Дело № 2а-4098/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 28 июля 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием представителя административных ответчиков Хайрулиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску информационного агентства "Камчатский регион" к Министру внутренних дел Российской Федерации Колокольцеву Владимиру Александровичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении информации по запросу №18/1 от 27 апреля 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию
УСТАНОВИЛ:
информационное агентство "Камчатский регион" обратилось в суд с административным иском к Министру внутренних дел Колокольцеву В.А о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении информации по запросу №18/1 от 27 апреля 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию.
В обоснование указав, что 27 апреля 2021 года административный истец обратился к Министру внутренних дел с запросом №14 о предоставлении информации о проведении весной 2011 года сотрудниками Департамента собственной безопасности МВД РФ служебной проверки по выявленным фактам нарушений в МВД по Республике Коми. На момент подачи административного иска ответ на запрос редакции от 27 апреля 2021 года административным ответчиком на поставленные вопросы не предоставлен. Представленный ответ административным ответчиком не подписан и не содержит ответа на вопрос.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 01 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Административный истец информационное агентство "Камчатский регион" о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель административных ответчиков Хайрулина Г.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что 27 апреля 2021 года в МВД России поступил запрос информационного агентства "Камчатский регион" за подписью заместителя главного редактора ФИО5 полностью аналогичный запросу от 23 марта 2021 года, на который 05 апреля 2021 года, направлен ответ за № 3/217706416732, который подписан посредством электронной подписи. Истец в своем иске так же подтверждает, что был получен ответ без подписи, что не соответствует действительности, так как ответ подписан электронной подписью.
Административный ответчик Министр внутренних дел Российской Федерации Колокольцев В.А. извещался судом о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст.38 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон) граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Как следует из ст. 39 Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в силу ч. 2 ст. 40 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Согласно ч. 5, 6 ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее-Закон №8), запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Предоставление государственными органами информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 2 Закон №8)
В соответствии с п.1 ст. 1 Закон № 8 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 20 Закон № 8 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
В соответствии с пунктами 134-136 Приказа МВД России от 12.09.2013 N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" аналогичное обращение, поступившее из другого государственного органа или органа местного самоуправления, являющееся копией или дубликатом первого обращения, срок рассмотрения которого истек, не рассматривается, а гражданину направляется письменное сообщение о ранее направленном ответе.
Переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению (в центральном аппарате Министерства - докладной записке) о признании неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.
Последующие обращения проверяются на предмет отсутствия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и без рассмотрения по существу списываются в дело по докладной записке сотрудника подразделения, осуществлявшего рассмотрение предыдущих обращений, или сотрудника подразделения делопроизводства. Ответы на такие обращения не даются.
Как установлено в судебном заседании, 23 марта 2021 года в МВД России поступило обращение (запрос) информационного агентства "Камчатский регион" за подписью заместителя главного редактора ФИО5, в котором агентство просило предоставить ответ на вопрос: "проводилась ли весной 2011 года сотрудниками Департамента собственной безопасности МВД РФ служебная проверка по выявленным фактам нарушений в МВД по Республике Коми?" Обращение было зарегистрировано 23 марта 2021 года за № 3/217706416732.
После рассмотрения запроса по существу поставленного вопроса, заместителю главного редактора ИА "Камчатский регион" ФИО5 направлен ответ от 05 апреля 2021 года за № 3/217706416732, который подписан заместителем начальника Главного управления собственной безопасности МВД России ФИО6 Согласно ответу информационному агентству "Камчатский регион" сообщено, что согласно имеющимся учетам, сотрудниками ДСБ МВД России в 2011 году служебные проверки в отношении бывшего начальника ОСБ МВД по Республике Коми ФИО9 и его отца - начальника УВД по г. Ухте ФИО10 не проводились.
Заявителю разъяснено, что в соответствии с п. 30.15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161, ознакомиться с заключением служебной проверки может только лицо, в отношении которого она проведена. Изучение ее материалов и снятие копий упомянутым Порядком не предусмотрено.
Информационное агентство "Камчатский регион" 27 апреля 2021 года направило запрос на имя Министра внутренних дел Колокольцева В.А., в котором просило предоставить ответ на вопрос: "Проводилась ли весной 2011 года сотрудниками Департамента собственной безопасности МВД РФ служебная проверка по выявленным фактам нарушений в МВД по Республике Коми".
Согласно ответу от 30 апреля 2021 года подписанному заместителем начальника МВД России, Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России по поручению обращение рассмотрено. Ответ на запрос аналогичного содержания направлен ранее 07 апреля 2021 года № 3/217706416732.
Разрешая заявленные требования о незаконном бездействии административных ответчиков при рассмотрении обращения редакции, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что письменное обращение административного истца от 27 апреля 2021 года, направленное в адрес МВД России рассмотрено в установленном законом порядке в семидневный срок, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, по существу поставленного в обращении вопроса дан мотивированный ответ, со ссылкой на ранее направленный ответ на аналогичный запрос, направление письменного ответа, подписанного электронной подписью не противоречит требованиям закона, вследствие чего суд признает, что при рассмотрении обращения административного истца от 27 апреля 2021 года со стороны административных ответчиков не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.
Несогласие информационного агентства "Камчатский регион" с предоставленным административным ответчиком ответом не является основанием для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов информационного агентства "Камчатский регион", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Оснований для возложения обязанности на административного истца предоставить запрошенную информационным агентством "Камчатский регион" информацию за запрос от 27 апреля 2021 года №18/1 у суда не имеется, учитывая, что письменный ответ на обращение дан в установленный законом срок и получен административным истцом.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ №18/1 ░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░