УИД 14RS0035-01-2021-009620-57 Дело № 2-5859/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 17 июня 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи председательствующего судьи Николаевой Л.А. единолично, при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кичигиной Е.Н., Черных С.Ю., Кичигина Н.Н. к ОА г. Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику ОА ГО «Город Якутск» о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающего действующим санитарным и техническим нормам и степени благоустройства, мотивируя свои требования тем, что они являются нанимателями жилого помещения расположенного по адресу ____, постоянно проживали в указанной квартире. Спорный жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Просят предоставить им жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемому, соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям применительно к условиям г.Якутска.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Назаренко Е.В. иск поддержала, просила удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ОА «Город Якутск» по доверенности Ноговицына Л.И. суду пояснила, что она не согласна с иском, поскольку снос дома запланирован на 2025 год, в связи с чем просила суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы Кичигины Е.Н., Н.Н., Черных С.Ю. являются нанимателями жилого помещения расположенного по адресу ____, общей площадью ___ кв.м., что подтверждается представленным суду техпаспортом от ____2019 года (л.д. ___). Копиями паспортов подтверждается, что истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении (л.д. ___).
Распоряжением ОА г.Якутск от ____2020 № ___ жилой дом, расположенный по адресу ____ признан аварийным и подлежащим сносу в 2025 г. (л.д. ___).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, заключением о признании жилого многоквартирного дома аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу комиссией установлено, что жилой дом по адресу ____ находится в неудовлетворительном техническом состоянии, межведомственная комиссия рекомендует в целях обеспечения безопасности приживающих граждан расселить, дом снести.
Согласно заключению ООО НПО «Стройконсалтинг» от ____2019 общий срок износа дома составляет ___%, капитальный ремонт не проводился, со снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, вероятность частичного обрушения перекрытия, по прочим конструкциям стабильное ухудшение состояния, с углублением дегеративных процессов и развитием симптоматических последствий.
Согласно заключению ООО «___» от ____2021 категория технического состояния дома характеризуется как ограниченно работоспособная, имеются аварийные участки, физический износ составляет не менее ___ %, существует угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ____ (л.д. ___).
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" (далее - Постановление Пленума N 14) при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что истцы являются нуждающимся в жилом помещении, поскольку спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, достоверных доказательств наличия у истцов в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, не имеется, в связи с чем у органа местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истцы жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечены.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилья возлагается на Окружную администрацию г. Якутска. Истцы имеют право на внеочередное получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте г. Якутска, также обоснованно требование о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемому, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кичигиной Е.Н., Черных С.Ю., Кичигина Н.Н. к ОА г. Якутска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать ОА г.Якутск предоставить Кичигиной Е.Н., Черных С.Ю., Кичигину Н.Н., жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемому (общей площадью ___ кв.м.), соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям применительно к условиям г.Якутска по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Якутский городской суд РС (Я) со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Л.А. Николаева