Дело № 33-2228 судья Бездетнова А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2020 года г. Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной,
судей Сергун Л.А., Копаневой И.Н.,
при секретаре Чебан К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3370/2019 по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) на решение Советского районного суда г. Тулы от 15 ноября 2019 года по иску Гладских В.М. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гладских В.М., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда.
Определением Советского районного суда г. Тулы от 05.07.2019 исковые требования Гладских В.М. выделены в отдельное производство.
В обоснование заявленных исковых требований Гладских В.М. указал, что является получателем страховой пенсии, однако расчет размера его страховой пенсии произведен ответчиком с нарушением действующего пенсионного законодательства, с применением неверного порядка исчисления, в том числе, учета при исчислении его пенсии неверного соотношения заработков, что привело к уменьшению размера пенсии и причинило материальный ущерб и моральный вред.
Просил суд взыскать с ответчика недоплаченную пенсию в сумме 4439370,18 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 575000 руб.
В уточненном исковом заявлении истец изменил заявленные требования и просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом периода учебы (с учетом прохождения военных сборов) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» с даты назначения пенсии.
В судебном заседании истец Гладских В.М., его представитель по заявлению Мельников Ю.В. просили исковые требований удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении требований.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 15 ноября 2019 года исковые треования истца удовлетворены частично; суд обязал пенсионный орган произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом включения в подсчет общего трудового стажа периода учебы (с учетом прохождения военных сборов) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с даты назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» - с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа ставит вопрос об отмене решения суда в части обязания принять в подсчет общего трудового стажа для назначения пенсии периоды учебы (с учетом прохождения военных сборов) с даты назначения пенсии отменить, как незаконное и необоснованное.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное), согласно доверенности Фалдину А.В.,поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Гладских В.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гладских В.М. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с под. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
При назначении пенсии в расчет его трудового (страхового) стажа не включены периоды учебы, в том числе с учетом прохождения военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>».
С 1 января 2002 года введено новое пенсионное регулирование и пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Россиской Федерации».
В силу положений п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня вступления в действие указанного закона утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ и Федерального закона № 167-ФЗ и предусматривающие вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
С 1 января 2015 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу положений п. 3 ст. 36 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, исходя из толкования действующего в период назначения пенсии истцу и в настоящее время пенсионного законодательства, с 2002 пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002, расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002, пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с действовавшими до 01.01.2015 г. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гладских В.М. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с под. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с наличием специального стажа работы в тяжелых условиях труда (по Списку № 1).
Размер его пенсии был исчислен из трудового стажа, выработанного на 1 января 2002 года – <данные изъяты>, в подсчет которого не были включены периоды – работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>», учебы, в том числе с учетом прохождения военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор,относительно периода учебы, в том числе и с периодом нахождения на военных сборах, суд первой инстанции, установив, что истец в Вооруженных Силах СССР не служил, но сразу после сдачи экзаменов в Тульском <данные изъяты> проходил учебные военные сборы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку проходил обучение в высшем учебном заведении, имеющем военную кафедру и после окончания вуза был призван на учебные (военные) сборы, правомерно пришел к выводу о включении в подсчет общего трудового стажа периода учебы, в том числе и с учетом прохождения военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению судебной коллегии, данный вывод не противоречит действующему пенсионному законодательству.
В тоже время, суд первой инстанции пришел к выводу о перерасчете пенсии Гладских В.М. с учетом включения в подсчет общего трудового стажа периода учебы, в том числе с учетом военных сборов с даты назначения пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вывод судебная коллегия полагает неправильным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» базовая часть входит в состав страховой части трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера и, соответственно, с 1 октября 2010 года (дата вступления в силу настоящего закона) величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со сттьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит повышению.
Кроме того, нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено право на определение расчетного пенсионного капитала с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа с учетом исчисления трудового стажа по ранее действующим нормам пенсионного законодательства – Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в том числе с учетом периода учебы.
Следовательно, у истца право на включение периода учебы, включающего и период нахождения на военных сборах в период обучения на военной кафедре высшего учебного заведения, в подсчет общего трудового стажа возникло только с 1 октября 2010 года, с момента вступления в законную силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а не с момента назначения пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из материалов гражданского дела, в пенсионном деле истца имелись сведения об обучении в высшем учебном заведении, и с учетом полномочий пенсионного органа по поводу разъяснительной работы с пенсионерами в связи с изменениями действующего пенсионного законодательства, приглашения их в пенсионный орган для написания заявления о перерасчете пенсии с учетом ее увеличения в связи с изменением законодательства и возможности включения иных периодов, влияющих на размер пенсии, судебная коллегия полагает, что решение суда в части даты перерасчета с учетом периода обучения, куда включается и период военных сборов в период обучения на военной кафедре подлеждит изменению, перерасчет должен быть произведен с 1 октября 2010 года.
В части перерасчета пенсии с учетом периода работы работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ решение суда не обжалуется, поэтому в этой части судебной коллегией не проверяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Изменить решение Советского районного суда г.Тулы от 15 ноября 2019 года.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной Гладских В.М. пенсии с учетом периода учебы, куда включается и период военных сборов в период обучения на военной кафедре Тульского политехнического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ, учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.»
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи