УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2024 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» - ФИО4, представителя третьего лица ООО «Веста ПКФ» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес>», Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес>, ОГКУ «Центр социальных выплат» о понуждении выплатить денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, понесенных в ООО «Веста ПКФ» в период с 01.01.2020 по 01.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о понуждении выплатить денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, понесенных в ООО «Веста ПКФ» в период с 01.01.2020 по 01.06.2023, в размере 21577 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>, а также ветераном труда с 2014 года. Социальная поддержка ветеранов предусматривает компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг. С 2014 года ответчиком такая компенсация в размере 50 % ей выплачивалась в полном объеме, однако с 1 января 2020 года по май 2023 года выплата не производилась. При обращении в ОГБУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» сообщено, что дом, в котором она проживает, передан в управление ООО УК «Инь-Ян». Вместе с тем она оплатила за услуги ЖКХ в ООО «Веста ПКФ» в указанный период времени денежную сумму в размере 43154 руб., поскольку ее, как собственника квартиры в МКД <адрес>, о смене управляющей компании не извещали. Руководитель ООО «Веста ПКФ» при ее обращении представил ей решения Арбитражного суда Иркутской области, которым проведенный органами местного самоуправления конкурс по передаче управления МКД ООО «Инь-Ян» признан незаконным, пояснял, что идут судебные споры между ООО «Веста ПКФ» и Службой государственного жилищного надзора Иркутской области. При обращении в прокуратуру по факту нарушения ее прав, как ветерана труда, в адрес ОГБУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако до настоящего времени ответчик положенную ей компенсацию расходов не выплатил.
Представитель ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» по доверенности ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО2 согласилась частично, оспорив расчет суммы иска. Указала, что ООО «Веста ПКФ», в нарушение условий соглашения № от 09.04.2019, имея обязанность выгружать Центру социальных выплат по Иркутской области сведения по оплате коммунальных услуг истцом ФИО2 через информационный ресурс «Oktapod», в спорный период такие сведения не предоставлял, равно как и ООО «Инь-Ян», которая фактически управляла МКД № в спорный период времени. Истцом неверно рассчитана сумма денежной компенсации, в размере 21 577 руб., за период времени с 1.01.2020 по 01.06.2023 со ссылкой на Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» норматив для оплаты денежной компенсации на услуги ЖКХ составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина. Таким образом, из суммы, которая была оплачена ФИО2 за услуги ЖКХ в ООО «Веста ПКФ» в размере 43 154 руб. за 65,9 кв.м. общей площади жилого помещения, истцу должна была назначена денежная компенсация 50% по нормативу 33 кв. метра, в размере 10 804 руб. 87 копеек, исходя из расчета: 43 154,00/65.9*33=21 609,74*50%. Просила учесть, что 29.12.2020 Чунским районным судом Иркутской области принято решение о признании незаконной с 1.01.2020г. деятельности ООО «Веста ПКФ» по начислению платы за содержание жилых помещений, по управлению многоквартирными домами», в том числе и дома, расположенного по адресу: р.<адрес>; обязании ООО «Веста ПКФ» прекратить деятельность по начислению платы за содержание жилых помещений, по управлению многоквартирными домами, до даты внесения изменений в реестр лицензий Иркутской области исключения сведений об осуществлении ООО «Инь-Ян» деятельности по управлению многоквартирными домами.
Представитель ответчика – Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности ФИО10 в судебное заседание не явилась; представила письменные возражения на исковое заявление, указав, что министерство в указанном деле не является надлежащим ответчиком, поскольку Постановлением правительства Иркутской области от 22.12.2023 г. № 1212-пп установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области. В соответствии с п. 4 вышеуказанного Порядка, в целях предоставления компенсации гражданин или его представитель обращается в расположенное по месту жительства или месту пребывания гражданина государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, с заявлением по форме согласно приложению 1 к настоящему порядку. В соответствии с п. 15 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня обращения за предоставлением компенсации учреждение рассматривает заявление и документы и принимает решение о предоставлении компенсации либо об отказе в ее предоставлении. В соответствии с п. 21 Порядка, предоставление компенсации осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат Иркутской области» путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, либо путем доставки организациями федеральной почтовой связи, по выбору гражданина. Обратила внимание, что в случае, когда сведения для расчета компенсации в порядке межведомственного взаимодействия в Центр социальных выплат не поступают, получатели компенсации вправе обратиться в ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» с документами, подтверждающими их расходы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, о чем ФИО2 разъяснено письмом министерства от 25.08.2023 №. Согласно представленной к исковому заявлению справке ООО «Веста ПКФ», размер оплаты за ЖКУ, произведенной ФИО2, составил 43154 руб. Вместе с тем, справка не содержит информацию о суммах оплаты в разрезе услуг, подлежащих возмещению в рамках статьи 2 Закона Иркутской области № 105-оз, соответственно, рассчитать размер компенсации с соблюдением норм действующего законодательства на основании приложенной справки не представляется возможным. Расчет компенсации, определенный истцом, является некорректным, противоречащим требованиям регионального законодательства. В отзыве также содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Определением суда от 4 апреля 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области».
В мотивированном отзыве по существу заявленных требований представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности ФИО6 указала, что прием документов и назначение мер социальной поддержки осуществляет УСЗСОН по Чунскому району, учреждение осуществляет выплату назначенной УСЗН меры социальной поддержки и доводит сумму выплаты до получателя. Учреждение осуществляет ведомственное взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам организации предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с июня 2019 года. Истец ФИО2 действительно является получением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 105-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» по категории ветеран труда, а также Законом Иркутской области от 13.07.2016 № 65-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД по категории одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 60 лет и не достигшие возраста 70 лет. При этом меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений в пределах нормативной площади, используемой для расчета субсидий по оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Учреждение взаимодействует с ресурсоснабжающими организациями, которые предоставляют сведения об оплате в учреждение посредством информационного ресурса «Октапод». Компенсация производится ежемесячно на основании предоставляемых сведений о произведенных оплатах граждан ресурсоснабжающими организациями в соответствии с условиями соглашения о взаимодействии по вопросам организации предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. При этом ресурсоснабжающая организация несет ответственность за достоверность сведений, указанных в реестре лицевых счетов получателей мер социальной поддержки по оплате ЖКУ. ООО «Веста ПКФ», ООО «ИньЯн» (которому перешло управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с 30.07.2021) не предоставляли сведения о произведенных оплатах за пользование жилым помещением ФИО2 по адресу: <адрес> с января 2020 по июнь 2023, в связи с чем, Учреждение расчет компенсации не производило. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГКУ «Центр социальных выплат».
Представитель третьего лица ООО «Веста ПКФ» на основании Устава ФИО7 в судебном заседании поддержал исковые требования ФИО2, подтвердив факт взимания платы за ЖКУ с истца, как собственника <адрес> в период с 01.01.2020 по 1.06.2023. Полагает, что плата взималась с ФИО2 в указанный период времени ООО «Веста ПКФ» законно, поскольку торги в форме конкурса по выбору другой управляющей компании ООО «Инь-Ян» в отношении МКД <адрес> были признаны Арбитражным судом Иркутской области недействительными. Права и обязанности, связанные с управлением и право на взимание платы не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из договора управления. Относительно непредставления посредством информационного взаимодействия с ОГКУ «Центр социальных выплат» через программу «Октапод» сведений, указанных в реестре лицевых счетов получателей мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, о произведенных оплатах ФИО2 по адресу: <адрес> с января 2020 по май 2023, пояснил, что такие сведения организацией не предоставлялись по причине неполучения от Центра социальных выплат реестра лицевых счетов получателей мер социальной поддержки по оплате ЖКУ по форме согласно приложению № 1, в нарушение пункта 2.2.1 Соглашения о взаимодействии от 9 апреля 2019 года.
Истец ФИО2 в судебном заседании согласилась с доводами представителей ответчиков «Управления социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» и министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о расчете истребуемой компенсации в соответствии с положениями Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области», с учетом норматива 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, представив при этом свидетельство от 29.03.2016 о государственной регистрации права собственности на <адрес>, площадью 63,9 кв.м., подлинники квитанций об оплатах услуг ЖКХ, произведенных в ООО «Веста ПКФ», на общую сумму 41 034 руб.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Статьей 22 указанного федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 105-оз (ред. от 11.07.2023) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.12.2008 № 5/18-ЗС) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от формы собственности жилищного фонда, в следующих пределах: 1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина; 2) 21 квадратный метр общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от формы собственности жилищного фонда исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, утвержденных в соответствии с законодательством, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с законодательством. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В силу статьи 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 105-оз организация предоставления мер социальной поддержки осуществляется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным Правительством Иркутской области. Порядок предоставления мер социальной поддержки, включая перечень документов, необходимых для их предоставления, срок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки либо об отказе в их предоставлении, основания отказа в предоставлении мер социальной поддержки, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области» Постановлением Правительства Иркутской области от 22.12.2023 № 1212-пп (ред. от 3.04.2024) установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области, согласно пункту 29 которого предоставление компенсации прекращается в случаях:
1) смерти гражданина, а также объявления его в установленном порядке умершим, признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть гражданина, либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;
2) утраты гражданином права на предоставление компенсации, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право на предоставление компенсации;
3) переезд гражданина на постоянное место жительства за пределы территории Иркутской области, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин переехал на постоянное место жительства за пределы Иркутской области;
4) в случае образования у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом судебной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся не более чем за три последних года, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором учреждению стало известно о наличии такой задолженности;
5) на основании личного заявления гражданина о прекращении предоставления компенсации - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление о прекращении предоставления компенсации.
Согласно пункту 31 Порядка в случае принятия учреждением решения о прекращении предоставления компенсации по основаниям, указанным в подпунктах 2, 3, 4 пункта 29 настоящего Порядка, учреждение в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет гражданину через организации почтовой связи и (или) посредством электронной почты письменное уведомление о принятом решении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 29.12.2003; общая площадь квартиры- 63,9 кв.м., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.03.2016.
Судом установлено, что ФИО2 является ветераном труда с 17.01.2014 и с февраля 2014 года зарегистрирована в ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району», ОГКУ «Центр социальных выплат» в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК), предоставляемой ей по категории «Ветеран труда». Указанная мера социальной поддержки предоставлена истцу с 2014 года за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выплачивалась до 1.01.2020 в полном объеме на оплату ЖКХ, а с 01.01.2020 была приостановлена без какого-либо уведомления об этом получателя со стороны органа социальной защиты населения, в нарушение пункта 31 Порядка, установленного Постановлением Правительства Иркутской области от 22.12.2023 № 1212-пп.
Из обращения ФИО2 от 22.06.2023 в адрес ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» явствует, что 16.06.2023 при сверке выплаты ЕДК со специалистом учреждения ею установлено, что с 1.01.2020 по 1.06.2023 ЕДК ей не выплачивалась по причине отсутствия соответствующего соглашения с ООО «Веста ПКФ». Между тем, соглашение о взаимодействии в целях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от 9.04.2019 ООО «Веста ПКФ» ей представило, с дополнительными соглашениями от 25.01.2022 и от 5.12.2022. На основании чего, ФИО2 просила предоставить сведения об основаниях лишения права на льготу, как ветерану труда.
В ответ на данное заявление письмом от 26.06.2023 ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» истцу сообщено, что согласно данным Жилкомнадзора ООО «Веста ПКФ» до 01.06.2023 обслуживала только два дома по адресам: <адрес> и <адрес>, согласно лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; в отношении указанных домов действовало соглашение о взаимодействии в целях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от 9.04.2019. С 1.12.2020 согласно решению службы государственного жилищного надзора Иркутской области по результатам конкурса, в котором ООО «Веста ПКФ» не принимала участие, жилой дом <адрес> внесен в реестр лицензии Иркутской области управляющей компанией ООО «Инь-Ян». Компенсация по услуге «Оплата занимаемой общей площади жилых помещений по управляющей компании ООО «ПКФ Веста» предоставлялась по декабрь 2019 года, учитывая специфику программного обеспечения данная компенсация выплачена в феврале 2020 года.
Согласно ответу от 25.08.2023 на обращение ФИО2 Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области истцу сообщено, что расчет денежной компенсации расходов на оплату ЖКУ производится ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области». Сведения для расчета компенсации ежемесячно направляют организации ЖКХ в рамках заключенных соглашений об информационном взаимодействии, неотъемлимой частью которых являются реестры лицевых счетов получателей мер социальной поддержки. В реестрах ООО «Веста ПКФ» с мая 2020 года адрес проживания истца отсутствует; с января по апрель 2020 предоставлены следующие оплаты: январь 2020-1079 руб, февраль 2020-1080 руб., март 2020- 0 руб., апрель 2020-0 руб. Денежная компенсация на оплату жилого помещения выплачена в следующих размерах (в составе мер социальной поддержки на оплату ЖКУ) – за январь 2020- 217,16 руб. (11.02.2020), за февраль 2020-270,41 руб. (16.03.2020). Разъяснено, что в случае отсутствия сведений, необходимых для расчета компенсации граждане вправе самостоятельно обратиться в управление по Чунскому району с документами, подтверждающими фактические расходы на оплату ЖКУ.
При оценке представленных истцом ответов на свои обращения, суд учитывает, что приостанавливая ФИО2 выплату ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг с 1.01.2020, орган социальной защиты в установленном порядке не уведомил получателя об этом, не разъяснил получателю основания такого решения, не указывал истцу, что для восстановления компенсационной выплаты ей необходимо погасить задолженность перед ООО УК «Инь-Ян».
В ходе судебного разбирательства истец поясняла, что ею вносилась плата за ремонт и содержание жилья, за коммунальные услуги в ООО «Веста ПКФ» на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, договора управления МКД от 1.07.2018, заключенного с ООО «Веста ПКФ», и положенная ей, как ветерану труда, до 1.01.2020 выплачивалась без нареканий. В период с 1.01.2020 по 31.05.2023 она добросовестно оплачивала все квитанции, которые приходили от ООО «Веста ПКФ», задолженности по оплате у нее нет. Об управлении МКД новой компанией ООО «Инь-Ян» ее никто не уведомлял. ООО «Инь-Ян» никаких услуг по ремонту и содержанию МКД, в котором она проживает, не оказывало, вместе с тем, в рамках приказного производства указанная компания обращалась к мировому судье с заявлением о взыскании с нее задолженности по оплате, в том числе за спорный период времени. Судебный приказ был отменен, и более требований к ней по оплате указанная компания не предъявляла. Жители МКД действительно возмущались по поводу двойных квитанций, и она сама пыталась в этом разобраться, обращалась к руководителю ООО «Веста ПКФ», который ее устно уверял в том, что оплату услуг ЖКХ необходимо производить именно в ООО «Веста ПКФ» в связи с тем, что торги в форме конкурса в отношении ООО «Инь-Ян» были признаны недействительными Арбитражным судом, эту информацию ООО «Веста ПКФ» также писало на обороте платежных квитанций. Полагает, что неопределенность в вопросе легитимности двух управляющих организаций не должна влиять на установленные ей законодательством о ветеранах льготы.
Согласно представленным истцом справкам ООО «Веста ПКФ» от 15.06.2023 №-Б и от 18.07.2023 б/н ФИО2 произведена оплата за содержание общего имущества МКД по состоянию на 31.05.2023 включительно; с 1.06.2023 ООО «Веста ПКФ» приостановило свою деятельность по управлению многоквартирными домами р.п. Чунский, до получения лицензии нового образца. Оплата за содержание жилья ФИО2 составила: 2020 г.- 10686 руб., 2021 г.- 12677,16 руб.; 2022 г. – 12481,59 руб., 2023 г. - 5174 руб.
По результатам обращения истца в органы прокуратуры, прокурором района ответчику ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» 27.10.2023 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а ФИО2 сообщено о допущенных нарушениях, а именно вынесении немотивированного решения об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В ответе на представление прокурора ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» от 16.11.2023 указано, что в 2019 году учреждением были заключены соглашения о взаимодействии с ООО «Веста ПКФ» и ООО «Инь- Ян». Согласно решению Службы государственного жилищного надзора от 30 декабря 2019 года № в реестр лицензий Иркутской области внесены изменения, в соответствии с которыми, с 1.01.2020 года ООО «Инь- Ян» приступает к осуществлению деятельности по управлению в том числе многоквартирным домом <адрес>. На этом основании учреждением в АИС ЭСРН, учитывая специфику программного обеспечения, посредством которого производится начисление компенсации, услуга «Оплата занимаемой общей площади жилых помещений», предоставляемая ООО «Веста ПКФ» была закрыта 31.12.2019 года, и с 01.01.2020 года открыта аналогичная услуга, предоставляемая ООО «Инь Ян». Соответственно, учитывая то, что Ильющенко Л.Ф. производила оплату в ООО «Веста ПКФ», а не в ООО «Инь-Ян», начисление компенсации по услуге «Оплата занимаемой общей площади жилых помещений» с 01.01.2020 года не осуществлялось. Предоставление назначенной ФИО2 меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 2014 года ни разу не приостанавливалось и не прекращалось, решения об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг никогда учреждением не выносились. Мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг включает в себя не только компенсацию по услуге «Оплата занимаемой общей площади жилых помещений», но и компенсацию по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, электроэнергию, взносов в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. Таким образом, с 2014 года ФИО8 ежемесячно производился выплата меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, которая включает в себя компенсацию по всем указанных выше услугам, кроме, с 01.01.2020 года по 30.09.2023 года компенсации по оплате занимаемой общей площади жилых помещений по причине того, что оплата в ООО «Инь -Ян» не производилась. За период с января 2020 года по май 2023 года ФИО8 ни разу не обращалась в учреждение с вопросом о разъяснении порядка начисления компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Действующим законодательством, нормативно- правовыми документами обязанность учреждения по информированию граждан о смене управляющей компании не установлена.
Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в ответе на обращение ФИО2 от 12.01.2024 указано, что согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий Иркутской области, размещенном в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), являющейся в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» официальным источником информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом №, расположенным по адресу: <адрес> (далее - МКД №), в период с 1 января 2020 года до 9 июня 2021 года осуществляло общество с ограниченной ответственностью «Инь-Ян», ИНН 3816027203 (далее - ООО «Инь-Ян»), на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД. No 77 от 2 декабря 2019 года в соответствии с решением службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 30 декабря 2019 года №.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2021 года по делу № торги в форме конкурса, проведенные МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» на право заключения договора управления МКД №, признаны недействительными, вследствие чего, 9.06.2021 года Службой принято решение № об отмене решения № от 30 декабря 2019 года о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД № с 9 июня 2021 года.
В период с 30.07.2021 года по 31.10.2021 года предпринимательскую деятельность по управлению МКД № осуществляло ООО «Инь-Ян» на основании постановления администрации Чунского муниципального образования от 24 июня 2021 года № «Об определении организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация».
В период с 1.11.2021 года по настоящее время предпринимательскую деятельность по управлению МКД № осуществляет ООО «Инь-Ян» на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД №, оформленного протоколом от 27 сентября 2021 года №. При этом в силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Дополнительно сообщено, что общество с ограниченной ответственностью «Веста ПКФ», ИНН 3816029144, за период с 1 января 2020 года по настоящее время года дважды обращалось в Службу с заявлениями о внесении изменений в части сведений о МКД №. По результатам рассмотрения данных заявлений и приложенных к ним документов 4 июня 2021 года и 28 октября 2021 года соответственно Службой приняты решения №, № об отказах во внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД № в связи с выявлением нарушений требований, установленных Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года №/пр, в частности, в заявлениях не указаны сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронных образов договоров управления МКД №, не указан номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не указаны сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД № по вопросу выбора способа управления и заключения договоров управления МКД № в орган государственного жилищного надзора, а также были выявлены противоречия сведений, представленных ООО «Веста ПКФ», сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Иркутской области.
Вступившим 17.05.2021 года в законную силу решением Чунского районного суда Иркутской области от 29.12.2020 по гражданскому делу № по иску прокурора Чунского района Иркутской области к ООО «Веста ПКФ» о признании незаконной деятельности по начислению платы за содержание жилья исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области удовлетворены. Признана незаконной с 01.01.2020 деятельность ООО «Веста ПКФ» по начислению платы за содержание жилых помещений, по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД по адресу: <адрес>. На ООО «Веста ПКФ» возложена обязанность прекратить деятельность по начислению платы за содержание жилых помещений, по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД по адресу: <адрес> до даты внесения изменений в реестр лицензий Иркутской области - исключения сведений об осуществлении ООО «ИНЬ-ЯН» (ИНН 3816027203) деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, части 1, 1.1 и 7 статьи 162 ЖК РФ).
Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (части 3 - 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, статья 10 и пункт 1 статьи 408 ГК РФ). В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.
В соответствии с частью 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При этом, наличие спора между управляющими организациями по управлению многоквартирным домом нее может служить основанием для возложения обязанности на потребителя по двойной оплате жилищно - коммунальных услуг, спор о возмещении затрат организации фактически понесшей расходы, может быть разрешен между юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что приостановление ежемесячной компенсационной выплаты ветерану труда ФИО2 в связи с задолженностью по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг перед ООО «Инь-Ян» в данном случае является неправомерным, а поэтому компенсационные выплаты надлежит произвести за период их приостановления 1.01.2020 по 1.06.2023. При этом, надлежащим ответчиком в данном споре является именно ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району».
Согласно представленным истцом суду подлинникам квитанций на оплату коммунальных услуг и кассовым чекам ООО «Веста ПКФ» за период с 1.01.2020 по 1.06.2023 ФИО2 уплачена сумма в размере 41 034 руб., оплата произведена за такие виды услуг как: ОДН ГВС, ОДН ХВС, ОДН электроэнергия, содержание жилья. Исходя из площади квартиры ФИО2 63,9 кв.м., согласно представленному свидетельству о регистрации права собственности, сумма компенсации 50% расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов в Иркутской области», составит 10595,63 руб., согласно расчету: 41034/63,9*33=21 609,74*50%. Данный расчет произведен судом в судебном заседании после оглашения содержания всех представленных квитанций на оплату и кассовых чеков, с расчетом согласились как истец ФИО2, так и представитель ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» по доверенности ФИО4
Доводы ответчиков об отсутствии информационного взаимодействия с ООО «Веста ПКФ» через ресурс «Октапод» в части предоставления реестров получателей компенсационных выплат, произведших оплату, а также наличие решения суда по гражданскому делу № по иску прокурора Чунского района Иркутской области к ООО «Веста ПКФ» о признании незаконной деятельности по начислению платы за содержание жилья не могут служить безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 добросовестно исполняла обязанности, предусмотренные нормами Жилищного кодекса РФ, оплачивала услуги по выставленным квитанциям ООО «Веста ПКФ», с которым ранее заключила договор по управлению многоквартирным домом, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, о смене управляющей организации не оповещалась, не была участником судебного спора при рассмотрении гражданского дела №, в средствах массовой информации указанное решение не доводилось до сведения собственников МКД. При таких обстоятельствах, возложение на ФИО2 дополнительного бремени по оплате услуг в пользу ООО «Инь-Ян» не отвечало бы требованиям действующего жилищного законодательства с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в постановлении от 27.06.2017 № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
С учетом изложенного, исковые требования ФИО2 к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» подлежат частичному удовлетворению. В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» в заявленном размере, к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Центр социальных выплат», как предъявленным к ненадлежашим ответчикам, следует отказать.
По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ 50% ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.12.2008 № 105-░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░ 10595,63 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2020 ░░ 01.06.2023.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░