К делу № 2-2061/2024 УИД 23RS0014-01-2024-001086-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
станица Динская Краснодарского края 27 мая 2024 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Майстер Л.В.,
при секретаре Кошкидько А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зуй Н.С., Семеновой В.И. и Зуй И.В. действующего как в своих интересах, и интересах несовершеннолетних Д. и И. к администрации муниципального образования <адрес> об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда, отвечающее установленным требованиям к жилому помещению, по договору социального найма с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с учетом права на внеочередное обеспечение таковым. Принятие семьи истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и учет права на получение жилого помещения вне очереди были обусловлены наличием в семье ребенка-инвалида и необеспеченностью семьи жилым помещением, так как единственное жилье, принадлежащее одному из членов семьи, в установленном порядке признано непригодным для проживания.
В последующем истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в соответствующем порядке жилого помещения. Однако в ответ Администрация муниципального образования <адрес> сообщила о невозможности предоставления жилья по договору социального найма ввиду отсутствии свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Истцы полагают, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления по договору социального найма, не может являться достаточным основанием для отказа им в реализации их прав, в связи с чем, обратились в суд за их защитой с соответствующим исковым заявлением.
Истцы в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени проведения судебного заседания ответчик уведомлен надлежащим образом, предоставил суду письменные возражения на иск в которых просит в иске отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просит в иске отказать и рассмотреть дело в его отсутствии.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что истцы и несовершеннолетние дети в интересах которых так же заявлен иск, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и учтено их право на получение жилого помещения вне очереди.
Администрацией МО <адрес> в своем ответе на обращение Зуй И.В. разъяснено, что свободные от заселения жилые помещения муниципального жилищного фонда для предоставления по договорам социального найма пригодные для проживания, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления отсутствуют.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В виду отсутствия специального правового регулирования по установлению порядка реализации и обеспечения прав инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, применению подлежат нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что в нем прямо предусмотрена возможность реализации права на жилое помещение посредством института договора социального найма из муниципального жилищного фонда лишь в отношении граждан, признанных малоимущими.
Как усматривается из материалов дела И. ДД.ММ.ГГГГ.рождения имеет группу инвалидности категории «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой МСЭ-2022 №.
В ст. 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Частью 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр.
Так же, на основании ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Статьей 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, право истцов на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди установлено в соответствующем порядке и предметом спора по настоящему делу не являлось.
В представленных возражениях ответчик в свою очередь указывает, что в Жилищном кодексе РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, в связи с чем полагает, что оно предоставляется при наличии свободного жилого помещения, отвечающего требованиям действующего законодательства. Одновременно ответчик ссылается на отсутствие свободных от заселения жилых помещений для предоставления по договорам социального найма, пригодных для проживания, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Так же ответчиком указано, что бюджет муниципального образования <адрес> является дефицитным, дотационным с высокой долговой нагрузкой.
При этом согласно позиции ответчика с учетом того, что истцы длительно проживают в домовладении, признанном еще в 2013 году непригодным для проживания по настоящее время, не были переселены в маневренный фонд, то вывод о том, что проживание в данном домовладении невозможно или создает непосредственную опасность для жизни и здоровья, сделать нельзя.
Вместе с тем суд полагает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.
Таким образом, к доводам ответчика суд относится критически ввиду того, что они основаны на неверном толковании норм материального права.
В возражениях Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> содержаться аналогичные доводы и указано, что вопрос о предоставлении Зуй Н.С. и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством при наличии свободного муниципального жилья.
Кроме того, третьим лицом также указано, что согласно п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди по договору социального найма предоставляются жилые помещения собственникам жилых помещений, а следовательно, право членов семьи собственника на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма законодательством не предусмотрено.
Однако право истцов на обеспечение жильем в равных объемах следует из гарантий, закрепленных в ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как членов семьи, имеющих в своем составе ребенка-инвалида.
По мнению суда, законодатель не устанавливает разный объем прав на обеспечение жилым помещением по договору социального найма для членов семьи данной категории. Так как в противном случае, при обеспечении Зуй Н.С. как собственника, признанного непригодным для проживания домовладения, жилым помещением во внеочередном порядке ввиду наличия в семье ребенка-инвалида, без одновременного обеспечения жильем в таком же порядке всех членов ее семьи, в том числе малолетних детей, не отвечало бы сущности законодательных гарантий социальной защиты, закрепленных в приведенной норме Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд удовлетворяет заявленные истцами требования.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Зуй Н.С., Семеновой В.И. и Зуй И.В. действующего как в своих интересах, и интересах несовершеннолетних Д. и И. к администрации муниципального образования <адрес> об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма -удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда, отвечающее установленным требованиям к жилому помещению, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального, следующим гражданам:
- Зуй И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
- Зуй Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
- Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
- И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
- Семеновой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Майстер Л.В.