Решение по делу № 33-6796/2024 от 18.09.2024

г. Сыктывкар     УИД: 11RS0002-02-2024-000301-57

Дело № 2-2-368/2024 (№ 33-6796/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.

при секретаре Нечаевой Л.И.

рассмотрев в судебном заседании 26 сентября 2024 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 июля 2024 г., которым постановлено:

исковые требования Олейник Е.Н. удовлетворить.

Признать за Олейник Е.Н. (паспорт <Номер обезличен>) право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН <Номер обезличен>) включить Олейник Е.Н. (паспорт <Номер обезличен>) периоды с 01.09.1991 по 03.02.1994, с 07.04.1994 по 31.08.1998 в общий трудовой стаж.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН <Номер обезличен>) назначить Олейник Е.Н. (паспорт <Номер обезличен>) досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.05.2024 и выплатить с 23.05.2024 не полученную сумму пенсии.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя ОСФР по Республике Коми Новоселовой М.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Олейник Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периода обучения в Симферопольском техникуме пищевой промышленности с 01.09.1991 по 03.02.1994, периода работы в качестве и.о. химика-аналитика, рабочей консервного цеха, лаборанта санитарно-технического отдела совхоза «...» с 07.04.1994 по 31.08.1998 в общий стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «о страховых пенсиях», назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента определения права на ее установление, выплате недополученной суммы пенсии.

В обоснование иска указала, что 18.04.2024 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решениями ОСФР по Республике Коми в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием права, поскольку ребенок истца <Дата обезличена> года рождения рожден на территории .... Кроме того, при определении продолжительности стажа ответчиком не учтены указанные спорные периоды прохождения обучения и работы. С указанными действиями ответчика не согласна, считает, что является лицом, которым соблюдены все необходимые условия для назначения пенсии п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик с требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просит в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым по делу решением, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований Олейник Е.Н.

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Принимая во внимание надлежащее извещение истца и ее представителя, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Как установлено судом, Олейник Е.Н. сменила фамилию с Н. на Олейник в связи с заключением брака <Дата обезличена>.

Также установлено, что Олейник Е.Н. является матерью двоих детей: К., <Дата обезличена> года рождения и М., <Дата обезличена> года рождения, при этом К. рожден на территории ....

18.04.2024 Олейник Е.Н. обратилась с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением ответчика от 24.04.2024 в назначении пенсии отказано, в связи отсутствием права.

Стаж работы, учтенный ОСФР по Республике Коми, по состоянию на 18.04.20244 (стаж отражен по 17.04.2024) определен:

- страховой стаж календарно: 24 года 08 мес. 00 дн.,

- стаж в РКС (календарно) - 23 года 07 мес. 06 дн.,

ИПК – 141, 984.    

Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ ответчик указывает, что истцом не соблюдены условия дающие право на данный вид пенсионного обеспечения, поскольку ребенок истца К., <Дата обезличена> г.р. родился на территории ... и не может учитываться при определении права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, проанализировав нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Соглашения от 13.03.1992, Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18, пришел к выводам о том, что принцип территориальности в области пенсионного обеспечения применяется только к вопросам учета стажа и не охватывает никакие другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии. Олейник Е.Н., как женщина, родившая 2-х детей, при наличии соответствующего количества страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вправе претендовать на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ.

При этом суд удовлетворил требования истца о включении периода работы истца с 01.09.1991 по 03.02.1994 в общий стаж, поскольку указанный период в качестве и.о. химика-аналитика, рабочей консервного цеха, лаборанта санитарно-технического отдела совхоза «...» подтвержден записями в трудовой книжке и архивной справкой, выданной КСП Агрофирма «...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Также суд первой инстанции, руководствуясь п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, п.1.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, пришел к выводу о включении в общий стаж периода обучения истца в Симферопольсском техникуме пищевой промышленности с 01.09.1991 по 03.02.1994.

С учетом включенных настоящим решением периодов работы в общий стаж, достижении истцом возраста 50 лет, наличием 2-х детей, судом сделан вывод, что право на назначение пенсии по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца определяется с 23.05.2024. В связи с чем, возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с указанной даты и выплатить не полученную сумму пенсии.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (с.3 ст.2).

Российская Федерация и ... являлись участниками стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13.03.1992).

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5).

В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 13 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 года.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Суд на основании анализа действующего законодательства и норм Соглашения от 13.03.1992, пришел правильному к выводу о том, что не ставится в зависимость право женщины на назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от того, на территории какого государства рожден и воспитан ребенок.

Учитывая, что истец и ее дети, как на дату прекращения действия Соглашения от 13.03.1992, так и на момент обращения Олейник Е.Н. к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии являлись гражданами Российской Федерации; дети проживали и были зарегистрированы вместе с истцом по месту жительства, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о прекращении действия для Российской Федерации Соглашения от 13.03.1992, которым были урегулированы лишь вопросы учета трудового стажа граждан государств-участников данного Соглашения и не охватывались другие элементы статуса лиц, претендующих на назначение пенсии. Прекращение действия указанного Соглашения не могло повлиять на право Олейник Е.Н., родившей двух детей, на досрочное назначение страховой пенсии, при наличии совокупности условий, предусмотренных для назначения пенсии по указанному основанию.

Доводы жалобы о том, что доказательств уплаты в период работы после 01.01.1991 страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не представлено, соответственно, оснований для включения спорных периодов в страховой стаж у Отделения не имелось, судебная коллегия не принимает во внимание в силу следующего.

В силу п.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Согашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 15 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на ...) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

В данном случае период работы истца на территории ... до 01.01.2002 подтвержден записями в трудовой книжке, архивной справкой, выданной КСП Агрофирма «...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и в этой связи, оснований для исключения из страхового стажа истца периодов работы с 07.04.1994 по 31.08.1998 у ответчика не имелось. Как не имелось оснований для не включения в страховой стаж периода обучения истца в Симферопольском техникуме пищевой промышленности с 01.09.1991 по 03.02.1994.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу в части включения спорного периода ее работы с 07.04.1994 по 31.08.1998 и периода обучения с 01.09.1991 по 03.02.1994 в общий страховой стаж.

Доводы жалобы о том, что Соглашение от 13.03.1992, действовавшее до 01.01.2023, не может быть применено к спорным правоотношениям в отношении периодов работы истца на территории ... после 01 января 1991 года, судебная коллегия отклоняет в виду следующего.

Действительно, Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2022, было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств –участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в г.Москве 13.03.1992.

Официальным сообщением МИД РФ подтверждено, что действие вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 с другими участниками Соглашения прекращается 01.01.2023.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.

Вместе с тем, денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

Так, согласно п.13 Соглашения от 13.03.1992 пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Иными словами, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.

Учитывает судебная коллегия и то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1, 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом изложенного, Соглашение от 13.03.1992, вопреки доводам ответчика, подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку спорные периоды имели место в период действия названного Соглашения.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно. Выводы, указанные в судебном решении, не противоречат материалам дела, нормы материального права применены правильно, поэтому оснований для отмены состоявшегося по делц решения по доводам жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    

о п р е д е л и л а :

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 июля 2024г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2024г.

Председательствующий

Судьи-    

33-6796/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Олейник Елена Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Другие
Гочелашвили Светлана Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Батова Л. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
26.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024Передано в экспедицию
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее