕРєР° Рё доказательств РёС… уважительности, РІ том числе доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением, налоговым органом РЅРµ представлено, Рё как следствие, СЃСЂРѕРє подачи административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, предусмотренный С‡. 1 СЃС‚. 286 РљРђРЎ Р Р¤, пропущен Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–5 РїРѕ Тверской области без уважительных причин.
В соответствии со ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч. 5).
В том случае, если решение суда об отказе в удовлетворении административного иска по одним лишь мотивам пропуска срока для обращения в суд в предварительном заседании не выносилось, суд разрешает указанный вопрос при разрешении спора по существу (ч. 5 ст. 180 КАС РФ).
Таким образом, в предварительном судебном заседании установлено, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по пени в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и принимает решение без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.138 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ РР›:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Тимошенкову В.М. о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2015 по 16.11.2016 в сумме 1,19 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за периоды с 16.10.2015 по 14.03.2017, с 16.10.2015 по 14.03.2017, с 16.10.2015 по 14.03.2017, с 16.10.2015 по 14.03.2017 и с 21.12.2016 по 14.03.2017 в общей сумме 23 978,80 руб.; пени по земельному налогу за период с 04.12.2015 по 16.11.2016 в сумме 1,76 руб. и с 14.12.2015 по 16.11.2016 в сумме 0,58 руб. - оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.Л. Антонова