Дело №2-3221/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
при секретаре судебного заседания Валиахметовой Л.В.
с участием истца Агмалова Б.Р., представителя ответчика Овечкиной Ю.В., представителей третьих лиц Закиева Л.А., Комлевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агмалов Б.Р. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в связи с реабилитацией,
УСТАНОВИЛ:
Агмалов Б.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском в основание указав, что <дата изъята> он был задержан по подозрению в совершении преступления и помещен в изолятор временного содержания по уголовному делу <номер изъят> находившемуся в производстве СЧ ГСУ МВД РТ.
<дата изъята> был освобожден из-под стражи, а <дата изъята> уголовное дело в отношении Агмалов Б.Р. прекращено по основаниям предусмотренному п. 1 ч. ст. 27 УПК РФ.
Действиями органов предварительного расследования истцу причинены душевные, нравственные страдания, в виде переживаний за будущее, а также физические страдания в виде изоляции, так как не мог жить в обычной и привычной для истца обстановке претерпевая лишения свободы. Само нахождение в ИВС для истца как порядочного гражданина РФ уже являлось унизительным событием.
В связи с изложенным, Агмалов Б.Р. оценивает причиненный ему моральный вред в размере 200 000 рублей. Кроме того, для защиты прав и интересов к участию в деле привлечен защитник по соглашению которому было оплачено 30 000 рублей, что подтверждается квитанцией.
Истец просит суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в счет возмещении морального вреда в размере 200 000 рублей, в счет возмещении ущерба в размере 30 000 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица – Овечкина Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что само по себе признание права на реабилитацию не является безусловным основанием для возмещения вреда. Истцом не доказан факт претерпевания нравственных или физических страданий.
Представитель третьего лица Управление МВД по РТ – Комлева Л.Н., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица Прокурора РТ – Закиев Л.А., действующий на основании доверенности, исковые требования истца посчитал законными.
Определением Советского районного суда г. Казани от 22 марта 2018 года производство по делу в части возмещения ущерба прекращено.
Выслушав пояснения и доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей ст. 53 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ст. 151 Гражданского Кодекса если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 1 статьи 1070 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу требований ст. 1100 Гражданского Кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В соответствии со статьей 5 Уголовно-процессуального Кодекса РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Согласно части первой статьи 133 Уголовно-процессуального Кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В силу пункта 3 части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального Кодекса РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Главой 18 и статьей 136 Уголовно-процессуального Кодекса РФ предусмотрено право на реабилитацию, которое включает в себя, в том числе право на устранение последствий морального вреда.
Судом установлено, что <дата изъята> Агмалов Б.Р. задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ в порядке статьи 91-92 УПК РФ, а <дата изъята> освобожден из-под стражи. Обвинение не предъявлялось, мера пресечения не избиралась.
Постановлением старшего следователя СЧ ГСУ МВД по Республике Татарстан И.Н.Москалева о прекращении уголовного преследования от <дата изъята> в отношении подозреваемого Агмалов Б.Р. прекращено уголовное преследование по ч. 2 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. За ним в соответствии со ст. 134 УПК РФ признано право на реабилитацию.
Таким образом, факт причинения нравственных страданий лицу, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, находившемуся под стражей, не нуждается в подтверждении дополнительными доказательствами, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии оснований к удовлетворению требований о взыскании компенсации морального вреда судом не принимаются.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию, суд учитывает характер и объем причиненных Агмалов Б.Р. нравственных и физических страданий и принимает во внимание длительность осуществления уголовного преследования в отношении Агмалов Б.Р.– более пяти месяцев, срок содержания под стражей – два дня. То обстоятельство, что обвинение не предъявлялось, мера пресечения не избиралась.
С учетом требований разумности и справедливости, суд находит, что с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации следует взыскать компенсацию морального вреда в денежном выражении, причиненным незаконным привлечением Агмалов Б.Р. к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 159 Уголовного Кодекса РФ, в сумме 25 000 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Агмалов Б.Р. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в связи с реабилитацией – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Агмалов Б.Р. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд.
Судья Иванова И.Е.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2018 года.
Судья Иванова И.Е.