Решение по делу № 8Г-11400/2021 [88-12281/2021] от 19.04.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-12281/2021

№ 2-532/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                             19 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Тришкиной М.А.,

судей Балашова А.Н., Полынковой Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тульского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Алексинская БКФ» о возложении обязанности разработать проект рекультивации и запрете эксплуатации объекта размещения отходов,

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Алексинская БКФ» на решение Алексинского городского суда Тульской области от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г.

Заслушав доклад судьи Балашова А.Н., выслушав объяснения прокурора Лаптева О.Н., полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Тульский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Алексинская бумажно-картонная фабрика» (далее - ООО «Алексинская БКФ») о возложении обязанности разработать проект рекультивации и запрете эксплуатации объекта размещения отходов.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от             22 октября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. На         ООО «Алексинская БКФ» возложена обязанность разработать проект рекультивации объекта размещения отходов - шламонакопителя, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с установленными требованиями в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурора отказано.

Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность.

От Тульской природоохранной прокуратуры поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов судов содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности ООО «Алексинская БКФ», расположенного по адресу: <адрес>, является производство бумаги и картона.

Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления ООО «Алексинская БКФ», в ходе которой установлено, что общество осуществляет эксплуатацию шламонакопителя, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления с регистрационным № 71-00014-З-00479-010814 для захоронения отходов V класса опасности, эксплуатируется с 1978 г. Вопреки требованиям действующего законодательства шламонакопитель расположен в границах населенного пункта г. Алексин, то есть при его эксплуатации нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.

По результатам проверки 6 марта 2020 г. генеральному директору управляющей организации ООО «Алексинская БКФ» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, с требованием прекратить размещение отходов производства и потребления на объекте размещения отходов – шламонакопителе ООО «Алексинская БКФ», расположенном в границах населенного пункта – <адрес>, провести рекультивацию объекта размещения отходов – шламонакопителя в соответствии с установленными требованиями.

6 апреля 2020 г. ООО «Алексинская БКФ» с участием заместителя природоохранного прокурора Тульской области указанное представление рассмотрено, размещение отходов производства и потребления на объекте размещения отходов – шламонакопителе ООО «Алексинская БКФ», расположенного в границах населенного пункта г. Алексин, остановлено, принято решение о мероприятиях рекультивации данного объекта размещения отходов в соответствии с требованиями закона.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 мая 2020 г. ООО «Алексинская БКФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 15 июля 2020 г. данное постановление оставлено без изменения.

Решением Тульского областного суда от 7 сентября 2020 г. названное решение Алексинского городского суда Тульской области от 15 июля 2020 г. оставлено без изменения.

Указанными судебными решениями установлено, что актом Государственной приемочной комиссии от 27 декабря 1978 г., назначенной приказом Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР        № 245 от 15 августа 1978 г., заказчиком - Алексинской картонной фабрикой, предъявлен к приемке в эксплуатацию на 27 декабря 1978 г. комплекс очистных сооружений производительностью 26 тыс.куб.м./сутки. Завершение строительства и ввод в действие указанного пускового комплекса предусмотрен народно-хозяйственным планом капитального строительства по Алексинской картонной фабрике во 2 квартале 1978 г. Строительство пускового комплекса очистных сооружений осуществлялось на основании постановления № 10 от 27 марта 1975 г. Московско – Окской бассейной инспекции по использованию и охране водных ресурсов Минводхоза РСФСР.

Приказом Министерства целлюлозно-бумажной промышленности       № 18 от 12 января 1979 г. указанный акт утвержден.

Проектно-сметная документация по указанному пусковому комплексу разработана генеральной проектной организацией «Гипробум» с привлечением к проектированию специализированных проектных институтов, что также подтверждается представленными ООО «Алексинская БКФ» рабочими чертежами шламонакопителя, подготовленными в 1969 г. и 1974 г.

Согласно справке о выполнении мероприятий, обеспечивающих очистку промстоков Алексинской картонной фабрики с вводом в эксплуатацию пускового комплекса очистных сооружений (приложение № 7 к акту) указанные очистные сооружения предусматривают комплекс сооружений для механической и химической очистки промстоков, расположенных вне территории промплощадки. Шлам транспортируется автосамосвалами и складируется на шламонакопителе.

