УИД 04RS0010-01-2022-000014-08
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.,
при секретаре Кельберг А.В., при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловик» об обязании принять меры к достижению эффективности работы газопылеулавливающего оборудования,
У С Т А Н О В И Л:
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка исполнения муниципальным унитарным предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Тепловик» требований природоохранного законодательства при эксплуатации котельных, расположенных на территории Иволгинского района и обслуживаемых МУП ЖКХ «Тепловик». В ходе проверки были выявлены нарушения в указанной сфере, а именно МУП ЖКХ «Тепловик»не обеспечена эффективность работающих установок очистки газа в соответствии с проектными показателями.
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к достижению эффективности работы газопылеулавливающего оборудования на котлоагрегате №1 котельной СХТ, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, квартал Студенческий, 12 до проектных параметров - 85%; на котлоагрегатах № 3, № 4 котельной п. Тапхар, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, п. Тапхар, ул. поселок Тапхар, 7 до проектных параметров - 85%. А также оборудовать место (площадку) накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для котельных СХТ и п. Тапхар, провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельных СХТ и п. Тапхар.И в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для котельных СХТ и п. Тапхар и согласовать их с Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании представитель истца – Межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е., заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении, просил возложить на ответчика требования заявленные прокурором в установленные сроки.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Тепловик» в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причины неявки неизвестны. Не просила рассмотреть дело в ее отсутствие, либо отложить судебное заседание.
Суд, приняв во внимание согласие представителя истца о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Представители третьего лица администрации МО «Иволгинский район» и Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причины неявки неизвестны. Не просили рассмотреть дело в их отсутствие, либо отложить судебное заседание. Суд считает возможным рассмотреть иск по существу в их отсутствие.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что иск прокурором заявлен обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи42 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствие со статьей 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды,хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, на основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), в том числе являются, приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
В соответствии с Уставом МУП ЖКХ «Тепловик», утвержденного распоряжением Главы муниципального образования «Иволгинский район» от 05.12.2017 № 1736-р, его целями деятельности является предоставление населению коммунальных услуг, обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами хозяйственной деятельности общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных.
В судебном заседании было установлено, что 07.12.2021г. было вынесено решение №109 о проведении проверки деятельности МУП ЖКК «Тепловик» на период с 08.12.2021г. по 31.12.2021г. Выездная проверка проведена с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (далее – Бурприроднадзор) и ООО «Сертификационный центр охраны труда» (далее – ООО «СЦОТ»), в ходе которой проведены замеры эффективности работы газоочистных установок (далее-ГОУ) на работающих котлоагрегатах котельных СХТ и п. Тапхар.
12.12.2017г. между Администрацией муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия и МУП ЖКХ «Тепловик» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Тепловик», на основании которого МУП ЖКХ «Тепловик» переданы участки сетей теплоснабжения, 5 котельных: котельная СХТ с. Иволгинск, котельная п. Тапхар, котельная «Центральная» с. Сотниково, котельная «Пригородная» с. Сотниково, котельная «Береговая» с. Сотниково.МУП ЖКХ «Тепловик» на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, как объект 3 категории, постановлена котельная СХТ, расположенная по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, квартал Студенческий, 12, (свидетельство №EHOEZEXС от 21.07.2020, код объекта 81-0203-002904-П), основным видом деятельности которой является горячее водоснабжение и теплоснабжение жилых домов кварталов Студенческий и Юбилейный с. Иволгинск, поликлиники ГАУЗ «Иволгинская ЦРБ», ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья», Иволгинского филиала ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта». Котельная СХТ оборудована шестью котлоагрегатами: три котла типа «КВ 2,0» (котлоагрегаты №1, №2, №3), один котел типа «КВ 1,6» (котлоагрегат №4), два котла тип «КВм-2,5» (котлоагрегарты №5, №6). Основным источником загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации котельной СХТ являются дымовые газы, образуемые в результате сжигания каменного угля в шести котлах, два из которых находятся в резерве. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от котельной СХТ осуществляется через дымовую трубу высотой 40 метров и диаметром 0,8 метров при помощи дымососов ДН-10. При сжигании топлива в котлах в атмосферный воздух с дымовыми газами поступают: азота диоксид, азота оксид, бенз[а]пирен, пыль неорганическая, содержащая 70-20% двуокиси кремния, углерод (сажа), серы диоксид, углерода оксид.
Для очистки дымовых газов котельной СХТ от твердых частиц (зола угольная, сажа, бенз[а]пирен) на выходах из шести котлоагрегатов в дымовой трубе используются шесть золоуловителей марки «ЗУ1-2». Эффективность работы золоуловителя марки «ЗУ1-2» установленного на котлоагрегате № 1 на основании паспорта газоочистного оборудования составляет 85%.
Кроме того, МУП ЖКХ «Тепловик» на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, как объект 3 категории, постановлена котельная п. Тапхар, расположенная по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, п. Тапхар, ул. поселок Тапхар, 7 (свидетельство № от 21.07.2020, код объекта №-П), основным видом деятельности которой является горячее водоснабжение и теплоснабжение 17 жилых домов п. Тапхар, МОУ «Тапхарская средняя общеобразовательная школа», Тапхарского сельского Дома культуры.
Котельная п. Тапхар оборудована четырьмя котлоагрегатами: два котла типа «Братск -1,33», один котел типа «КВм-1,45», один котел типа «КВм-2,0». Основным источником загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации котельной п. Тапхар являются дымовые газы, образуемые в результате сжигания каменного угля в четырех котлах, два из которых находятся в резерве. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от котельной п. Тапхар осуществляется через дымовую трубу высотой 25 метров и диаметром 0,5 метров при помощи дымососов ДН-10. При сжигании топлива в котлах в атмосферный воздух с дымовыми газами поступают: азота диоксид, азота оксид, бенз[а]пирен, пыль неорганическая, содержащая 70-20% двуокиси кремния, углерод (сажа), серы диоксид, углерода оксид. Для очистки дымовых газов котельной п. Тапхар от твердых частиц (зола угольная, сажа, бенз[а]пирен) на выходе из четырех котлоагрегатов в дымовой трубе используется газоочистное оборудование марки «Групповой Циклон ЦН-15-500*4», эффективность работы которого на основании паспорта газоочистного оборудования составляет 85%.
В нарушение вышеуказанных требований федерального закона при эксплуатации котельных СХт и п. Тапхар МУП ЖКХ «Тепловик» не обеспечена эффективность работы установок очистки газа в соответствии с проектными показателями.
Согласно предоставленному паспорту установки очистки газов «Золоуловитель ЗУ1-2» регистрационный номер №01-2020, установленного на котлоагрегате №1 котельной СХТ, эффективность очитки газа составляет 85%.
По результатам проведенных ООО «СЦОТ замеров эффективности работы ГОУ на котельной СХТ установлено, что на ГОУ (золоуловитель ЗУ1-2) котлоагрегата №1 эффективность очистки составила 60,62% при проектной 85% (протокол измерений №946-ПВ от 13.12.2021).
Аналогично в результате проведенных замеров эффективности работы ГОУ на котельной п. Тапхар установлено, что на ГОУ котлоагрегатов №3, №4 эффективность очистки составила 45,73% при проектной 85% (протокол измерений № 947-ПВ от 13.12.2021).
Согласно части 2 статьи 16.1 Закона № 96-ФЗ в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В соответствии с пунктом 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498 (далее - Правил эксплуатации установок очистки газа) ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Абзацем 2 пункта 10 Правил эксплуатации установок очистки газа предусмотрено, что при проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, МУП ЖКХ «Тепловик», в нарушение требований части 2 статьи 16.1 Закона № 96-ФЗ не обеспечена эффективность работающих установок очистки газа в соответствии с проектными показателями.
Кроме того, в силу статьи 30 Закона №96-ФЗ, юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 22 Закона №96-ФЗ юридический лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при ихналичии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами в соответствии с Правилами разработки и утверждения методик расчета вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422.
В нарушение вышеуказанных требований закона МУП ЖКХ «Тепловик» инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельных СХТ и п. Тапхар не проведена.
Проверкой установлено, что на территории промплощадки котельной СХТ и п. Тапхар не оборудован склад для угля и шлака. При этом уголь и шлак размещаются непосредственно возле котельных, на открытой поверхности, отсутствует ограждение с трех сторон, препятствующее неорганизованному выбросу в атмосферный воздух пыли каменного угля.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Частью 1 статьи 13.4 названного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которым накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил, временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре (пункты 216, 220, 221 Санитарных правил).
В нарушение вышеприведенных требований закона МУП ЖКХ «Тепловик» на территории промплощадки котельных СХТ и п. Тапхар не оборудовано место (площадка) накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уголь и золошлаковые отходы складируются в метах не предназначенных для размещения отходов производства и потребления.
Помимо этого, проверкой установлены нарушения при разработке и согласованиимероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий
Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Установлено, что вопреки приведенным нормам закона МУП ЖКХ «Тепловик» для котельных СХТ и п. Тапхар мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Бурприроднадзором), отсутствуют.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдению правил эксплуатации установок очистки газа установлена статьей 30 Закона № 96-ФЗ.
Невыполнение МУП ЖКХ «Тепловик» требований природоохранного законодательства существенным образом нарушает права и законные интересы в сфере благоприятной окружающей среды неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха. Непринятие мер по устранению нарушений может привести к серьезным последствиям в виде загрязнение окружающей среды, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, распространение онкологических, инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия, прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно подан данный иск в интересах неопределенного круга лиц.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что в суде нашло свое подтверждение неисполнение ответчиком требований законодательства в сфере природоохранного законодательства. Поэтому на него возлагается обязанность по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ИскВосточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Тепловик» следующие обязанности:
- принять меры к достижению эффективности работы газопылеулавливающего оборудования на котлоагрегате №1 котельной СХТ, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, квартал Студенческий, 12 до проектных параметров - 85%; и на котлоагрегатах № 3, № 4 котельной п. Тапхар, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, п. Тапхар, ул. поселок Тапхар, 7 до проектных параметров - 85%в течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать место (площадку) накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для котельных СХТ и п. Тапхарв течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
-провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельных СХТ и п. Тапхарв течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для котельных СХТ и п. Тапхар и согласовать их с Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользованияв течениишести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья: П/П А.Ц. Айсуева
Копия верна:
Судья: А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено 19.02.2022г.
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-141/2022 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия