№ 2-322/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Семенова А.В.,
при секретаре Михеевой Д.Г.,
с участием представителя истца по первоначальным исковым требованиям - заместителя прокурора Ужурского района Красноярского края Максименко И.Ю.,
представителя ответчика администрации Ужурского района Красноярского края Савиной Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2024,
представителя ответчика по первоначальным исковым требованиям и истца по встречному исковому заявлению Маркарян Т.А. - Рудыка В.Е., действующего на основании ходатайства ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Маркарян Татевик Т.А., Администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительным открытого аукциона, договора купли-продажи земельного участка и прекращении права собственности на земельный участок, встречному исковому заявлению Маркарян Т.А. к Администрации Ужурского района Красноярского края о признании добросовестным приобретателем земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Маркарян Т.А., администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительным открытого аукциона, договора купли-продажи земельного участка и прекращении права собственности на земельный участок. Требования, с учетом их уточнения, мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения администрацией Ужурского района Красноярского края земельного законодательства о приватизации муниципального имущества. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство определен в статьях 39.1-39.20 Земельного кодекса РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли- продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Подпунктом 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Согласно пп. 1 п. 2 ч. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
В нарушение указных норм законодательства, администрацией Ужурского района в 2022 году осуществлена процедура приватизации земельного участка по <адрес> общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, в порядке установленном 178-ФЗ, включающая в себя: принятие распоряжения от 08.11.2022 № 237 о проведении аукциона (утверждении аукционной документации, создании комиссии по проведению открытого аукциона) по продаже земельного участка, размещение извещения № 22000006120000000009 в единой информационной системе torgi.gov.ru, проведении 13.12.2022 аукциона по продаже земельного участка, заключение договора купли-продажи земельного участка с Маркарян Т.А. от 14.12.2023. Таким образом, земельный участок с кадастровым № был в нарушение установленного порядка предоставления земельными участками.
Обосновывая свои требования ст. 166, 167, 168 ГК РФ прокурор Ужурского района просит признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора купли продажи недвижимого муниципального имущества - земельного участка по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство по извещению №22000006120000000009, лот №1, размещенному в единой информационной системе torgi.gov.ru; признать недействительным договор купли-продажи от 14.12.2023 земельного участка по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, заключенный между муниципальным образованием Ужурский район и Маркарян Т.А., применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата полученного имущества по сделке; прекратить право собственности на по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, зарегистрированное за Маркарян Т.А. на основании договора купли продажи земельного участка от 14.12.2023 (запись государственной регистрации № от 20.12.2022).
Маркарян Т.А. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Администрации Ужурского района Красноярского края о признании добросовестным приобретателем земельного участка. Требования мотивированы тем, что прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в Ужурский районный суд Красноярского края с исковым заявлением ко мне и администрации Ужурского района Красноярского края, в котором просит признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора купли - продажи недвижимого имущества - земельного участка по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, по извещению № 22000006120000000009, лот № 1, размещенному в единой информационной системе torgi.gov.na; признать недействительным договор купли - продажи земельного участка от 20.12.2022 по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, заключенный между Маркарян Т.А. и муниципальным образованием Ужурский район, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата полученного имущества по сделке; прекратить право собственности на земельный участок по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, зарегистрированное за Маркарян Т.А. на основании договора купли - продажи.
В обосновании своей позиции указывает на то, что в ходе проверки исполнения земельного законодательства было установлено, что администрацией Ужурского района Красноярского края осуществлена процедура приватизации земельного участка но <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым номером 24:39:0116006:324, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, в порядке установленном 178-ФЗ. включающая в себя: принятие распоряжения от 08.11.2022 № 237 о проведении аукциона (утверждение аукционной документации, создание комиссии по проведению открытого аукциона) по продаже земельного участка, размещение извещения № 22000006120000000009 в единой информационной системе torgi.gov.ru, проведении 13.12.2022 аукциона по продаже земельного участка, заключение договора купли - продажи земельного участка с Маркарян Т.А. На этом основании считает, что указанный земельный участок был в нарушении установленного порядка передан Маркарян Т.А. в собственность.
Вместе с тем, на основании протокола об итогах аукциона в торговой процедуре № 5256210-1, по извещению № 22000006120000000009, между Маркарян Т.А. и администрацией Ужурского района 14.121.2022 заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., расположенного по <адрес>.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302 ГК РФ) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя, а добросовестный приобретатель должен доказать свое право в ходе судебного разбирательства.
Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума ВС РФ. Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Таким образом, участвуя в торговой процедуре и заключая спорный договор купли- продажи, Маркарян Т.А. проявила должную осмотрительность и разумность действий, в связи с чем, в ее действиях по приобретению спорного имущества отсутствуют недобросоветсные действия, связанные с нарушением интересов других лиц.
Полагает, что в действиях администрации Ужурского района Красноярского края по представлению Маркарян Т.А. за плату спорного земельного участка отсутствуют нарушения норм действующего законодательства и права неопределенного круга лиц в данном случае не были нарушены, поскольку информация о проведении аукциона была в открытом доступе, что не препятствовало всем возможным заинтересованным в приобретении спорного земельного участка лицам в реализации права на участие в торгах. Формальное же нарушение порядка организации и проведения торгов не повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на получение земельного участка и эти обстоятельства не влекут недействительность сделки купли-продажи и недействительность результатов аукциона.
На основании изложенного, Маркарян Т.А. просит признать ее добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., расположенного по <адрес>, на основании договора купли - продажи земельного участка № 7, заключенного между Маркарян Т.А. и администрацией Ужурского района от 14.12.2022.
Представитель истца по первоначальным исковым требованиям - заместитель прокурора Ужурского района Максименко И.Ю. в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что при направлении искового заявления была допущена опечатка, верным является <адрес>, в остальном все сведения являются верными. В удовлетворении встречных исковых требований просит отказать.
Ответчик по первоначальным исковым требованиям и истец по встречному исковому заявлению Маркарян Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом.
Представитель ответчика по первоначальным исковым требованиям и истца по встречному исковому заявлению Маркарян А.Т. в судебное заседание не явился, о дате, времени и места рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом.
Представитель ответчика по первоначальным исковым требованиям и истец по встречному исковому заявлению Маркарян Т.А. - Рудык В.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора Ужурского района не признал, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме по следующим основаниям. В действиях администрации Ужурского района Красноярского края по представлению Маркарян Т.А. за плату спорного земельного участка отсутствуют нарушения норм действующего законодательства, права неопределенного круга лиц в данном случае не были нарушены. Информация о проведении аукциона была в открытом доступе (извещение № 22000006120-000000009 в единой информационной системе torgi.gov.ru), что не препятствовало всем возможным заинтересованным лицам в приобретении спорного земельного участка лицам в реализации права на участие в торгах. Формальное же нарушение порядка организации и проведения торгов не повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на получение земельного участка и эти обстоятельства не влекут недействительность сделки купли-продажи и недействительность результатов аукциона. Кроме того Маркарян Т.А. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, поскольку ею была проявлена разумная осмотрительность при заключении сделки и при ее заключении Маркарян Т.А. не могла знать о наличии порядка организации и проведения торгов со стороны муниципального образования. Также необходимо отметить, что после приобретения в собственность земельного участка, Маркарян Т.А. были произведены значительные денежные вложения в его улучшение. В частности, поскольку земельный участок расположен в болотистой местности, Маркарян Т.А. пришлось осуществлять работы по его отсыпке твердыми породами грунта и осушению. В дальнейшем, по периметру земельного участка была смонтирована железобетонная плита, на которой планируется к строительству объект недвижимости. На удовлетворении встречного искового заявления настаивает.
Представитель ответчика по первоначальным и встречным исковым требованиям - администрации Ужурского района Красноярского края Савина Т.В. исковые требования прокурора Ужурского района не признала, просит в их удовлетворении отказать, так как доводы прокурора Ужурского района несостоятельны в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении суд ми некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей при природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный затрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (и. 1 ст. 336, ст. 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (ст. 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (п. 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 данного кодекса (п. 2).
Как разъяснено и абз. 2 п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли или на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
На предоставление земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м, расположенного по <адрес> не поступило ни одного заявления, соответственно проводить продажу данного земельного участка на основании ст. 39.18 ЗК РФ не представлялось возможным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Абзацем 1 ст. 217 ГК РФ предусмотрена возможность передачи муниципального имущества его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 366 от 19.05.2022 образован земельный участок путем раздела земельного участка, с сохранением в измененных границах. Выпиской из ЕГРН от 16.06.2022 подтверждено, что собственником земельного участка с кадастровым № являлся Ужурский район Красноярского края.
Распоряжением администрации Ужурского района Красноярского края № 237 от 08.11.2022 было принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, адрес <адрес>. Начальная цена установлена на основании отчета № 7712/22 об оценке рыночной стоимости объекта по состоянию на 17.10.2022 в размере 106000 руб., без учета НДС 20%.
08.11.2022 организатором торгов администрацией Ужурского района Красноярского края на официальном сайте Российской Федерации (www.torui.gov.гu) размещено извещение о проведении открытого аукциона № 22000006120000000009 на право заключения договора купли-продажи недвижимого муниципального имущества.
Согласно протоколу № 1 о признании претендентов от 09.12.2022 участниками электронного аукциона № 5256210-1 по лоту № 1 поступила заявка от Маркарян Т.А.. Торговая процедура аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого муниципального имущества признана несостоявшейся по причине подачи одной заявки от Маркарян Т.А., которая признана участником аукциона. Установлено заключить договор купли- продажи муниципального имущества с Маркарян Т.А..
На основании вышеизложенного, на спорном земельном участке с кадастровым №, площадью 428 кв.м., разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, адрес <адрес> объекты недвижимости отсутствуют, аукцион проводился в соответствии с требованиями Земельного законодательства Российской Федерации.
В связи с чем, права неопределенного круга лиц не были нарушены, поскольку извещение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого муниципального имущества спорного участка было размещено и опубликовано в соответствии с законом, нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, сведений о начальной цене, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги. А также не было необоснованных недопущений к участию в публичных торгах; продолжений публичных торгов. Информация о наличии в собственности муниципального образования Ужурский район земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., по <адрес> была общедоступной.
Кроме того, поскольку информация об аукционе на право заключения договора купли-продажи недвижимого муниципального имущества была общедоступной, то имеет правовое значение то, что Маркарян Т.А. является добросовестным приобретателем при заключении договора-купли продажи на спорный земельный участок. Поскольку в исковом заявлении нет сведений о том, чья защита будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке, такой интерес должен носить материально правовой характер и, соответственно, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, как, собственно, должно быть доказано нарушение конкретного, а не абстрактного права неопределенного круга лиц. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. В ином случае интересы указанного лица не могут быть защищены в судебном порядке в результате оспаривания следки, которая не влечет для него каких-либо правовых, последствий.
На основании вышеизложенного администрация Ужурского района Красноярского края считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора Ужурского района Красноярского края следует отказать в полном объеме. Требования по встречному исковому заявлению Администрация Ужурского района признает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. От представителя Управления Ильиной Е.В., действующей на основании доверенности от 13.12.2023, поступили пояснения на исковое заявление прокурора Ужурского района, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В пояснениях указано следующее. В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым №, уточненной площадью 428 кв.м., относящимся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по <адрес>, который был образован из земельного участка с кадастровым №. Право собственности зарегистрировано 20.12.2022 за Маркарян Т.А. на основании договора купли продажи земельного участка от 14.12.2022 № 7.
При рассмотрения исковых требований необходимо учитывать, что в отношении земельного участка с кадастровым № был заключен договор купли-продажи с иной датой, чем та, которая указана в исковом заявлении. В связи с чем, исковые требования подлежат уточнению. Спорный земельный участок был приобретен ответчицей Маркарян Т.А. посредством участия в торговой процедуре на открытом аукционе, согласно извещению, размещенному в единой информационной системе torgi.gov.ru, по результатам которого с ответчицей был заключен договор купли-продажи земельного участка от 14.12.2022 № 7.
При рассмотрении требований о признании договора недействительным необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В числе случаев продажи земельных участков без проведения торгов, пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрен случай предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса, которой установлены особенности предоставления земельных участков гражданам, в том числе для ИЖС.
Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 (зарегистрирован в Минюсте России 01.10.2020 № 60174) утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Необходимо отметить, что Верховный суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 3(2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020 указал, что государственный регистратор прав наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком (п. 53).
Следовательно, в процессе осуществления учетно-регистрационных действий государственным регистратором прав не осуществляется проверка исполнения функций, возложенных на другие органы, в случае, если решение определенных вопросов действующим законодательством отнесено к их компетенции.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Последствия недействительности сделки установлены ст. 167 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, общим последствием недействительности сделки является приведение сторон в первоначальное положение (возврат полученного по сделке).
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРН.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Также, согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Так, ч. 3 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другою лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам
Согласно п. 3 ст. 129ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу положений ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Согласно ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пунктах 74, 75 и 78 постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» приведены следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
Применительно к ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (п. 1 ст. 336, ст. 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (ст. 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 166 и п. 2 ст. 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу п. 1, 4, 5 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 71 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном производстве).
Приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В силу приведенных выше положений закона основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил их проведения, имеющее существенное значение и повлиявшее на результаты торгов, которое привело к умалению прав и законных интересов заявителя, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности сделки, заключенной на таких торгах.
Правовые основания, порядок, процедура и сроки проведения торгов (аукциона) по продаже земельных участков регулируются положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельное законодательство предусматривает преимущественное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов, проводимых в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).
В силу п. 3 ст. 39.3 ЗК РФ, если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
В соответствии с п. 13 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации по результатам аукциона по продаже земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион) определяется цена такого земельного участка.
Согласно п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
В обозначенной форме реализуются предусмотренные статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципы платности использования земли и сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу п. 19, 20 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно ч. 2, 3, 4, 5 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования.
Порядок обнародования муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Порядок обнародования муниципальных правовых актов внутригородской территории города федерального значения, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом внутригородской территории города федерального значения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Под обнародованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, понимается: 1) официальное опубликование муниципального правового акта; 2) размещение муниципального правового акта в местах, доступных для неограниченного круга лиц (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах); 3) размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 4) иной предусмотренный уставом муниципального образования способ обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальным правовым актом, в том числе соглашением, заключенным между органами местного самоуправления.
Официальным опубликованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение его полного текста в сетевом издании.
В соответствии с п. 15, 16 ст. 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются: 1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона; 2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка; 3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона; 4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона; 5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).
Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
Таким образом, нормами земельного законодательства (п. 19, 20 ст. 39.11 ЗК РФ) устанавливается специальный порядок публикации информации о проведении торгов по продаже земельного участка, а также размещения информации о результатах аукциона.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Ужурского района Красноярского края № 366 от 19.05.2022, образован путем раздела земельного участка с кадастровым №, из земель населенных пунктов, расположенного по <адрес>, площадью 428 кв.м., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, с сохранением в измененных границах: земельный участок, площадью 428 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по <адрес>, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Утверждена схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 428 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный по <адрес>, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Распоряжением администрации Ужурского района Красноярского края № 237 от 08.11.2022 принято решение об организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого муниципального имущества - земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по <адрес>. Создана комиссия по проведению открытого аукциона, утверждена аукционная документация на право заключения договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества, определен в качестве организатора торгов (электронная площадка) - ЭТП «Фабрикант».
В этот же день, 08.11.2022 организатором аукциона на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.torui.gov.гu было размещено извещение о проведении аукциона № 22000006120000000009. Заявки на участие в аукционе принимались организатором торгов до 06.12.2022 включительно, определение участников аукциона установлено - 09.12.2022, дата и время проведения аукциона - 13.12.2022 в 09 часов 00 минут.
Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи спорного земельного участка на официальном сайте администрации Ужурского района Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://rsuzhur.ru, как указано в аукционной документации, не размещалось. Сведений о том, что извещение о проведении открытого аукциона размещалась в печатном издании либо в местах, доступных для неограниченного круга лиц, материалы дела не содержат, ответчиком администрацией Ужурского района указанных сведений также представлено не было.
Протоколом администрации Ужурского района Красноярского края от 09.12.2022 торговая процедура «Аукцион по приватизации № 5256210-1» признана несостоявшейся, принято решение о признании Маркарян Т.А. единственным участником аукциона, заключить с Маркарян Т.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по <адрес>, по начальной цене продажи муниципального имущества - 106000 рублей.
14.12.2022 между муниципальным образованием Ужурский район (продавец) и Маркарян Т.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка № 7, согласно которому на основании протокола об итогах аукциона в торговой процедуре № 5256210-1, по извещению №22000006120000000009, продавец продает, а покупатель приобретает в собственность, за плату, земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 428 кв.м, с кадастровым №, расположенный по <адрес>, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство (п. 1.2 договора). На момент заключения настоящего договора участок находится в муниципальной собственности (п. 1.3 договора). Цена проданного объекта недвижимости составляет 106000 рублей без учета НДС. Покупатель обязан перечислить денежные средства в размере 84800 рублей. Задаток в сумме 21200 рублей, внесенный покупателем на счет продавца, засчитывается в счет оплаты за земельный участок (п. 2.1 договора).
Как следует из информации, представленной администрацией Ужурского района 14.08.2024, от Маркарян Т.А. оплата по договору купли-продажи № 7 от 14.12.2022 за земельный участок, расположенный по <адрес> с кадастровым №, площадью 428 кв.м. в размере 106000 рублей поступила в полном объеме.
20.12.2024 за Маркарян Т.А. зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ППК «Роскадастр» по Красноярскому краю от 05.02.2024.
Факт существенного нарушения процедуры проведения торгов, выразившегося в неопубликовании извещения об аукционе на официальном сайте администрации Ужурского района Красноярского края, а также в официальном печатном издании муниципального образования, влияет на число участников торгов.
Несоблюдение императивно установленного порядка опубликования извещения о проведении торгов нарушает права и законные интересы как неопределенного круга лиц, так и муниципального образования как собственника продаваемого имущества, заинтересованного в привлечении к аукциону как можно большего количества потенциальных покупателей, что, в свою очередь, направлено на получение наиболее высокой цены за отчуждаемое имущество, выявленной в ходе проведения аукциона, и поступление в доход бюджета большей суммы от его продажи.
Действительно, п. 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом п. 9 ст. 4 Устава Ужурского района Красноярского края (принят Решением Ужурского районного Совета депутатов от 06.08.1997 № 5-14р) установлено, что обнародование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления происходит путем доведения их полного текста до жителей Ужурского района посредством: размещения на информационных стендах муниципального образования Ужурский район, расположенных по адресу: г. Ужур, ул. Ленина, 21а; размещения на официальном сайте муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов по продаже муниципального имущества предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения на официальном сайте администрации Ужурского района Красноярского края, а также в периодических печатных изданиях. При этом опубликование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений, массовое информирование потенциальных покупателей, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам. Законодатель предусмотрел способы размещения извещения о продаже земельного участка: на официальных сайтах в сети Интернет, а также в официальном печатном периодическом издании, предполагая теоретическую возможность отсутствия у потенциально заинтересованного лица доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом норма п. 20 ст. 39.11 ЗК РФ по своей правовой природе имеет императивный характер, следовательно, возможность ознакомления с извещением о проведении аукциона в сети Интернет и в местах обнародования не освобождает организатора аукциона от обязанности опубликования такого извещения в периодическом печатном издании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов ведет к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации и, как следствие, к уменьшению круга участников торгов.
По смыслу вышеприведенных норм во взаимосвязи с положениями Устава, на местной администрации Ужурского района Красноярского края, принявшей решение выставить на торги спорный земельный участок, лежала обязанность разместить информацию о проведении торгов не только на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но и на официальном сайте администрации Ужурского района Красноярского края в сети «Интернет» и в периодическом печатном издании (газете). В связи с этим именно администрация Ужурского района Красноярского края обязана представить доказательства надлежащего исполнения ею требований закона о размещении информации о проведении торгов. При этом как усматривается из материалов дела, ответчик - администрация Ужурского района Красноярского края признала факт указанного нарушения при процедуре извещения о торгах, доказательств обратного суду не представила.
Возможность ознакомления с извещением о проведении аукциона в сети «Интернет» на официальном сайте www.torgi.gov.ru, определенном в качестве официального сайта РФ для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не освобождает администрацию от обязанности опубликования такого извещения на официальном сайте администрации Ужурского района и в периодическом печатном издании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В данном случае, суд соглашается с прокурором Ужурского района и полагает, что нарушение процедуры проведения торгов в связи с неопубликованием информации об их проведении, не позволило всем заинтересованным в участии в аукционе лицам получить необходимую и достаточную информацию для того, чтобы принять решение об участии в аукционе, оценить потенциальные риски заключения договора и т.д., что свидетельствует о возможности наступления событий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции, а следовательно, влечет ограничение доступа к информации о проведении аукциона заинтересованных лиц, следовательно, действия (бездействие) организатора аукциона могли привести к ограничению круга участников аукциона.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что допущенные организатором нарушения закона в виде не опубликовании сведений о проведении аукциона на официальном сайте администрации Ужурского района, а также в печатном издании (газете), повлекли искусственное сокращение числа потенциальных участников аукциона, соответственно, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, в данном случае нарушены и права муниципального образования, поскольку большее количество участников аукциона привело бы к возможности заключения договоров по более высокой цене.
В силу положений п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Заключение администрацией Ужурского района Красноярского края договора купли-продажи № 7 от 14.12.2022 с нарушением процедуры проведения аукциона привело к созданию преимущественных условий для одного лица (Маркарян Т.А.) и лишило возможности других лиц, круг которых определить невозможно, реализовать свое право на заключение договоров купли-продажи спорного земельных участка.
Таким образом, заключенная ответчиками сделка в виде договора купли-продажи земельного участка является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенные организатором торгов вышеуказанные нарушения, являются существенными и влекут их недействительность, в связи с чем требования заявленные прокурором Ужурского района Красноярского края подлежат удовлетворению.
В порядке применения последствий недействительности сделки, земельный участок с кадастровым №, площадью 428 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по <адрес>, подлежит возврату в муниципальную собственность администрации Ужурского района Красноярского края, а в пользу Мавркарян Т.А. подлежит возврату уплаченная за него выкупная стоимость в размере 106000 рублей путем взыскания ее с администрации Ужурского района Красноярского края.
Решение суда является основанием для исключения из ЕГРН сведений о праве Маркарян Т.А. на спорный земельный участок с кадастровым номером 24:39:0116006:324.
Поскольку судом установлено, что открытый аукцион и заключение договора купли-продажи земельного участка с Маркарян Т.А. ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Указанное положение закона подлежит применению в тех случаях, когда заявлены исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 34 постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
Поскольку в настоящем деле прокурором Ужурского района заявлен спор, вытекающий из договорных отношений между Администрацией Ужурского района и Маркарян Т.А., и связанный с применением последствий недействительности сделки, то в соответствии с вышеуказанными положениями закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ к спорным правоотношениям не подлежат применению положения ст. ст. 301, 302 ГК РФ.
Принимая во внимание, что сделка по отчуждению спорного земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по <адрес>, была заключена в нарушение требований закона и публичных интересов, указанный земельный участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения Маркарян Т.А., суд не усматривает оснований для признания Маркарян Т.А. добросовестным приобретателем спорного земельного участка. Таким образом, встречные исковые требования Маркарян Т.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора купли продажи недвижимого муниципального имущества - земельного участка по <адрес>, с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство по извещению № 22000006120000000009, лот №1, размещенному в единой информационной системе torgi.gov.ru.
Признать недействительным договор купли- продажи от 14.12.2022 земельного участка по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, заключенный между муниципальным образованием Ужурский район и Маркарян Т.А..
Возложить на Маркарян Т.А. обязанность возвратить земельный участок по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство администрации Ужурского района Красноярского края (ИНН 2439002150, ОГРН 1022401093835).
Возложить на администрацию Ужурского района Красноярского края (ИНН 2439002150, ОГРН 1022401093835) обязанность возвратить из соответствующего бюджета Маркарян Т.А. уплаченные по договору купли-продажи № 7 от 14.12.2022 денежные средства в размере 106000 (сто шесть тысяч) рублей.
Прекратить право собственности Маркарян Т.А. на земельный участок по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, зарегистрированное на основании договора купли-продажи от 14.12.2022 (запись государственной регистрации № от 20.12.2022).
Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведений о праве собственности Маркарян Т.А. на земельный участок по <адрес>, общей площадью 428 кв.м., с кадастровым №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство.
В удовлетворении встречных исковых требований Маркарян Т.А. к Администрации Ужурского района Красноярского края о признании добросовестным приобретателем земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Семенов
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 29 ноября 2024 года.