Судом установлено, что 29 января 2013 г. между администрацией муниципального образования Алексинский район (арендодатель) и            ЗАО «Алексинская бумажно-картонная фабрика» (арендатор) (ООО «Алексинская БКФ») заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду участок представленный категорией «земли населенных пунктов», с кадастровым номером , площадью 43500 кв.м, расположенный по адресу: Тульская область г. Алексин, участок шламонакопителя, с разрешенным использованием: «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», сроком на 20 лет.

3 декабря 2013 г. Управлением Росприроднадзора по Тульской области утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Лимит на размещение отходов установлен сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

ООО «Алексинская БКФ» подана заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, по итогам которой 20 июня 2017 г. юридическому лицу выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отношении данного шламонакопителя.

30 августа 2018 г. исполнительным директором ООО «Алексинская БКФ» утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

3 декабря 2018 г. Управлением Росприроднадзора по Тульской области утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение с установлением срока их действия с 3 октября 2018 г. по 2 октября 2023 г. при условии ежегодного представления хозяйствующим субъектом технического отчета по обращению с отходами.

13 мая 2020 г. заместителем Тульского природоохранного прокурора в связи с проводимой контрольной проверкой в адрес ООО «Алексинская БКФ» направлено сообщение о необходимости в срок до 15 мая 2020 г. предоставить сведения по устранению нарушений, отмеченных в представлении, на предмет проведения рекультивации объекта размещения отходов производства.

15 мая 2020 г. исполнительный директор ООО «Алексинская БКФ» сообщил прокурору о том, что ООО «Алексинская БКФ» приступило к осуществлению работ, связанных с рекультивацией шламонакопителя, в связи с чем издано распоряжение о создании рабочей группы по рекультивации шламонакопителя.

6 августа 2020 г. между ООО «Алексинская БКФ» (заказчик) и         ООО «Экомашгрупп» (подрядчик) заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ № 367, по условиям которого, подрядчик обязуется в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) выполнить инженерные изыскания, основные технические решения и оценить стоимость реализации проекта «Рекультивация шламонакопителя ООО «Алексинская БКФ» (п. 2.1 договора). Авансовый платеж по указанному договору произведен ООО «Алексинская БКФ».

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, руководствуясь статьями 5, 11, 13, 42, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г.    № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 11, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами проведения рекультивации и консервации земель утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля    2018 г. № 800, установив, что ООО «Алексинская БКФ» на протяжении длительного времени осуществляло эксплуатацию шламонакопителя путем размещения отходов производства, что, в свою очередь, очевидно влечет за собой ухудшение качества земель и их деградацию, при этом ответчиком до настоящего времени не проведены работы по рекультивации объекта размещения отходов – шламонакопителя, восстановлению плодородия почв, земельный участок, на котором расположен шламонакопитель, своевременно не вовлечен в оборот, пришел к выводу о том, что ООО «Алексинская БКФ», как организация, эксплуатировавшая объект размещения отходов – шламонакопитель, обязано возместить причиненный вред и в целях воссоздания экологической системы, разработать проект рекультивации шламонакопителя и провести мероприятия по восстановлению земель, на которых размещен указанный шламонакопитель.

Отказывая в удовлетворении требований в части запрета                  ООО «Алексинская БКФ» эксплуатировать объект размещения отходов – шламонакопитель, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время эксплуатация шламонакопителя остановлена, вывоз отходов производства осуществляется ответчиком на полигоны Тульской области.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно пункту 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Как следует из материалов дела, Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы в Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 мая 2020 г. ООО «Алексинская БКФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Решением Алексинского городского суда Тульской области от 15 июля     2020 г. данное постановление оставлено без изменения.

Результаты оценки доказательств судами отражены в судебных постановлениях. Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что истцом не представлено доказательств, что деятельность общества привела к ухудшению состояния земель, об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между совершением обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и наступлением каких-либо негативных последствий от хозяйственной деятельности ответчика, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.

Осуществляя данную деятельность, ответчик должен был учитывать, что установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязан был оценивать воздействие на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, учитывать допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Алексинского городского суда Тульской области от               22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г., оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алексинская БКФ» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-11400/2021 [88-12281/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Тульский природоохранный прокурор
Генеральная прокуратура РФ ( 4 отдел)
Ответчики
ООО Алексинская БКФ
Другие
Серова Светлана Анатольевна
администрация МО г. Алексин
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Балашов А.Н.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
19.05.2021Судебное заседание
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее