Дело № 2-1038/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 07 февраля 2022 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,
с участием истца Ефремова Д.А., представителя ответчика Антиповой В.А., третьего лица Ефремовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова Дмитрия Александровича к Министерству социального развития Московской области об оспаривании решения должностного лица,
Установил:
Истец Ефремов Д.А. предъявил к ответчику Балашихинскому управлению социальной защиты населения иск, в котором просит суд признать отказ, выданный Балашихинским управлением социальной защиты населения №<данные изъяты> от 20.02.2020 г. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «ветеран боевых действий» незаконным, обязать Балашихинское управление социальной защиты населения предоставить ему ежемесячную денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг по категории «ветеран боевых действий» с февраля 2020 года. В обоснование иска указано о том, что он является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> от 28.03.2017 г., в соответствии с которым ему предоставлены права и льготы, установленные подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года. 18 февраля 2020 года он обратился с заявлением на выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «ветеран боевых действий» в Балашихинское управление социальной защиты населения. 20 февраля 2020 года №<данные изъяты> в его адрес поступил отказ в предоставлении мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «ветеран боевых действий» в связи с тем, что адрес регистрации и членов его семьи не совпадает с фактическим проживанием. С указанным решением Балашихинского управления социальной защиты населения он не согласен, считает его незаконным и необоснованным (л.д. 3-6).
Определением суда от 13 января 2022 года с согласия представителя в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Балашихинское управление социальной защиты населения надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области. Этим же определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ефремова Юлия Александровича (л.д. 22).
В судебном заседании истец Ефремов Д.А. поддержал иск, который просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области по доверенности (л.д. 41-45; 46-47), – Антипова В.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по доводам представленных письменных возражений (л.д. 26-29).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Ефремова Ю.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Выслушав мнение истца, мнение представителя ответчика, мнение третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с п.п. 2 и 3 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства), в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно п.п. 18 и 19 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами, за исключением случаев, указанных в пункте 19.1 настоящего Порядка.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Ефремов Д.А. проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес> при этом, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора найма специализированного жилого помещения № <данные изъяты> от 16 декабря 2019 года. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.
Ефремов Д.А. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии БД № 150988.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17).
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
18 февраля 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано, как о том указано в письменном сообщении от 20 февраля 2020 года № <данные изъяты>. В обоснование отказа в назначении меры социальной поддержки указано о том, что истец зарегистрирован по одному адресу, а фактически проживает по другому адресу (л.д. 9-10).
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении Ефремову Д.А. той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес> обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, установлено, что истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с 01 февраля 2020 года, поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением 18 февраля 2020 года, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами, и не оспаривалось сторонами.
По указанным выше основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о признании отказа ответчика незаконным, поскольку истец действительно предоставил ответчику различные сведения о месте своего жительства при подаче заявления.
Нарушенное право Ефремова Д.А.. возможно восстановить путем обязания ответчика – Министерство социального развития Московской области предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ефремова Дмитрия Александровича к Министерству социального развития Московской области об оспаривании решения должностного лица – удовлетворить частично.
Признать за Ефремовым Дмитрием Александровичем право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» по месту проживания по адресу: <адрес>
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Ефремову Дмитрию Александровичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 01 февраля 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований: в части требований о признании незаконным отказа, выданного № <данные изъяты> от 20 февраля 2020 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 11 февраля 2022 г.
Судья Д.И. Лебедев