Категория 112г
дело № 33- 154/18 Судья Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Герасименко Е.В., Ваулиной А.В.,
при секретаре - Белановой О.А.,
с участием:
представителя истца - Сычук М.В.,
представителя третьего лица
ФГКУ «КТУИО» МО РФ - Разумова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Киселевой Н.Д, на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 04 октября 2017 года,
по гражданскому делу по иску Киселевой Н.Д, к Министерству обороны Российской Федерации и Правительству Севастополя о признании помещения жилым помещением квартирой, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
третьи лица ФГКУ «Крымское территориальное управлением имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации,
ФГКУ «Южное региональное управлением жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации,
заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Киселева Н.Д. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ и Правительству Севастополя о признании помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, жилым помещением - квартирой; о признании отсутствующим права государственной федеральной собственности Министерства обороны РФ на жилое помещение – квартиру <адрес> и признании за ней права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что спорное помещение было предоставлено ее супругу Киселеву А.А. для проживания их семьи; они используют его в качестве жилого помещения с 1996 года. В 1999 году ее супруг умер. Жилой дом <адрес> имеет статус общежития, однако как общежитие не используется, является многоквартирным домом, квартира истца в соответствии с техническим паспортом является изолированным помещением, в связи с чем, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с вышеназванными требованиями.
Решением Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Киселевой Н.Д, к Министерству обороны РФ и Правительству <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказано.
В апелляционной жалобе Киселева Н.Д. решение суда первой инстанции просит отменить, принято новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что право пользования жилым помещением она приобрела на условиях социального найма, а также суд не принял во внимание тот факт, что спорное жилое помещение отдельной изолированное квартирой в многоквартирном жилом доме, а не комнатой в общежитии.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Кисилева Н.Д., представители ответчиков Правительства Севастополя, МО РФ, представитель третьего лица ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Истец Кисилева Н.Д. воспользовалась правом на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что правообладателем 5-этажного здания, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ является Российская Федерация в силу распоряжения Правительства Севастополя № 195 –РП от 20 марта 2015 года и акта приема-передачи недвижимого имущества военных городков от 06 сентября 2016 года (л.д. 46).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что муж истца Киселев А.А. работал электриком в 1997 отделе Морской Инженерной Службы (ОМИС) Черноморского Флота Министерства Обороны ССР и ему была предоставлена спорная жилая комната на основании ордера. Доказательств данному факту суду не предоставлено.
Согласно материалам дела, Киселева Н.Д. зарегистрирована в спорном общежитии, расположенном по адресу: <адрес> комната № с ДД.ММ.ГГГГ, где и проживает с данного времени, оснований вселения суду не представлено.
В спорном жилом помещении зарегистрированы Киселева Н.Д., ее дочь ФИО8, ФИО9, 2008 г.р. – внучка.
Как следует из выписки из технического паспорта, изготовленного ООО «ЮРИНЭКС», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанное помещение распложено на 2 этаже 4-этажного дома, состоит их 2-х комнат площадью 15,7 кв.м. и 29.4 кв.м., жилой площадью – 45,1 кв.м., имеет кухню 9,5 кв.м., туалет 0,9 кв.м., ванную комнату 1,96 кв.м., кладовую 0,94 кв.м., квартира оборудована лоджией 0,6 кв.м., общая площадь квартиры составляет 71,5 кв.м.
Переустройство и перепланировка помещения с холлом были согласованы с городской пожарной охраной, городской СЭС и начальником ОМИС 1997.
Финансово-лицевой счет открыт на Киселеву Н.Д. с марта 2017 года, общая площадь помещения указана 72,7 кв.м.
Доказательств того, что истец Киселева Н.Д. либо ее муж работали либо работают в подразделениях Министерства обороны Российской Федерации суду не представлено, какого-либо служебного отношения к Министерству обороны Российской Федерации истец и члены ее семьи имеют.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение "О Министерстве обороны Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
На основании пп. 68 п. 7 Положения к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны РФ в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 335, реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России.
Разрешая заявленные требования Кисилевой Н.Д. и руководствуясь положениями Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Так, статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Вместе с тем, согласно статье 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также - служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переведены в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, однако данных о передаче общежития, в котором находится помещение, занимаемое Киселевой, в ведение органов местного самоуправления не имеется, иного суду не доказано.
Само по себе закрепленное в Законе право граждан на приватизацию занимаемого жилого помещения не означает безусловное право истца на приватизацию жилого помещения.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя №195-РП от 20 марта 2015 года и акта приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года, пятиэтажное здание, общей площадью 8604,00 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений".
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Киселева Н.Д. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание Киселевой Н.Д. и членов ее семьи в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа.
Фактически здание использовалось как общежитие для работников войсковой части. Поскольку в настоящее время здание находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление Министерству обороны РФ, Киселева Н.Д. не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ.
Таким образом, основания для удовлетворения требований Кисилевой Н.Д. не имеется, поскольку ордер отсутствует и договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался.
Доводы апелляционной жалобы Киселевой Н.Д. о том, что здание общежития подлежит передаче в муниципальную собственность, что позволяет истцу обратиться за приватизацией указанного жилого помещения вне зависимости от наличия договора социального найма, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что помещение предоставлено на условиях социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 04 октября 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Киселевой Н.Д., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий О.И.Жиляева
Судьи А.В.Ваулина
Е.В.Герасименко