Дело № 2-4414/22
Решение
Именем Российской Федерации
30 сентября 2022 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – Магомедрасулова Б. М.,
при секретаре – Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джафаровой ФИО1 о признании незаконным решение ГУ ОПФР по РД об отказе в установлении страховой пенсии по старости, а так же понуждении в ее назначении,
установил:
Джафарова М. М. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости на общих основаниях, а так же понуждении в ее назначении со дня подачи письменно заявления.
Истица надлежаще извещенная в суд не явилась, обратитлась с заявлением рассмотреть с участием представителя.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Гаджиев Ю. А., исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении, указывая при этом, что на момент подачи письменного заявления о назначении пенсии, то есть на 01.12.2021 г. его доверительнице исполнилось 60 лет. При этом ее стаж составлял 7 лет 1 месяц 23 день. Несмотря на эти обстоятельства, Управление ПФР по РД в Кировском районе г. Махачкалы вынесло решение об отказе в установлении пенсии, мотивируя его тем, что ее стаж составлял 5 лет 5 месяцев 12 дней при требуемом стаже 7 лет. Просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ГУ-ОПФР по РД по доверенности Касимов З. требования не признал, просил отказать по основаниям их отказа.
Выслушав представителей истицы и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Джафаровой М. М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 35 Федерального закона № 400 – ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях в РФ», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году равна 7 годам, а величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определена в размере не менее 9 баллов. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приложенных к исковому заявлению копий свидетельств о рождении детей, Джафарова М. М. родила двоих детей, 28.01.1982г. и 15.05.1983г.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В соответствии со ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.
Из вышеуказанных норм пенсионного законодательства следует, что связанные с рождением детей и уходом за ними периоды, включаемые в стаж истицы, составляют 4 года 5 месяцев 25 дней.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ - 26.08.2019гг. Джафарова ФИО1 осуществляла индивидуально-предпринимательскую деятельность. Указанный период так же входит общий страховой стаж истицы и составляет 2 года 7 месяцев 26 дней.
В материалы дела была представлена копия расчета стажа, имеющаяся в электронном пенсионном деле истицы, которой полностью соответствуют вышеуказанным расчетам.
В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального Закона № – ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях в РФ» коэффициент за полный календарный год иного периода, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Закона, составляет:
1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
ИПК периодов по уходу за детьми у истицы составляет 8,1 балла.
ИПК за периоды осуществления трудовой деятельности составляет 2,785 балла.
Из вышеизложенного следует, что на дату подачи заявления истицей были соблюдены все три условия, а именно достижения ею предусмотренного пенсионным законодательством возраста, наличие минимального стажа, а так же ИПК.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту, отказ ФИО3 в назначении пенсии является необоснованным и ведёт к ущемлению ее конституционного права.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из представленной копии заявления о назначении пенсии следует, что Джафарова М. М. обратилась за назначением пенсии 01.12.2021г. достигнув 60-летнего возраста, следовательно, требование о понуждении в назначении пенсии с указанной даты является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что требования Джафаровой М. М. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Джафаровой ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления ОПФР по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Обязать ГУ-ОПФР по РД назначить страховую пенсию по старости Джафаровой ФИО1 в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» со дня подачи письменного заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена 30 сентября 2022г.
Мотивированное решение составлено 05 октября 2022г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.