Медвежьегорский районный суд Республики Карелия, 186352, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7а
РЕШЕНИЕ
дело № 12-7/2020
10RS0011-01-2020-000002-65
27 января 2020 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица АО «Сегежский ЦБК» на постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - заместителем главного лесного инспектора в Республике Карелия от 18.12.2019 № 974а/19л юридическое лицо АО «Сегежский ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Должностным лицом административного органа установлено, что 01.01.2019 АО «Сегежский ЦБК», являясь арендатором лесных участков, расположенных в кварталах 1-8, 10-14, 16-24, 26-28, 30-37, 40-68 Селегского участкового лесничества, в кварталах 182-187 Толвуйского участкового лесничества, в кварталах 57-61, 75-79, 92-96, 109-113, 127, 128 Кумсинского участкового лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», в нарушение Проекта освоения лесов и пп. «а» п. 3, п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2017 № 417 не выполнило запланированные на 2018 год объемы работ по охране и защите лесов, а именно не выполнило в 2018 году устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос протяженностью 6,0 км, уход за минерализованными полосами протяженностью 12,0 км.
С постановлением не согласно АО «Сегежский ЦБК». В жалобе просит постановление признать незаконным и полностью его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что выполнить работы по устройству минерализованных полос в объеме 6 км и работы по уходу за минерализованными полосами в объеме 12 км во втором и третьем квартале 2018 года не имело возможности в связи с урегулированием в Арбитражном Суде РК спора с ГКУ «Медвежьегорское центральное лесничество» относительно объема данных работ. Решение Арбитражного суда РК по спору было вынесено 15.11.2018, после чего разногласия урегулированы - приложение № 6 к договору аренды, которое регламентирует объемы и сроки выполнения работ, было подписано и направлено в адрес ГКУ «Медвежьегорское лесничество» 29.12.2018.
В судебном заседании представитель АО «Сегежский ЦБК» Пушкина Е.А. доводы жалобы по изложенным основаниям поддержала, дополнив, что мероприятия по устройству и уходу за противопожарными минерализованными полосами Обществом были к 2018 году перевыполнены.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Богданова А.В. и Устинова А.В. против доводов жалобы возражали, полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным. Отметили, что срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, правонарушение было выявлено 09.01.2019 при рассмотрении представленного АО «Сегежский ЦБК» отчета об охране лесов от пожаров. Наличие спора об объемах работ не освобождало АО «Сегежский ЦБК» от исполнения ежегодных обязательств по исполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, указанных в Проекте освоения лесов на 2009-2018 г.г., в том числе мероприятий по устройству минерализованных полос и уходу за минерализованными полосами.
Заслушав объяснения сторон, проверив дело, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Мерами противопожарного обустройства лесов являются прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. В силу ч. 3 указанной статьи меры противопожарного обустройства на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, согласно пп. «а» п. 3 которых пожарная безопасность включает в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Согласно п. 5 Правил, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная пп. «а» п. 3 Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела, АО «Сегежский ЦБК» на основании договора аренды от 19.12.2008 № 55-з и дополнительного соглашения к договору от 02.06.2017 является арендатором лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины.
Согласно Проекту освоения лесов на 2009-2018 к договору аренды № 55-з от 19.12.2008 АО «Сегежский ЦБК» обязано ежегодно выполнять мероприятия в следующих объемах: по устройству минерализованных полос - протяженностью 6,0 км, по уходу за минерализованными полосами - протяженностью 12,0 км.
09.01.2019 при рассмотрении представленного АО «Сегежский ЦБК» отчета по охране лесов от пожаров (форма 1-ОЛ) за 2018 год установлен факт неисполнения арендатором запланированных на 2018 год объемов работ по охране и защите лесов, предусмотренных Проектом освоения лесов, а именно: не выполнено устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос протяженностью 6,0 км; не выполнен уход за минерализованными полосами 12,0 км.
Неисполнение арендатором предусмотренных Проектом освоения лесов мероприятий по противопожарному обустройству свидетельствует о нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Факт совершения правонарушения и вина АО «Сегежский ЦБК» в его совершении подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 15.10.2019, в котором изложено событие административного правонарушения;
- копией договора аренды лесного участка № 55-з от 19.12.2008, в том числе приложением № 6 к указанному договору, устанавливающему объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, переданном в аренду;
- Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду АО «Сегежский ЦБК» на 2009-2018 г.г., предусматривающим мероприятия по противопожарному обустройству лесов; таблицей 5.1.2 Проекта, в которой содержится характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов;
- отчетом АО «Сегежский ЦБК» по охране лесов от пожаров (форма 1-ОЛ) за 2018 год, согласно которому в 2018 году мероприятия по устройству противопожарных разрывов и минерализованных полос протяженностью 6,0 км и уходу за минерализованными полосами протяженностью 12,0 км не выполнены;
- выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающей правовой статус АО «Сегежского ЦБК».
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8. 32 КоАП РФ как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Нарушение со стороны АО «Сегежский ЦБК» правил пожарной безопасности выявлено 09.01.2019 при предоставлении АО «Сегежский ЦБК» в ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» отчета об охране лесов от пожаров по форме 1-ОЛ за отчетный период 12 месяцев 2018 года.
Применительно к обстоятельствам данного дела, срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться со дня обнаружения соответствующего деяния должностным лицом, т.е. с 09.01.2019, и на дату вынесения обжалуемого постановления 18.12.2019 не истек.
Доводы заявителя об отсутствии возможности выполнить работы в связи с рассмотрением в Арбитражном суде РК спора об объемах работ, судья оценивает как несостоятельные, поскольку ежегодный объем работ определен Проектом освоения лесов. АО «Сегежский ЦБК», являясь арендатором с 2009 года и осуществляя свою деятельность на основании Проекта освоения лесов на 2009-2018, не могло не знать о наличии ежегодной обязанности по устройству минерализованных полос и уходу за ними. Перевыполнение данного вида работ в предшествующий отчетный период не освобождает арендатора лесного участка от обязанности принимать ежегодно меры противопожарного обустройства.
Таким образом, доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в лесах материалы дела не содержат и при рассмотрении жалобы таких доказательств не представлено.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 18 декабря 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении АО «Сегежский ЦБК» оставить без изменения, а жалобу АО «Сегежский ЦБК» – без удовлетворения.
Судья Л.А. Ерохова