РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 26 июля 2021 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием от истца по доверенности б/н от <дата> Братухина И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» к Гарке Т. В., Каразанову А. Д. о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение, признании договора купли-продажи заключенным, сделку-состоявшейся, признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее СПК «Звениговский», истец) обратился в суд с иском к Гарке (ранее Каразановой) Т.В., Каразанову А.Д., в котором с учетом уточнений просил произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 53,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес> к Гарке Т.В. и Каразанову А.Д. по 1/2 доли на основании заключенного <дата> договора мены; признать договор купли-продажи от <дата> заключенным, сделку - состоявшейся; признать право собственности СПК «Звениговский» на упомянутое жилое помещение.
В обоснование требований указано, что между СПК «Звениговский» и Гарке Т.В., действующей также от имени и в интересах Каразанова А.Д. по нотариально удостоверенной доверенности, <дата> был заключен договор купли-продажи квартиры, назначение – жилое, общей площадью 53,6 кв.м., по адресу: <адрес>, по цене <.....> Квартира находилась в собственности Гарке (Каразановой) Т.В. и Каразанова А.Д. на основании договора мены от <дата>, удостоверенного нотариусом Александриным В.Г., который подлежал регистрации в БТИ <адрес>. СПК «Звениговский» полностью выполнил обязательства, уплатив Гарке Т.В. обозначенную в договоре сумму. Однако государственная регистрация сделки и переход права собственности не были произведены. СПК «Звениговский» владеет и пользуется жилым помещением как собственным, произвел ремонт, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Со ссылкой на положения ст. ст. 218, 223, 425, 551, 558, постановление Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указав, что договор купли-продажи от <дата> в установленном законом порядке недействительным не признавался, и продавцом не оспаривался, денежные средства оплачены в полном объеме, однако ответчики уклоняются от государственной регистрации перехода права собственности, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец СПК «Звениговский» в лице представителя Братухина И.Г. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, приводил доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснял о том, что истцу стало известно о том, что спорная квартира зарегистрирована <дата> в БТИ <адрес> за Злобиной Л.К. узнал только после обращения в суд.
Ответчица Гарке Т.В. просила о рассмотрении дела без ее участия, представила заявление о признании исковых требований. Правовые последствия признания исковых требований известны и понятны. Ранее участвуя в рассмотрении дела против удовлетворения исковых требований также не возражала, объясняя, что действуя в своих интересах и интересах сына Каразанова А.Д. заключила с СПК «Звениговский» договор купли-продажи квартиры № в доме <адрес>, сделка сторонами исполнена, квартира передана покупателю, претензий к которому у нее не имеется. С сыном Каразановым А.Д. отношения не поддерживают.
Ответчик Каразанов А.Д., третье лицо Злобина Л.К., считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела (имеются почтовые извещение с отметкой почтового органа об истечении срока хранения почтовой корреспонденции). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, ст. 113 ГПК РФ). Каразанов А.Д. извещался по всем известным суду адресам проживания. В письменном отзыве против удовлетворения требований возражает, поскольку на момент продажи квартиры находился в армии.
Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 10 час. 00 мин. <дата>. Информация о перерывах в судебном заседании размещалась на официальном сайте Звениговского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Третье лицо Управление Росреестра по Республике Марий Эл просило о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом по материалам дела установлено, что на основании договора мены квартир от <дата>, заключенного между Каразановой Т.В., действующей от себя и от имени своего несовершеннолетнего сына Каразанова А.Д., с одной стороны, и Злобиной Л.К., с другой стороны, квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, принадлежащая Каразановым Т.В. и А.Д., переходит в собственность Злобиной Л.К., Каразановы Т.В. и А.Д. становятся собственниками квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащей Злобиной Л.К.
Как следует из сообщения от <дата> № АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» отделение по Республике Марий Эл в МП Бюро технической инвентаризации администрации <адрес> зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес> за Злобиной Л. К.. Квартира по адресу: <адрес> зарегистрирована за Злобиной Л.К. на основании договора купли-продажи от <дата>, запись о регистрации в реестровой книге № стр. 82.
По условиям заключенного с учетом дополнительного соглашения между Гарке Т.В., действующей от своего имени и от имени Каразанова А.Д. по нотариально удостоверенной доверенности <адрес>9 от <дата>, с одной стороны, и СПК «Звениговский», с другой стороны, договора купли-продажи от <дата> продавец обязуется передать в собственность, а СПК «Звениговский» принять и оплатить в соответствии с условиями договора принадлежащую продавцу по праву собственности квартиру, назначение жилое, общая площадь 53,1 кв.м., с адресом расположения: <адрес>. Отчуждаемый объект принадлежит продавцу по праву собственности на основании договора мены квартир от <дата>, договор зарегистрирован в БТИ <адрес> <дата> за №. Объект продается за <.....>, которые покупатель уплатил до подписания договора.
Имущество передано покупателю, о чем сторонами составлен передаточный акт от <дата>.
Материалами дела подтверждается, и ответчицей Гарке Т.В. не оспаривалось, исполнение истцом обязательства по оплате жилого помещения (<дата> в сумме <.....>, <дата> в сумме <.....>).
Согласно доверенности <адрес>9 от <дата>, удостоверенной <дата> С.А.Т., нотариусом <адрес> нотариального округа, Каразанов А.Д. уполномочивает Гарке Т.В. продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащую ему 1/2 долю в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, для чего предоставляет право представлять и получать необходимые справки, удостоверения и документы во всех организациях и учреждениях, в том числе в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, с правом подписать договор купли-продажи, передаточный акт, зарегистрировать договор, переход права собственности и ранее возникшее право собственности. Доверенность выдана сроком на три года, с правом передоверия полномочий другим лицам.
Данных о том, что данная доверенность была отозвана либо аннулирована, у суда не имеется.
Согласно сведениям ЕГРН квартира, назначение: жилое, общая площадь 53,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенная по адресу: <адрес>, имеет статус «актуальный, ранее учтенный», поставлен на государственный кадастровый учет <дата>, сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) права отсутствуют.
В силу положений пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По правилам пункта 2 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости (пункт 4 части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В силу статьи 551ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1).
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ (нормативные акты приводятся в редакциях, действующих на момент возникновения спорных правоотношений).
Судом установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру продавцов – Гарке Т.В. и Каразанова А.Д. В органах БТИ переход права собственности от Злобиной Л.К. к Каразановой (Гарке) Т.В., Каразанову А.Д. также не зарегистрирован. Материалами дела подтверждается, что договор мены сторонами исполнен, переход права собственности на ранее принадлежащую ответчикам квартиру в <адрес> к Злобиной Л.К. зарегистрирован.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 53,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, к Гарке (ранее Каразановой) Т.В., Каразанову А.Д., по 1/2 доле на основании заключенного <дата> договора мены.
Гарке Т.В., Каразанов А.Д. приобрели право собственности на квартиру на основании действительного договора мены, исполненного обеими сторонами. Они приняли недвижимость в фактическое владение, став собственниками.
Гарке Т.В. суду давались объяснения о том, что вышеуказанная квартира ею в <дата> году при наличии полномочий действовать от имени сына Каразанова А.Д. по нотариально удостоверенной доверенности, продана, сделку считала состоявшейся, право собственности перешедшим к СПК «Звениговский».
Материалами дела подтверждается, что СПК «Звениговский» уплатил покупную цену Гарке Т.В. как лицу, имеющему право продавать квартиру, получать за нее денежные средства.
Данных о том, что упомянутый договор оспорен, признан недействительным, суду не представлено.
При разрешении спора суд, учитывая вышеуказанные положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 60, 61 постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 года, установил, что между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи квартиры. Обязательства сторон надлежащим образом исполнены, расчеты между ними произведены, жилое помещение фактически передано Гарке Т.В., Каразановым А.Д. по передаточному акту СПК «Звениговский», который владеет и пользуется им на протяжении длительного времени, несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом Каразанов А.Д. уклоняется от подачи заявления в регистрирующий орган заявлений о государственной регистрации как ранее возникшего права, так и регистрации договора купли-продажи от <дата> и перехода права собственности к покупателю, что следует из объяснений Гарке Т.В.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Ответчиком Гарке Т.В. представлено заявление о признании исковых требований. Суд не усматривает оснований для непринятия признания иска. Лицам, участвующим в деле, разъяснены последствия признания иска ответчиком.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
При установленных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 53,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, к Гарке (ранее Каразановой) Т. В., Каразанову А. Д., по 1/2 доле на основании заключенного <дата> договора мены.
Признать договор купли-продажи от <дата> между Гарке Т. В., действующей от себя и от своего сына Каразанова А. Д., на основании доверенности № от <дата>, с одной стороны и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Звениговский», с другой стороны, заключенным, сделку - состоявшейся.
Признать право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 53,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, за сельскохозяйственным производственным кооперативом «Звениговский».
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2021 года.