Решение по делу № 33-737/2019 от 17.09.2019

Председательствующий – Шнайдер О.А. дело № 33-737

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 ноября 2019 года               г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,

судей – Шинжиной С.А., Черткова С.Н.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Алтай Неверовой О.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04 июля 2019 года, которым

отказано в удовлетворении искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Алтай к Морозову К.С., Морозовой Л.В., ФИО13, ФИО5, ФИО4 о выселении из занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Алтай, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство внутренних дел по Республике Алтай обратилось в суд с иском (с учётом уточненного искового заявления) к Морозову К.С., Морозовой Л.В., ФИО13, ФИО5, ФИО4 о выселении из занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Алтай, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что <дата> Министерством внутренних дел по Республике Алтай (далее МВД по Республике Алтай) и Морозовым К.С. был заключен договор найма служебного жилого помещения (далее договор). Согласно п. 22 договора его действие распространяется на правоотношения, возникшие с <дата> по <дата>. В соответствии с п. 2 договора жилое помещение было предоставлено ответчику и членам его семьи в связи с прохождением службы в МВД по Республике Алтай. Жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и находится в оперативном управлении МВД по Республике Алтай (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>). Приказом МВД по Республике Алтай от <дата> года ответчик уволен из органов внутренних дел <дата> по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст. 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По условиям договора от <дата> (п. 5), заключенного с Морозовым К.С., его действие сохраняется в течение не более двух лет при условии прохождения службы сотрудником в органах внутренних дел. В соответствии с п. 18 договор прекращает действие в связи с истечением срока службы. Наниматель и члены его семьи обязуются освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилье граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. На неоднократные уведомления о необходимости освободить служебную квартиру семья Морозовых не отреагировала, от выселения отказывается.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель по доверенности МВД по Республике Алтай Неверова О.А. В обоснование жалобы указывает, что судом неверно применены нормы материального права, а именно п.28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской федерации и внутренним войскам министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года № 897, который в данном случае применению не подлежит, поскольку противоречит требованиям жилищного законодательства. Невозможность выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения граждан, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ, установлена только в отношении тех лиц, которые были вселены в служебное жилье до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 года), однако Морозову К.С. и его семье служебная квартира была предоставлена в 2016 году. Ответчики не относятся к категории лиц, указанных в ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.

В возражениях на апелляционную жалобу Морозов К.С., Морозова Л.В., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО13, ФИО5, ФИО4, просят решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя МВД по Республике Алтай Неверову О.А., поддержавшую апелляционную жалобу, Морозова К.С. и Морозову Л.В., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора Тюхтеневу И.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: Республика Алтай, <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду, с <дата> закреплена за МВД по Республике Алтай на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Судом установлено, что Морозов К.С. проходил службу в должности <данные изъяты>, <дата> уволен со службы по инициативе работника, <дата> снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, в настоящее время проходит службу в <данные изъяты>.

<дата> между МВД по Республике Алтай (наймодатель) и Морозовым К.С. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения , по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение - квартиру, относящуюся к категории служебного жилья, расположенную по адресу: Республика Алтай, <адрес>, в связи с прохождением службы в МВД по Республике Алтай. Договор заключен на время прохождения службы Морозовым К.С. в МВД по РА, но не более чем на 2 года. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Морозова Л.В. (<данные изъяты>) ФИО13 (<данные изъяты>), ФИО5 ( <данные изъяты>).

Также судом установлено, что совместно с нанимателем в данной квартире проживает ФИО4 (<данные изъяты>).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований МВД по Республике Алтай, руководствуясь п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года №897, в соответствии с которым без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены проживающие в служебном жилом помещении прекратившие службу сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, суд пришел к выводу о том, что Морозов К.С. совместно с членами семьи не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения, поскольку он имеет выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, и его семья является нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, находит его законным и обоснованным ввиду следующего.

Согласно ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

На основании ч.1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Согласно п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года №897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

При этом п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года №897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ (в частности со ст. 103), льготы для сотрудников органов внутренних дел.

Необходимо отметить, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 года № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его п. 28 изменено не было.

Поскольку выслуга лет Морозова К.С. на момент увольнения по состоянию на <дата> составила в календарном исчислении <данные изъяты>, вывод суда о невозможности выселения ответчика совместно с членами семьи из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения является правильным.

Доводы жалобы о том, что судом неправомерно применен п. 28 Типового положения, который не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку установление п. 28 Типового положения дополнительных, по сравнению со ст. 103 Жилищного кодекса РФ, льгот для сотрудников полиции, не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях, и Типовое положение соответствует Федеральному закону от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», в ч. 1 ст. 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.

Ввиду изложенного суд обоснованно указал на то, что Типовое положение в части п. 28 распространяется на лиц, которым служебные жилые помещение были предоставлены после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005 года).

Кроме того, при принятии решения об отказе в удовлетворении требования истца МВД по Республике Алтай суд правильно проверил факт нуждаемости, являющийся одним из условий выселения из служебного жилья с предоставлением другого жилого помещения. Судом первой инстанции принято во внимание то, что с <дата> по <дата> семья Морозовых состояла на учёте в МВД по Республике Алтай для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, что подтверждается распоряжением МВД по Республике Алтай от <дата> . Однако данную социальную выплату Морозов К.С. не получил, снят с данного учёта на основании решения Комиссии МВД по Республике Алтай от <дата> в связи с увольнением со службы.

Судебная коллегия отмечает, что нуждаемость ответчиков подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательствами.

Так, на основании распоряжения Администрации <адрес> от <дата> -р семья Морозовых поставлена на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включена в список «Молодые семьи», а так же на основании распоряжения Администрации <адрес> от <дата> семья Морозовых поставлена на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в категории «<данные изъяты>» с учетным номером .

Согласно уведомлению Администрации <адрес> от <дата> Морозов К.С. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список многодетных семей (распоряжение Администрации <адрес> от <дата> ).

Морозовы каких-либо прав на объекты недвижимости за период с <дата> по <дата> не имели, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений. Судом установлено, что представленное семье Морозовых МВД по Республике Алтай жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Алтай, <адрес>, является единственным местом их жительства.

Более того, согласно выписки из протокола заседания Центральной жилищной комиссии <данные изъяты> от <дата> Морозову К.С. отказано во включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении специализированных жилых помещений, исключительно по тому основанию, что заявитель уже проживает в служебном жилом помещении и не выселен из него.

Таким образом, при принятии решения об отказе в удовлетворении требований истца, судом первой инстанции правомерно учтено предусмотренное п. 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Алтай Неверовой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья -                    В.Б. Сарбашев

Судьи -                                    С.А. Шинжина

                                        С.Н. Чертков

33-737/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Горно-Алтайска
МВД по РА
Ответчики
Морозова Людмила Владимировна
Морозов Давид Константинович
Морозов Лев Константинович
Морозов Назар Константинович
Морозов Константин Сергеевич
Другие
Неверова Оксана Алесандровна
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
25.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
07.11.2019Судебное заседание
07.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее