Решение по делу № 33-6832/2013 от 30.07.2013

Судья Агеева Н.В.

Докладчик Устинов О.И.         Дело № 33-6832/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зуевой С.М.,

Судей:                 Жегалова Е.А., Устинова О.И.,

При секретаре Варновской И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 29 августа 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда ПФ РФ в <адрес> на решение Татарского районного суда г. Новосибирска от 13 июня 2013 года, которым постановлено:

Иск Федорова В. А. – удовлетворить.    

Решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> в отношении Федорова В.А. от 23.04.2013 отменить.

Обязать на УПФ РФ в <адрес> включить Федорову В.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 21.06.2004 по 08.04.2007 в пожарной части 72 ГПС по охране <адрес> ГУ ГОЧС при администрации <адрес> продолжительностью 2 года 9 месяцев 18 дней.

Признать за Федоровым В.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать УПФ РФ в <адрес> назначить и выплатить Федорову В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 15.04.2013.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Устинова О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федоров В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УПФ РФ в <адрес>, признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своего иска указал, что 27.05.2013 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 23.04.2013 заявителю было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа.

С данным решением Федоров В.А. не согласился, по его мнению, он имеет стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий продолжительностью 25 лет 4 месяца 26 дней, что достаточно для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель обратился в суд и просил признать незаконным решение от 23.04.2013 , возложить обязанность на УПФ РФ в <адрес> включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 21.06.2004 по 08.04.2007 в пожарной части 72 ГПС по охране <адрес> ГУ ГОЧС при администрации <адрес> продолжительностью 2 года 9 месяцев 18 дней, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с 15.04.2013.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

УПФ РФ в <адрес> не согласно с решением, просит его отменить и принять новое.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что ПЧ-72 являлась структурным подразделением системы ГПС <адрес> и не имела прямого подчинения МЧС России.

Поскольку право на досрочную пенсию для работников ГПС субъектов РФ нормами закона от 17.12.2001 № 173–ФЗ не предусмотрено и нормативные документы, регулирующие правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, не предусматривают возможность зачета в указанный стаж периодов работы в подразделениях противопожарной службы, находившихся в подчинении субъекта РФ, то в стаж на соответствующих видах работ Федорова В.А. не могут быть засчитаны периоды работы с 21.06.2004 по 08.04.2007 в ПГС-72.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Полтинников А.В. полагал решение суда законным и обоснованным.

Представитель УПФ РФ в <адрес>, а также Федоров В.А. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.05.2013 Федоров В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в котором просил включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период с 21.06.2004 по 08.04.2007 в пожарной части 72 ГПС по охране <адрес> ГУ ГОЧС при администрации <адрес>.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 23.04.2013 , Федорову В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого стажа работы на соответствующих должностях. В стаж работы не был включен спорный период с 21.06.2004 по 08.04.2007 (2 года 9 месяцев 18 дней), поскольку законодательством не предусмотрено возможность зачета в указанный стаж периодов работы в подразделениях противопожарной службы, находившихся в подчинении субъекта РФ.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение пенсионного органа является незаконным, а требования Федорова В.А. обоснованными.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела в силу следующего.

Так, в соответствии подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Из системного анализа Федерального закона «О пожарной безопасности», Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, Положения «О федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что обязанности, выполняемые каждой из названных противопожарных служб, не являются идентичными.

В <адрес> Постановлением главы администрации <адрес> от 14.01.2004 № 12, утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданскому обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации <адрес>, согласно которому ГУ ГОЧС при администрации <адрес> осуществляет руководство деятельностью дислоцированный на территории области подразделений ГПС, за исключением непосредственно подчиненных МЧС России. Руководство деятельностью Главного управления осуществляет глава администрации <адрес>, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществлению надзорных функций, прохождения военной службы (службы) – МЧС России (утратило силу с 01.01.2005 в связи с принятием Постановления главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 22.12.2004 № 744).

В соответствии с Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по НСО предусмотрено в перечне территориальных органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) <адрес> от 22.12.2004 № 744 «Об областном государственном учреждении «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности <адрес>», которым Главное управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям при администрации <адрес> преобразовано в областное государственное учреждение «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности <адрес>» и на него возложены функции по осуществлению деятельности в области гражданской обороны на территории <адрес>.

Согласно Уставу Центра ГО, ЧС и ПБ <адрес>, утвержденном 30.12.2004 в пункте 1.11 приведен перечень филиалов (обособленных подразделений) – подразделений противопожарной службы <адрес>, в числе которых указана 72-я пожарная часть ГПС по охране <адрес>. Учредителем в соответствии с пунктом 1.4 Устава, является администрация <адрес>.

В Положении о Пожарной части ГПС по охране <адрес>, утвержденном начальником ГУ ГОЧС <адрес> <данные изъяты>, указано, что данная пожарная часть – самостоятельное обособленное структурное подразделение ГУ ГОЧС при администрации <адрес>. Начальником ГУ ГОЧС <адрес> утверждено штатное расписание, начальник пожарной части подчиняется начальнику ГУ ГОЧС. Финансирование осуществляется из средств областного и местного бюджета.

В соответствии с приказом № 72 от 13.02.2007, Пожарная часть № 72 государственной противопожарной службы по охране <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации <адрес> переименована в Пожарную часть № 72 по охране <адрес> Государственного учреждения 4-ый отряд государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от 27.03.2009 был установлен факт принадлежности к 4-му отряду Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране <адрес> в период с 24.01.2005 по 12.02.2007, в том числе, пожарной части № 72 Государственной противопожарной службы по охране <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации <адрес> (ПЧ-72).

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Такое право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не установлено.

Из материалов дела усматривается, что Пожарная часть № 72 по охране <адрес> Государственного учреждения 4-ый отряд государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, где работал и работает по настоящее время истец, не входит в структуру МЧС РФ.

Судебная коллегия приходит к выводу, что работа Федорова В.А. в спорный период проходила в противопожарной службе <адрес> (субъекта Российской Федерации). В связи с чем, указанный период работы истца не подлежит включению в специальный стаж, дающий право назначение досрочной трудовой пенсии по старости и право на досрочную трудовую пенсию по старости у заявителя не возникло, а спорный период работы, относящийся к противопожарной службе <адрес> не может быть учтен при решении вопроса о назначении досрочной пенсии.

Судебная коллегия также учитывает, что законность и соответствие Конституции Российской Федерации положений подпункта 18 пункта 1 статьи 27 (ранее п.п. 9 п. 1 ст. 28) Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, позиция которого по данному вопросу отражена, в том числе, в Определении от 05.02.2009 № 552-О-О, где указано, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.

Кроме того, субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов их семей.

Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов РФ является исключительной прерогативой законодателя, суд такими полномочиями не обладает.

Аналогичная позиция высказана Конституционным судом РФ и в Определении № 93-О-О от 27.01.2011, а также Верховным Судом РФ в определении от 29.01.2009 № 80-В08-20, и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года» (утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Федорова В.А. и удовлетворении апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Отменить решение Татарского районного суда г. Новосибирска от 13 июня 2013 года полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Федорову В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – отказать.

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> – удовлетворить.

Председательствующий

Судьи:

33-6832/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
ФЕДОРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
УПФ РФ в Усть-Таркском районе НСО
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
29.08.2013Судебное заседание
03.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее