РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2018 года п. Верхний Сегежского района РК
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием прокурора Иевлева А.А.,
представителя ФКУ ЛИУ № 4 УФСИН России по РК Холботина А.П.,
административного ответчика Лебедева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК административное дело по иску Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия к Лебедеву Андрею Викторовичу об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ЛИУ № 4 УФСИН России по РК (далее – ЛИУ-4) обратилось с иском об установлении административного надзора в отношении Лебедева А.В. по тем основаниям, что Лебедев А.В., отбывающий в настоящее время наказание в виде лишения свободы по приговору Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10.03.2011 г., 01.06.2018 г. подлежит освобождению из мест лишения свободы. Указанным приговором в действиях Лебедева А.В. был установлен опасный рецидив преступлений. Указывая на данные обстоятельства, а также ссылаясь на положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ЛИУ-4 просит установить в отношении Лебедева А.В. административный надзор на срок погашения судимости по приговору Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10.03.2011 г. и возложить на него административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов; явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании представитель ЛИУ-4 Холботин А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Лебедев А.В. в судебном заседании исковые требования признал. При этом просил установить административные ограничения исходя не только из его места жительства, но и возможного места пребывания.
Прокурор Иевлев А.А. в своём заключении считал иск ЛИУ-4 подлежащим удовлетворению частично, просил отказать в удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории, установленной судом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы применения административного надзора, регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 1, 2 ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ).
В судебном заседании установлено следующее.
В настоящее время Лебедев А.В., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание по приговору Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2011 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30-п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, в виде лишения свободы сроком 8 лет без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Лебедева А.В. установлен опасный рецидив преступлений, преступление отнесено к категории особо тяжких.
Окончание срока отбытия наказания – 01 июня 2018 года.
В последующем уголовный закон в части установления в действиях опасного рецидива преступлений не изменялся.
Таким образом, в настоящее время Лебедев А.В. имеет непогашенную судимость по приговору Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2011 г. за совершение особо тяжкого преступления при наличии в его действиях опасного рецидива преступлений. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит ответчика объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ, и нуждающимся в установлении административного надзора в силу требований закона.
Из характеристики ЛИУ-4 следует, что Лебедев А.В. за период отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно; нарушений установленного порядка отбывания наказаний не допускал, взысканий не имеет, имеет 22 поощрения; мероприятия воспитательного характера посещает, делает для себя выводы; трудоустроен; наказание отбывает в облегченных условиях.
При разрешении вопроса о сроке административного надзора и о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении ответчика в рамках административного надзора, суд учитывает данные о личности Лебедева А.В., обстоятельства совершения им преступления, характеризующие данные при отбытии наказания и иные значимые для дела обстоятельства.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции на день совершения преступления) срок погашения судимости по приговору составляет 8 лет.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ, срок надзора, необходимый для установления Лебедеву А.В., соответствует сроку погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 статьи 4 ФЗ № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом, установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Лебедев А.В. имеет постоянное место жительства по адресу: .... Данное жилое помещение Лебедев А.В. занимает на основании договора социального найма.
С учетом изложенного требования административного истца в части установления Лебедеву А.В. административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов, явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации подлежат удовлетворению.
Исходя из того, что в данном случае запрещение выезда за установленные судом пределы территории не является ограничением, обязательным для установления судом, суд, учитывая, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер, а установленные ограничения должны оказывать индивидуальное профилактическое воздействие, не находит оснований для удовлетворения требований ЛИУ-4 в данной части.
Суд, исходя из того, что возможность проживания Лебедева А.В. по указанному в судебном заседании месту пребывания у сестры в настоящее время не подтверждена, в том числе и самим ответчиком, учитывая наличие у Лебедева А.В. места жительства, считает необходимым установить административные ограничения только по месту жительства ответчика.
В то же время, суд полагает необходимым разъяснить Лебедеву А.В., что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия удовлетворить частично.
Установить в отношении Лебедева Андрея Викторовича, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства с установлением следующих ограничений:
- обязать Лебедева Андрея Викторовича являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц,
- запретить Лебедеву Андрею Викторовичу пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья А.В. Тугорева