Решение по делу № 12-24/2022 от 04.03.2022

Дело №12-24/2022

УИД: 21RS0004-01-2022-000127-47     

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

08 апреля 2022 года п.Вурнары Чувашской Республики

Судья Вурнарского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Филиппов О.А., рассмотрел жалобу директора ООО «<данные изъяты>»- Сидоровой Р.В. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО <данные изъяты> имеющее юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Права, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.4, 25.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях разъяснены.

Отводов не заявлено.

Ходатайство Сидоровой Р.В. о приобщении документов удовлетворено. Других ходатайств не поступило.

Рассмотрев жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы законного представителя ООО «<данные изъяты>»- директора Сидоровой Р.В., помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Сорокина А.В., судья

УСТАНОВИЛ:

Прокурором Вурнарского района Чувашской Республики в связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ письменного обращения работников <данные изъяты> о нарушениях трудового законодательства со стороны руководства ООО «<данные изъяты>», нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил при производстве продукции, об отсутствии у работников медицинских книжек, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> с целью проверки соблюдения санитарного законодательства при изготовлении хлебобулочных изделий в здании <данные изъяты> в <адрес> трудового законодательства. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведение проверки поручено старшему помощнику прокурора Вурнарского района ФИО2 с участием специалистов Территориального отдела правления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики-Чувашии в г.Канаш, инспекторов Государственной инспекции труда в Чувашской Республики.

По результатам проверки постановлением заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В постановлении о возбуждении дела об административном производстве указано, что прокуратурой Вурнарского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего обращения проведена проверка соблюдения трудового законодательства ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного по адресу: <адрес>. Согласно п.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Статьей 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст.209 ТК РФ охрана труда- это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В соответствии с абз.12 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. Согласно ч.1 ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года- ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч.2 ст.213 ТКРФ). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст.213 ТК РФ). В частности, вышеуказанные требования предусмотрены приказом Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры». Требования ч.1 ст.76 ТК РФ предусматривают обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики-Чувашии в г.Канаш проверки ООО «<данные изъяты>» установлено, что не все работники организации прошли обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также периодический медицинский осмотр. Так, изучение медицинских книжек работников ООО «<данные изъяты>» показало, что профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию по специальности (цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий) не прошли ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 (рыбный цех), ФИО10 Работник ФИО8 последний медицинский осмотр проходила ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, в действиях юридического лица ООО «<данные изъяты>» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Законный представитель ООО «<данные изъяты>»- директор Сидорова Р.В., участвовавшая при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, с постановлением ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1, 253., 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ей разъяснены.

В своем письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «<данные изъяты>»- Сидорова Р.В. указала, что директором работает с ДД.ММ.ГГГГ, с нарушениями, выявленными в ходе прокурорской проверки, согласна, но считает, что они были допущены директором по производству- ФИО12 до увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Вину признает, просит назначить наказание в виде предупреждения.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике- ФИО15. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей за совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах. Прокуратурой Вурнарского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего обращения работников проведена проверка соблюдения трудового законодательства ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного по адресу: <адрес>. Согласно п.2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Статьей 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст.209 ТК РФ охрана труда- это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В соответствии с абз.12 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. Согласно ч.1 ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года- ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч.2 ст.213 ТК РФ). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст.213 ТК РФ). В частности, вышеуказанные требования предусмотрены приказом Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31.12.2020 года «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры». Требования ч.1 ст.76 ТК РФ предусматривают обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш проверки ООО «<данные изъяты>» установлено, что не все работники организации прошли обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также периодический медицинский осмотр. Так, изучение медицинских книжек работников ООО «<данные изъяты>» показало, что профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию по специальности (цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий) не прошли ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 (рыбный цех), ФИО10 Работник ФИО8 последний медицинский осмотр проходила ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Смягчающим административную ответственность обстоятельством при рассмотрении дела об административном правонарушении признано раскаяние лица, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. В постановлении также указано, что обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст.ст.3.4, 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии со ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием директора ООО «<данные изъяты>»- Сидоровой Р.В., копия постановления о назначении наказания директором ООО «<данные изъяты>»- Сидоровой Р.В. получена ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «<данные изъяты>»- Сидорова Р.В. ДД.ММ.ГГГГ через почтовую службу подала в суд жалобу, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, изменить, заменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей на предупреждение. В жалобе директор ООО «<данные изъяты>»- Сидорова Р.В. также указала, что на момент проведения прокуратурой Вурнарского района проверки в ООО «<данные изъяты>» с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Ресблики-Чувашии в г.Канаш в ООО «<данные изъяты>» установлено, что не все работники организации прошли обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также периодический медицинский осмотр. Так, изучение медицинских книжек работников ООО «<данные изъяты>» показало, что профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию по специальности (цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий) не прошли ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 (рыбный цех), ФИО10 Работник ФИО8 последний медицинский осмотр проходила ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные нарушения ООО «<данные изъяты>» в кратчайшие сроки устранило, все прошли проверку знаний, прошли медосмотр. При рассмотрении административного материала инспектором данные обстоятельства не были учтены. В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы причинения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 11 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 КоАП РФ. Назначая ООО «<данные изъяты>» административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей, государственная инспекция труда не мотивировала необходимость назначения наказания в виде штрафа при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств. Общество впервые привлекается к административной ответственности за данное правонарушение, вину признало, приняло меры по устранению нарушений. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, который является общедоступным, относится к субъектам малого предпринимательства. Считает, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний. Также необходимо учитывать соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Поэтому имеются основания для изменения постановления Государственной инспекции труда Чувашской Республики в части назначенного ООО «<данные изъяты>» административного наказания путем замены штрафа на предупреждение.

В судебном заседании директор ООО «<данные изъяты>»- Сидорова Р.В. жалобу поддержала по изложенным основаниям и дополнительно пояснила, что гигиеническая подготовка и аттестация о том, каким образом соблюдать гигиену при производстве продукции по специальности проводится 1 раз в 2 года. ФИО8 каждый год должна была проходить медосмотр, в ООО «<данные изъяты> работает приемо-сдатчицей готовой продукции. ФИО10 в ООО «<данные изъяты>» работает заведующим общепита, до выхода на работу долгое время не работала. Все эти нарушения допщены в первый раз, в ДД.ММ.ГГГГ года все работники прошли медосмотр. Ее как должностное лицо тоже привлекли по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Сорокин А.В. просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что оснований для изменения постановления о назначении административного наказания не имеется.

Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Судья определил рассмотреть жалобу без участия представителя Государственной инспекции труда в Чувашской Республике.

Рассмотрев жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы законного представителя ООО «<данные изъяты>»- директора Сидоровой Р.В., помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Сорокина А.В., судья приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу ч.1 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагает трудовые отношения между сторонами, обязывающие работодателя обеспечивать работнику безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии сч.1 ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

В силу ст.212 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2022 года) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ст.213 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2022 года) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со ст.419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В силу ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Согласно ч.1, п.3 ч.2 ст.46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Периодический медицинский осмотр- осмотр проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

В силу ч.5 ст.15 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.п.1, 18, 20, 22 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н, Порядок устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку. В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23-27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев. Периодические медицинские осмотры проходят работники: организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

В п.23 приложения к Порядку указано, что на работах, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций) установлена периодичность периодических медицинских осмотров 1 раз в год, с участием врача-оториноларинголога, врача-дерматовенеролога, врача-стоматолога, необходимые исследования: исследование крови на сифилис, исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем- по эпидпоказаниям, исследования на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем- не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям, мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу, в дальнейшем- по медицинским и эпидпоказаниям.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 года №229, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью: для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников,- ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения; для остальных категорий работников- 1 раз в 2 года. Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее- центры госсанэпиднадзора) в форме собеседования или тестового контроля. Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку. Руководитель организации, деятельность которой связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, составляет пофамильные списки лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, и направляет их не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующий центр госсанэпиднадзора одновременно с проектом плана этой подготовки. План после согласования утверждается руководителем организации.

В п.п.21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 года №45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (далее также - прохождение необходимого обучения и проверка знаний), а также обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), обязательные психиатрические освидетельствования (далее также - обязательные осмотры) или имеющего медицинские противопоказания, влечет административную ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Так, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 указанной статьи КоАП РФ, образует, например, допуск любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций, к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения периодических медицинских осмотров (ч.2 ст.213 ТК РФ). Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, абзацы третий- пятый ч.1 ст.76 ТК РФ). Следует учитывать, что фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, у сотрудников, занятых в сфере организации питания должны быть надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством, оформленные медицинские книжки, которые должны в обязательном порядке содержать следующую актуальную информацию: о результатах медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе. Работники организации должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании ООО «<данные изъяты>» внесена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с уставом ООО «<данные изъяты>» осуществляет производство и реализацию продукции сельскохозяйственного назначения, продовольственных и промышленных товаров; производства хлеба, мучных кондитерских изделий недлительно хранения и их реализацию; производство и реализацию продукции общественного питания.

На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ согласно медицинской книжке ФИО8 последний раз медицинский осмотр проходила ДД.ММ.ГГГГ.

Из медицинских книжек работников ООО «<данные изъяты>» ФИО3, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10 следует, что профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация по специальности ими в установленный срок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не пройдена, гигиеническая подготовка и аттестация по специальности ими пройдена уже после проверки.

При рассмотрении дела об административном правонарушении указанные нарушения были оценены в совокупности согласно требованиям ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такие действия (бездействие) ООО «<данные изъяты>» нарушают положения Трудового кодекса РФ, других вышеуказанных нормативных актов в области трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.ч.3, 3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из сведений из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который является общедоступным и размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, ООО «<данные изъяты>» относится к субъектам малого предпринимательства, включен в реестр ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является- деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, дополнительными видами деятельности- производство мяса в охлажденном виде, мясной продукции, хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения и прочее.

Судья считает, что оснований для назначения ООО «<данные изъяты>» за совершенное административное правонарушение административного наказания в виде предупреждения не имеется. С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного Кодекса. В данном случае такой совокупности обстоятельств не имеется. Совершенное ООО «<данные изъяты>» административное правонарушение создало угрозу возникновения эпидемии, то есть причинения вреда жизни и здоровью людей.

Довод жалобы о том, что нарушения были устранены, не свидетельствуют об отсутствии нарушений требований вышеуказанных нормативных актов.

Из смысла ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется. Порядок привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности соблюден. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для удовлетворения жалобы, отмены, изменения постановления о назначении административного наказания, направления дела на новое рассмотрение по подведомственности, прекращения производства по делу не имеется. Административное наказание ООО «<данные изъяты>» назначено в соответствии с положениями ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.3, 30.7-30.9, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике- ФИО14. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей, оставить без изменения, жалобу директора ООО «<данные изъяты>»- Сидоровой Р.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Вурнарского районного суда             О.А. Филиппов

12-24/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Норусово"
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Судья
Филиппов О.А.
Статьи

5.27

Дело на странице суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
04.03.2022Материалы переданы в производство судье
08.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.06.2022Вступило в законную силу
08.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее