Решение по делу № 3а-85/2021 от 05.07.2021

УИД:04OS0000-01-2021-000124-23

Дело №3а-85/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 октября 2021 года                                               г.Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Носкова Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/92 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 ноября 2019г. №2/73 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «РЖД» в МО СП «Гусиное Озеро» Селенгинского района (котельная ст.Гусиное Озеро)»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия) от 21 ноября 2019г. №2/73 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «РЖД» в МО СП «Гусиное Озеро» Селенгинского района (котельная ст. Гусиное Озеро)». Приказ опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 27 ноября 2019г.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/92 в названный приказ внесены изменения в связи с корректировкой тарифа на 2021г.: приложение к приказу изложено в новой редакции. Указанный приказ опубликован на официальномИнтернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 17 декабря 2020г.

Приложением к приказу (в новой редакции) утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «РЖД» в МО СП «Гусиное Озеро» Селенгинского района (котельная ст. Гусиное Озеро)» для потребителей без дифференциации тарифов по схеме подключения с календарной разбивкой: 1 полугодие 2020г. – 1978,74 руб./Гкал; 2 полугодие 2020г. – 2077,68 руб./Гкал; 1 полугодие 2021г. – 1744,36 руб./Гкал; 2 полугодие 2021г. – 1744,36руб./Гкал; 1 полугодие 2022г. – 2067,69 руб./Гкал; 2 полугодие 2022г. – 2239,23 руб./Гкал; 1 полугодие 2023г. – 2239,23 руб./Гкал; 2 полугодие 2023г. – 2605,83 руб./Гкал.; 1 полугодие 2024г. –2605,83 руб./Гкал; 2 полугодие 2024г. – 2415,93 руб./Гкал.

ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») обратилось с административным иском, требования по которому уточнило в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим приказа РСТ Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/92.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что величина одноставочного тарифа на 2021г. в новой редакции оспариваемого Приказа установлена в заниженном размере, не отвечает принципу экономической обоснованности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Снижение тарифа в новой редакции приказа связано с корректировкой РСТ Республики Бурятия неподконтрольных расходов ОАО «РЖД» на 2021г. по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

По предложению предприятия по данной статье на 2021г. было заявлено 83,87 тыс. руб., однако тарифным органом данные затраты полностью исключены с указанием на то, что амортизационные начисления по основным средствам, введенным в эксплуатацию без утвержденной инвестиционной программы, учету не подлежат.

Исключение из состава необходимой валовой выручки амортизации основных средств противоречит пунктам 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. № 1075.

В судебном заседании представитель административного истца - ОАО «РЖД» Быков Т.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Щербаков Е.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят в установленном порядке органом, к чьей компетенции это относится, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Регулирующим органом была проведена экспертиза поступившего предложения, в результате которой в соответствии с п.49 Основ ценообразования №1075 были скорректированы затраты истца на амортизацию основных средств, так как у предприятия отсутствует инвестиционная программа.

В соответствии с данной нормой расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации, следовательно, приобретение машин и (или) оборудования, по которым начислялась амортизация основных средств, должно было осуществляться в рамках утвержденной инвестиционной программы, что ОАО «РЖД» не соблюдено. Ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы объект основных средств (циклон), по которому начислена амортизация в расчетный период 2020 года, не учтен при тарифном регулировании.

Кроме того, остаточная стоимость и дата ввода тепловой сети имеют различные значения в ведомости и инвентарной карте, в соответствии с инвентарной картой остаточная стоимость объекта – 0 руб., в соответствии с ведомостью была произведена переоценка в отсутствие утвержденной инвестиционной программы.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Носкова Я.Г., указавшего о необоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием систем теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания).

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия.

Регулируемой организацией ОАО «РЖД» в соответствии с п.13 Правил регулирования цен 28 апреля 2020г. было подано заявления на корректировку долгосрочных тарифов, на основании которых было открыто дело об установлении цен (тарифов), в соответствии пунктом 28 Правил экспертом подготовлено экспертное заключение.

Решение об установлении тарифа принято органом регулирования в соответствии с п.30 Правил по итогам заседания правления (коллегии) РСТ Республики Бурятия, состоявшегося 11 декабря 2020г., нормативный акт опубликован в порядке, установленном статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994 г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 «Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru).

Таким образом, оспариваемый     приказ принят РСТ Республики Бурятия в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия нормативно-правового акта регулирующим органом была соблюдена. По указанным мотивам приказ истцом не оспаривается.

Нарушение положений нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование в сфере теплоснабжения, судом при рассмотрении дела также не установлено.

В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Из положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как следует из заявлений ОАО «РЖД» на корректировку долгосрочных тарифов от 28 апреля 2020г., регулируемой организацией было предложено установить тариф на 2021г. по котельной ст.Гусиное Озеро в следующих размерах:

- с 1 января 2021г. – 2265,1 руб./Гкал;

- с 1 июля 2021г. – 2265,1 руб./Гкал.

При этом организация по статье «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» просила учесть амортизационные начисления 83866 руб.

Как следует из экспертного заключения, подготовленного по результатам исследования представленных документов, экспертом как экономически необоснованные были исключены амортизационные начисления по основным средствам, введенным в эксплуатацию без утвержденной инвестиционной программы.

При этом из пояснений представителя ответчика и допрошенной в качестве свидетеля эксперта <...> следует, что не была представлена инвентарная карта на Циклон, принятый к учету 25 декабря 2018г., было выявлено расхождение информации о первоначальной и остаточной стоимости в инвентарной карте и ведомости 2084 ДТВ - по МОЛ на 31 декабря 2019г. в отношении Тепловой сети, а также отсутствовала информация об источнике переоценки основных средств.

В качестве основания для признания недействующим приказа РСТ Республики Бурятия административный истец указал о нарушении при его принятии положений ст.ст.71, 73 Основ ценообразования.

В соответствии с п.10 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно п.18 Основ применяется при расчете долгосрочных тарифов.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с п.49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

Согласно п.73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает в том числе величину амортизации основных средств.

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Пунктом 39 Методических указаний №760-э предусмотрено, что амортизация основных средств и нематериальных активов, относится к неподконтрольным расходам и определяется в соответствии с приложением 4.10 к настоящим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

На основании подпункта «б» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) к заявлению об установлении цен (тарифов) должны прилагаться копии бухгалтерской отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на отчетную дату.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003г. № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно п.7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Как следует из п.17 ПБУ 6/01 и п.49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

В соответствии с п.п.12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

При наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта (п.16 Методических указаний № 91н ).

Пунктом 41 Методических указаний №91н предусмотрено, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Таким образом, из приведенных норм следует, что при корректировке тарифа в случае отсутствия у организации инвестиционной программы суммы амортизационных отчислений учитываются в тарифе по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации - без учета переоценки основных средств, а также стоимости капитальных вложений, то есть объектов, введенных в оборот (принятых к бухгалтерскому учету) в расчетный период регулирования после начала долгосрочного периода регулирования.

При этом для проверки корректности расчета расходов регулируемой организации в распоряжение регулирующего органа должны быть представлены расчетные и обосновывающие документы, подтверждающие в том числе принятие регулируемой организацией объектов основных средств к бухгалтерскому учету (инвентарные карточки), величину фактически начисленной амортизации по объектам (положение об учетной политике организации, расчет начисленной амортизации), иные документы, позволяющие проверить первоначальную и остаточную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования, амортизационную группу, амортизацию на плановый период, наличие оснований для переоценки (инвестиционная программа).

При корректировке тарифа на 2021г. ОАО «РЖД» данные бухгалтерского учета были представлены в электронном виде с тарифной заявкой на корректировку тарифа и дополнительно по запросу тарифного органа в виде инвентарных карт и инвентарного списка (ведомость детализации расходов 2084 ДТВ - по МОЛ на 31 декабря 2019г.). Однако в материалы тарифного дела не были представлены приложение 4.10 («расчет амортизационных начислений»), утвержденная инвестиционная программа, а также инвентарные карты на ряд объектов основных средств.

По данным предприятия размер начисленной амортизации в соответствии с ведомостью 2084 ДТВ (столбец 23) составил 94927,58 руб.: амортизация была начислена на 2 объекта:

- тепловая сеть от ТК до складов, поста ЭЦ, вокзала, принятая к учету 19 декабря 2016г. – в размере 80178,17 руб.;

- Циклон ЦН-15*500*2УП, принятый к учету 25 декабря 2018г. - 14749,41 руб.

При этом в тарифной заявке сумма начисленной амортизации была определена в ином размере - 83866 руб. Обоснование расхождения указанных сумм в тарифной заявке и в обосновывающих документах организацией не представлено.

Анализ документов, представленных в обоснование начисленной амортизации, свидетельствует об отсутствии в составе предложения общества об установлении тарифов ряда обосновывающих документов и материалов, предусмотренных законодательством в сфере бухгалтерского учета, позволяющих регулятору проверить корректность расчета расходов на амортизацию основных средств и целевой характер расходования.

Так, Тепловая сеть, 2008г. постройки, принята к бухгалтерскому учету в соответствии с инвентарной картой 29 марта 2017г. с первоначальной стоимостью 591692,44 руб., ее остаточная стоимость составляет 0 руб. Однако в ведомости 2084 ДТВ содержится иная информация: дата принятия к учету 19 декабря 2016г., первоначальная стоимость 3000000 руб., остаточная стоимость – 2759465,49 руб., что свидетельствует о проведенной переоценке.

Циклон ЦН-15*500*2УП (инвентарная карта на объект не представлена) принят к бухгалтерскому учету в соответствии с ведомостью 2084 ДТВ 25 декабря 2018г., то есть после начала долгосрочного периода регулирования, при установлении тарифа в базовом периоде (2020г.) данный объект не учитывался, следовательно, является капиталовложением организации, произведенным в долгосрочный период регулирования отсутствие утвержденной инвестиционной программы.

Таким образом, регулируемой организацией амортизация была начислена на объекты капитальных вложений, которые были приняты к бухгалтерскому учету (Циклон) либо в отношении которых была произведена переоценка (Тепловая сеть) в расчетный период регулирования, без утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.

С учетом изложенного амортизация по заявленным организацией объектам обоснованно не была учтена органом регулирования при корректировке тарифа на 2021г.

Оценка экономической обоснованности расходов на амортизацию основных средств, выполненная РСТ Республики Бурятия соответствует требованиям законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, способствует достижению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей, закрепленного в статье 3 Федерального закона о теплоснабжении в качестве одного из принципов государственной политики в сфере теплоснабжения, и не приводит к нарушению каких-либо прав общества.

Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом тарифы приняты РСТ Республики Бурятия являются экономически обоснованными, принципы организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленные в статьях 3 и 7 Закона о теплоснабжении, в том числе принципы соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, не нарушает.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что основания для признания недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/92 отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/92 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 ноября 2019г. №2/73 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «РЖД» в МО СП «Гусиное Озеро» Селенгинского района (котельная ст.Гусиное Озеро)» оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                 Т.Б. Казанцева

3а-85/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО "Российские железные дороги" в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению
Прокуратура Республики Бурятия
Ответчики
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
Другие
Быков Тимофей Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Казанцева Татьяна Борисовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
05.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Производство по делу приостановлено
21.07.2021Производство по делу возобновлено
22.07.2021Подготовка дела (собеседование)
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее