Судья Федина А.В. № 2-457/2023
УИД 35RS0027-01-2023-000396-15
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 июля 2023 года № 33-3372/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Энергия - 1» на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 04 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Череповецкого района Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Энергия-1» (далее – ООО «Энергия-1», Общество) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлен факт неисполнения ответчиком, являющимся собственником объектов топливно-энергетического комплекса, требований законодательства об антитеррористической защищенности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, охрану жизни и здоровья. Кроме того, ответчик является теплоснабжающей организацией.
Просил признать незаконным бездействие ООО «Энергия-1», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в собственности организации: котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 424,4 кв.м, инв. № 6527, лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 709,4 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; котельной для соцкультбыта, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 118 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; возложить на ООО «Энергия-1» обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложения о включении в перечь объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, указанные объекты.
Определением суда от 06 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 04 апреля 2023 года исковые требования заместителя прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Энергия-1» (ИНН 3523017710) удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ООО «Энергия-1», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в собственности организации: котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 424,4 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 709,4 кв.м, инв. №..., лит.А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; котельной для соцкультбыта, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 118 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>.
На ООО «Энергия-1» возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложения о включении в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, в отношении объектов: котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 424,4 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес> котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 709,4 кв.м, инв. №..., лит.А, кадастровый №..., адрес объекта: <адрес>; котельной для соцкультбыта, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 118 кв.м, инв. №..., лит. А, кадастровый №..., адрес объекта<адрес>.
В апелляционной жалобе ООО «Энергия-1» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Общество не усматривает оснований, по которым имеется необходимость включения принадлежащих Обществу объектов в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. По мнению автора жалобы, истец, определяя последствия и масштабы социально-экономических последствий, не учел некоторые их значимые составляющие. Кроме того, ООО «Энергия – 1» имеет крайне тяжелое финансово-экономическое положение. Общество считает, что может в полной мере самостоятельно определить необходимые меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов, проведение комплекса мероприятий, наличие постоянного проведения контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объектов.
В возражениях прокурор Череповецкого района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов топливно-энергетического комплекса.
Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса (статья 2 Закона № 256-ФЗ).Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (часть 2 статьи 3 Закона № 256-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов с учетом установленных законодателем условий.
На основании положений статьи 12 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; осуществлять меры по обеспечению безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами; обеспечивать проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса; направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об объектах топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию, для включения ее в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Энергия-1» является собственником следующих объектов:
- здания котельной, общей площадью 424,4 кв.м, с кадастровым номером №... расположенного по адресу: <адрес>;
- здания котельной, общей площадью 709,4 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>;
- здания котельной для соцкультбыта, площадью 118 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенным по адресу: <адрес>.
Указанные объекты не включены в Перечень объектов топливно-энергического комплекса.
ООО «Энергия-1», как собственник, с предложением о включении в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области не обращалось.
На основании установленных по делу обстоятельств, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, исходя из того, что ООО «Энергия-1», как собственник объектов топливно-энергических комплекса, обязано обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объектов, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объектов посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача тепловой энергии и горячего водоснабжения населению и социальным объектам, суд пришёл к выводу о признании бездействий ответчика незаконными и возложении обязанности направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложение о включении объектов в перечень объектов топливно-энергического комплекса.
При этом довод ответчика о том, что он не усматривает оснований, по которым имеется необходимость включения принадлежащих Обществу объектов в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, судебная коллегия признает основанным на неверном толковании закона, поскольку на основании положений Закона № 256-ФЗ это относится к обязанности собственника таких объектов.
Также на неверном толковании закона основано указание на то обстоятельство, что ООО «Энергия-1», как собственник, вправе само определить перечень необходимых мероприятий, поскольку перечень мероприятий необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности определяется исходя из категорирования данных объектов в зависимости от степени их потенциальной опасности, обеспечение которой возложена на собственника объектов топливно-энергетического комплекса.
Ссылку на тяжелое материальное положение судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «Энергия-1» несет бремя содержания своей собственности, а само по себе обращение с заявлением не понесет финансовых затрат.
Недостаточное финансирование, не может быть признано основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, поскольку невыполнение указанных требований, может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Исходя из приведенных выше положений, вопреки доводам жалобы, на ООО «Энергия-1», как собственника объектов топливно-энергетического комплекса, обоснованно возложена обязанность по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов, в том числе, по проведению категорирования.
Принятие ООО «Энергия-1» комплекса мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов, не освобождает юридическое лицо от исполнения возложенной на него законом изложенной выше обязанности.
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергия-1» - без удовлетворения.
Председательствующий: А.М. Вахонина
Судьи: О.В. Образцов
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июля 2023 года.