Дело № 2- 844/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н.,
с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Картышовой Е.А.,
представителя ответчика КГБУК «Ачинский драматический театр» Мяльдер Т.Е., действующей по доверенности от 25.02.2014 г.,
представителя ответчика ППО КГБУК «Ачинский драматический театр» Шкиль М.А., действующей на основании протокола учредительного собрания от 06.07.2011 г.,
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КГБУК «Ачинский драматический театр» о понуждении к проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КГБУК «Ачинский драматический театр», первичной профсоюзной организации КГБУК «Ачинский драматический театр» о возложении обязанности привести в соответствие п.3.1. Правил внутреннего распорядка, являющихся приложением к коллективному договору учреждения, в соответствии с требованиями законодательства, проведении аттестации по условиям труда всех имеющихся рабочих мест, мотивируя тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о труде КГБУК «Ачинский драматический театр», установлено, что в учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В нарушение требований ч.6 ст.136 ТК РФ п.5.9 коллективного договора установлены дни выплаты заработной платы 9 и 22 числа каждого месяца путем перечисления денежных средств на банковские карты работников. Пункт 3.1 Правил внутреннего трудового распорядка, являющихся приложением к коллективному договору учреждения определены иные дни выплаты заработной плат: за первую половину месяца не позднее 25-го числа текущего месяца, в размере не более 50% начисленной суммы, за вторую половину месяца - не позднее 10-го числа следующего расчетного месяца. При отсутствии единообразных сроков выплаты заработной платы происходит недостоверное предоставление работодателям информации работникам об условиях оплаты труда (л.д. 2-4).
Уточнив исковые требования истец просит обязать КГБУК «Ачинский драматический театр» провести специальную оценку условий труда, мотивируя тем, что в нарушение требований ст.212 ТК РФ, Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. №426 –ФЗ « О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда в учреждении не проведена (л.л.26-27).
Определением суда от 03 марта 2014 года в качестве третьего лица привлечено Министерство культуры Красноярского края (л.д.50).
Определением суда от 13 марта 2014 года по заявлению прокурора производство по делу в части приведения в соответствие п.3.1. Правил внутреннего распорядка в соответствии с требованиями законодательства прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.
В судебном заседании помощник прокурора Картышева Е.А. поддержала исковые требования и просила обязать ответчика в течение 6 месяцев провести специальную оценку условий труда, мотивируя тем, что аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не проводилась, в связи с чем, после вступления в законную силу закона «О специальной оценке условий труда» должна быть проведена оценка условий труда.
Представитель ответчика КГБУК «Ачинский драматический театр» Мяльдер Т.Е. в судебном заседании против исковых требований о проведении специальной оценки условий труда не возражала, однако, просила предоставить больший срок для ее проведения, поскольку КГБУК «Ачинский драматический театр» является бюджетным учреждением и денежные средства для проведения оценки рабочих мест выделяются из бюджета, само учреждение денежными средствами не располагает. Считает, что в соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда» срок для проведения специальной оценки условий труда составляет 5 лет, который со дня принятия закона не истек.
Представитель ответчика ППО КГБУК «Ачинский драматический театр» Шкиль М.А. по исковым требованиям не возражала.
Представитель третьего лица Министерства культуры Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.85), в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Министерством культуры Красноярского края на 2014 финансовый год данные средства не запланированы (л.д.56-57).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует основополагающие права человека в сфере труда, в частности, согласно ч. 2 ст. 37 Основного закона, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях, отвечающих требованиям охраны труда на рабочем месте.
С 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда
Согласно ст. 3 указанного закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст.8 указанного закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 9. Федерального закона №426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Из материалов дела следует, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения КГБУК «Ачинский драматический театр» требований трудового законодательства и установлено, что ответчиком не проведена специальная оценка условий труда.
Согласно Уставу учредителем и собственником имущества КГБУК «Ачинский драматический театр» является Красноярский край, полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство культуры Красноярского края. Предметом деятельности Учреждения является деятельность Учреждения, связанная с созданием и прокатом спектаклей, других видов представлений на территории РФ, так и за ее пределами, направленная на достижение целей создания Учреждения (л.д.5-12).
Приказом от 30.2013 г. на период отсутствия директора КГБУК «Ачинский драматический театр» Паньковой Е.А., с 30.10.2013 г. исполняющим обязанности директора тетра назначен Кукиев В.С.(л.д.13).
Штатным расписанием, утвержденным 04.10.2013 предусмотрено 130,5 штатных единиц (л.д.14-15).
04.05.2012 г. в Министерство культуры Красноярского края ответчиком было направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств в сумме 198 500 руб. для проведения аттестации рабочих мест (л.д.16), на что был получен ответ, что проведение аттестации рабочих мест нецелесообразно, поскольку в ближайшие годы на здании театра планируется проведение ремонтно-реставрационных работ (л.д.18).
15.06.2013 г. КГБУК «Ачинский драматический театр» снова обратился в Министерство культуры Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств в сумме 165330 руб. на проведение аттестации рабочих мест, и приложен сметный расчет (л.д.17,19-21).
Судом установлено, что до 01.01.3014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда КГБУК «Ачинский драматический театр» ни разу не проводилась, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств по делу и требований трудового законодательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с Федеральным законом « О специальной оценке условий труда» срок специальной оценки условий труда составляет 5 лет, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с п.4 ст.27 указанного закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Между тем, аттестация рабочих мест КГБУК «Ачинский драматический театр» до вступления в законную силу указанного закона ни разу не проводилась.
При установлении сроков проведения специальной оценки условий труда суд исходит из того, что КГБУК «Ачинский драматический театр» является бюджетным учреждением, финансируется из краевого бюджета. В связи с этим, исходя из количества рабочих мест, подлежащих оценке, времени, необходимого для проведения мероприятий, связанных с проведением специальной оценки условий труда и оформления ее результатов, и считает возможным установить срок проведения специальной оценки условий труда до 01 марта 2015 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать КГБУК «Ачинский драматический театр» в срок до 01 марта 2015 года провести специальную оценку условий труда.
Взыскать с КГБУК «Ачинский драматический театр» госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинска 200 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Настенко Т.Н.