Дело №2а-958/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Лукашовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кисленко С. В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Майкиной О. А., заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствиями со сведениями ЕГРН частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней). Считает вышеуказанное решение административного ответчика незаконным, в связи с чем за защитой своих прав истец обратился в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства по причинам, которые признаны судом неуважительными, направил письменные возражения, в соответствии с которыми считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик - государственный регистратор Майкина О. А. в судебное заседание не явилась, была уведомлена, причины неявки суду не сообщила.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не подавал.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании договора социального найма жилого помещения ФИО является нанимателем жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, к членам ее семьи, имеющим право проживать в данной квартире также относится и супруг Кисленко С.В. (административный истец по делу).
Факт регистрации семьи административного истца именно в <адрес> в г. Севастополе с 1982 года подтверждается справкой о регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из технического паспорта БТИ, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в г. Севастополе состоит из трех квартир – площадями 42,2 кв. м, 37,5 кв. м и 35,5 кв. м.
Также ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в г. Севастополе, площадью 41,5 кв. м, был составлен технический план, согласно которого указанная квартира находится в пределах иного объекта недвижимости с кадастровым №.
ДД.ММ.ГГГГ представитель города Севастополя по доверенности обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет <адрес> в г. Севастополе. Решениями государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет был приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Причиной приостановки и отказа в учете послужило то обстоятельство, что согласно сведений ЕГРН на здание с кадастровым № зарегистрировано право долевой собственности, а технический план не содержит информации о других помещениях, образуемых в здании.
В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В силу части 1 статьи 14 названного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статья 21 указанного Закона определяет требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно которым документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Согласно ст. 14 Закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», на основе представленных документов и заявления собственников осуществляется кадастровый учет квартир.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
По мнению суда, представленные административным истцом документы соответствовали требованиям Закона №218-ФЗ.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Закона №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункта 71 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 года №278 (далее административный регламент) - уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей ) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В нарушение данного пункта Административного регламента в оспариваемом отказе административным ответчиком указано лишь на то, что согласно сведений ЕГРН на здание с кадастровым № зарегистрировано право долевой собственности, а технический план не содержит информации о других помещениях, образуемых в здании, без указания конкретных действий, которые должен был совершить административный истец в целях устранения причин отказа в совершении регистрационных действий, а также для подачи вновь документов на государственную регистрацию прав.
Кроме того, согласно пункта 3 части 8 статьи 69 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как установлено судом, сведений о квартире, как ранее учтенном объекте недвижимости, в ЕГРН отсутствуют.
При этом суд приходит к убеждению, что непостановка квартиры на кадастровый учет действительно нарушает права истца, поскольку лишает его возможности реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения в дальнейшем.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и необоснованным, в связи с чем, с учетом обстоятельств данного дела, приходит к убеждению о необходимости удовлетворения требований административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления регистрации права и кадастра города Севастополя об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, выраженное в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Обязать Управление регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 16 июля 2021 года.
Судья В.В.Казацкий