Дело № 2-76/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Трудолюбовой Е.И. - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соболева Юрия Федоровича к Администрации муниципального образования «Чернушинское» о внесении в трудовую книжку записи об изменении формулировки и даты прекращения полномочий,
у с т а н о в и л :
Соболев Ю.Ф. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Чернушинское» о внесении в трудовую книжку записи об изменении формулировки и даты прекращения полномочий.
Исковые требования мотивированы следующим.
С 2016 года истец работал Главой муниципального образования «Чернушинское» и был избран Советом депутатов муниципального образования «Чернушинское» на 5 лет. Ст. 40 п.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с Законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет (Федеральный закон от 29.06.2015 года № 187-ФЗ).
Таким образом, срок его полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское» заканчивался в 2021 году после вступления в должность вновь избранного Г лавы муниципального образования «Чернушинское».
09 апреля 2018 года он вышел в очередной отпуск, который заканчивался 21 мая 2018 года. 10 мая 2018 года с ним произошел инфаркт миокарда, и он находился на больничном до 29 октября 2018 года. В марте 2018 года прокурор Якшур-Бодьинского района обратился с административным иском в Якшур-Бодьинский районный суд к Совету депутатов муниципального образования «Чернушинское» о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское», а именно непроведение заседаний Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» в правомочном составе более трех месяцев подряд. Суд исковые требования прокурора удовлетворил. Решение суда № 2а-143/2018 от 26 марта 2018 года. Им была подана апелляционная жалоба в Верховный суд УР, который определил: решение Якшур-Бодьинского районного суда УР от 26 марта 2018 года оставить без изменения (№ 33а-2460/2018 от 10.06.2018). На основании решения суда от 26.03.2018 вышел закон УР о роспуске Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» № 28-РЗ от 26.06.2018 и принят Государственным Советом УР 26.06.2018 № 181-VI, который вступил в законную силу через 10 дней после его официального опубликования. Следовательно, статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления составляют с сентября 2016 года по июнь 2018 года менее 2-х лет, значит, прекращены досрочно. Ст. 31 п.4 п. п. 2 Устава муниципального образования «Чернушинское» определяет срок полномочий Главы муниципального образования 5 лет. Полномочия Главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования (изменения в Устав муниципального образования «Чернушинское» от 27 марта 2015 года № 29/2 от 30 мая 2016 года № 39/15). Следовательно, полномочия прекращены досрочно. Согласно ст. 31 п. 2 ч. 10 Устава муниципального образования «Чернушинское» обязанности Главы муниципального образования «Чернушинское» исполняет должностное лицо администрации, определяемое Главой муниципального образования. Таким образом, 05 июля 2018 года им, как Главой муниципального образования, выпущено Распоряжение № 23 л/с о назначении временно исполняющим обязанности Главы муниципального образования «Чернушинское», за исключением полномочий Главы муниципального образования по руководству и организации работы Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» с 06 июля 2018 года до момента избрания нового Главы муниципального образования «Чернушинское» на ведущего специалиста - эксперта Ислентьеву Викторию Витальевну. 19 сентября 2018 года в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Чернушинское» закончились полномочия ведущего специалиста-эксперта Ислентьевой Виктории Витальевны, временно исполняющей обязанности Главы муниципального образования «Чернушинское». Истцу в трудовой книжке сделали запись об увольнении с 19 сентября 2018 года в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Чернушинское» абзац 2 части 3 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003, что не соответствует п. 2 ст.40 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 года и ст. 31 п.4 п.п.2 Устава муниципального образования «Чернушинское», то есть полномочия как Главы муниципального образования «Чернушинское» прекращены досрочно, несмотря на то, что на момент увольнения он находился на больничном.
Он считает, что запись в трудовой книжке должна быть сделана на основании ст. 70, 72 и части 2.1 ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Закона УР от 26 июня 2018 года № 28-РЗ, который вступил в законную силу 06 июля 2018 года.
Но так как на момент вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Чернушинское» с 19.09.2018 истец находился на больничном до 29 октября 2018 года и у него имелось 6 дней неиспользованного отпуска, то датой увольнения должен быть последний рабочий день, а именно 05 ноября 2018 года.
Истец считает, что запись в трудовой книжке, а также статья и дата увольнения, неверны на основании вышеизложенного.
На основании изложенного, истец просит обязать администрацию муниципального образования «Чернушинское» запись № 7 от 19 сентября 2018 года в трудовой книжке Соболева Юрия Федоровича отменить. Сделать запись в соответствии со статьей 70, 72 и части 2.1 ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года; Закона УР от 26 июня 2018 года № 28-РЗ и датой увольнения считать 05 ноября 2018 года.
В ходе судебного разбирательства истец на основании ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, указав, что просит обязать Администрацию муниципального образования «Чернушинское» сделать запись в трудовой книжке Соболева Юрия Федоровича на основании статьи 29 п.1 п.п. 2 Устава муниципального образования «Чернушинское» «Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов», которая гласит о том, что полномочия Совета депутатов прекращаются досрочно в случае вступления в силу решения Верховного Суда Удмуртской Республики о неправомочности данного состава депутатов Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
На основании закона УР от 26 июня 2018 года № 28-РЗ, который вступил в законную силу 06 июля 2018 года, а так же в соответствии со статьей 73 п. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» «Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством», которая гласит о том, что полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
В соответствии со статьей 39 п. 1 пп. 1 Устава муниципального образования «Чернушинское» «Гарантии, связанные со статусом главы муниципального образования» Главе муниципального образования гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 17 календарных дней.
На основании вышеизложенного истец считает, что запись в трудовой книжке о сложении полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское» Соболева Юрия Федоровича должна быть сделана 05 ноября 2018 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Вахрушева Н.А. с требованиями не согласилась, подтвердив доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. В возражениях просила в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 данной статьи. Согласно пункта 4 статьи 10 Закона № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
Законом Удмуртской Республики от 28.06.2018 № 28-РЗ «О роспуске Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское»» (далее - Закон № 28-РЗ), принятым на основании решения Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 26.03.2018, установившего факт непроведения указанным Советом депутатов, избранным в правомочном составе, правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, распущен Совет депутатов муниципального образования «Чернушинское».
Преамбула Закона № 131 -ФЗ гласит, что данный Федеральный закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно статьи 2 Закона № 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 31 Устава муниципального образования «Чернушинское» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов, возглавляет Администрацию и исполняет полномочия главы Администрации.
Следовательно, избранный 06.10.2016 из состава Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» четвертого созыва путем тайного голосования Главой муниципального образования «Чернушинское» - Соболев Ю.Ф. - являлся выборным должностным лицом местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 7-П от 02.04.2002 указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации, а непрерывно. В Постановлении № 15-П от 27.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что нормы Трудового кодекса РФ направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.
Указанное свидетельствует о том, что при рассмотрении исковых требований Соболева Ю.Ф. необходимо учитывать особенности его публично-правового статуса, которые урегулированы, в первую очередь, Законом № 131- ФЗ и Уставом муниципального образования «Чернушинское».
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 40 Закона № 131-ФЗ установлено, что срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух лет и более пяти лет.
В соответствии с указанными нормами пунктом 4 статьи 31 Устава муниципального образования «Чернушинское» установлено, что срок полномочий Главы муниципального образования составляет 5 лет. Полномочия Главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования, за исключением досрочного прекращения полномочий Г лавы муниципального образования.
Согласно пункта 6 статьи 36 Закона № 131-ФЗ и пункта 8 статьи 31 Устава муниципального образования «Чернушинское» полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1. Закона № 131-ФЗ;
4) отрешения его от должности Главой Удмуртской Республики в соответствии с Законом № 131-ФЗ;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 5 и 6.2. статьи 13 Закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;
12) утраты муниципальным образованием статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения муниципального образования с городским округом.
Указанный перечень случаев досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования является исчерпывающим. Право его расширения (увеличения) Законом № 131-ФЗ не дано ни субъектам Российской Федерации, то есть принимаемыми ими законами также не может быть расширен указанный перечень, ни, тем более, органам местного самоуправления путем расширения указанного перечня уставами муниципальных образований.
Из чего следует, что роспуск Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» в соответствии с Законом № 28-РЗ не является основанием для досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское».
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что прекращение полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское» в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы муниципального образования 19.09.2018 основано на нормах как федерального законодательства, так и на положениях Устава муниципального образования «Чернушинское».
Поскольку, как указанно выше, на статус указанного должностного лица не распространяются нормы трудового права, следовательно, никаких исключений или возможностей изменения этого срока (больничный и т.п.) в законе не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством просит отказать в удовлетворении исковых требований Соболева Ю.Ф. в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Решением Совета депутатов муниципального образования от 06 октября 2016 года № 3/1 «Об избрании Главы муниципального образования «Чернушинское» на должность главы муниципального образования «Чернушинское» путем тайного голосования из состава Совета депутатов МО «Чернушинское» был избран Соболев Ю.Ф.
Решением Якшур-Бодьинского районного суда от 26 марта 2018 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора Якшур-Бодьинского района УР к Совету депутатов муниципального образования «Чернушинское» о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское»; признано незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское», выразившееся в непроведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 9 июня 2018 года решение Якшур-Бодьинского районного суда от 26 марта 2018 года оставлено без изменения.
26 июня 2018 года Государственный Совет УР принял Закон Удмуртской Республики от 26.06.2018 N 28-РЗ "О роспуске Совета депутатов муниципального образования "Чернушинское".
Согласно статье 1 данного Закона, представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования "Чернушинское" распущен в соответствии со статьями 70, 72 и частью 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании решения Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 26 марта 2018 года, установившего факт непроведения Советом депутатов муниципального образования "Чернушинское", правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
В соответствии со ст. 2 Закона он вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Закон опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru), 26.06.2018, официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 27.06.2018, "Известия Удмуртской Республики", N 77, 29.06.2018.
Распоряжением главы муниципального образования «Чернушинское» № 23л/с от 05.07.2018 года «О назначении временно исполняющие обязанности главы муниципального образования «Чернушинское» в связи с временной нетрудоспособностью Главы муниципального образования «Чернушинское», согласно п.10 ст. 31 Устава муниципального образования «Чернушинское» временно исполняющие обязанности главы муниципального образования за исключением Главы муниципального образования по руководству и организации работы Совета депутатов с 06 июля 2018 года до момента избрания Главы муниципального образования назначена ведущий специалист-эксперт Ислентьева В.В.
Согласно Постановлению территориальной избирательной комиссии Якшур-Бодьинского района № 81.1 от 11.07.2018 года «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» пятого созыва» в связи с досрочным прекращением полномочий Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» четвертого созыва досрочные выборы депутатов назначены на 09 сентября 2018 года.
19 сентября 2018 года главой МО «Чернушинское» избрана Казьмина К.Н., что подтверждается решением Совета депутатов муниципального образования от 19 сентября 2018 года № 1/3.
Судом установлено, что истец Соболев Ю.Ф. на момент избрания нового главы муниципального образования был освобожден от работы в виду временной нетрудоспособности в связи с болезнью, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами; также установлено, что на момент прекращения периода временной нетрудоспособности у Соболева Ю.Ф. оставались неиспользованными 17 дней отпуска, что также не оспаривается сторонами.
Как следует из материалов дела, истцу был предоставлен очередной отпуск за 2018 год с 09 апреля 2018 года в количестве 22 календарных дней и дополнительный в количестве 17 календарных дней.
Согласно листкам нетрудоспособности истец был освобожден от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в период с 10 мая 2019 года 11 сентября 2019 года и с 18 сентября 2019 года по 29 октября 2019 года, из них с 10 мая по 22 мая 2019 года находился на стационарном лечении, что подтверждается листками трудоспособности, выданными БУЗ УР РКДЦ МЗ УР и БУЗ УР Якшур-Бодьинской РБ МЗ УР.
Судом установлено, что полномочия Соболева Ю.Ф., как главы муниципального образования прекращены с 19 сентября 2018 года в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Чернушинское» абзац 2 части 3 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о чем сделана запись в трудовой книжке истца № 7 от 19.09.2018 года на основании Решения Совета Депутатов муниципального образования от 19.09.2018 года № 1/3.
Истец, оспаривая запись в трудовой книжке о прекращении полномочий, указывает на то, что формулировка и дата прекращения его полномочий, не соответствуют требованиям Закона "О местном самоуправлении" и не учтено нахождение его на больничном и в очередном отпуске.
Обсуждая доводы истца об основаниях изменения формулировки и даты прекращения полномочия, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Как следует из преамбулы Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "О местном самоуправлении"), он устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Данными общими принципами предопределены и закрепленные названным Федеральным законом основы правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, включая правила, относящиеся к установлению сроков соответствующего мандата, момента его начала и окончания, а также основания досрочного прекращения полномочий.
Согласно статьи 2 Закон "О местном самоуправлении" выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 40 Закона "О местном самоуправлении" полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 31 Устава муниципального образования «Чернушинское» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов, возглавляет Администрацию и исполняет полномочия главы Администрации.
Согласно ч. 2 и ч.4 ст. 31 Устава МО «Чернушинское», глава муниципального образования избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов. Срок полномочий Главы муниципального образования составляет 5 лет. Полномочия Главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования, за исключением случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования.
Основания досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования установлены пунктом 6 статьи 36 Закон "О местном самоуправлении" и пунктом 8 статьи 31 Устава муниципального образования «Чернушинское», а именно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1. Закона № 131-ФЗ;
4) отрешения его от должности Главой Удмуртской Республики в соответствии с Законом № 131-ФЗ;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 5 и 6.2. статьи 13 Закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;
12) утраты муниципальным образованием статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения муниципального образования с городским округом.
Указанный перечень случаев досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования является исчерпывающим. Право его расширения (увеличения) Законом "О местном самоуправлении" не дано ни субъектам Российской Федерации, то есть принимаемыми ими законами также не может быть расширен указанный перечень, ни, тем более, органам местного самоуправления путем расширения указанного перечня уставами муниципальных образований.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что роспуск Совета депутатов муниципального образования «Чернушинское» в соответствии с Законом № 28-РЗ не является основанием для досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 7-П от 2 апреля 2002 года указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 ТК РФ, а непрерывно.
В постановлении N 15-П от 27 июня 2013 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Учитывая, что Соболев Ю.Ф. являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, а, следовательно, имел особый публично-правовой статус, нормы трудового права на него не распространяются.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что прекращение полномочий Главы муниципального образования «Чернушинское» в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы муниципального образования 19.09.2018 основано на нормах как федерального законодательства, так и на положениях Устава муниципального образования «Чернушинское».
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Соболева Ю.Ф. об изменении формулировки и даты прекращения его полномочий удовлетворению не подлежат, поскольку его полномочия истекли в день вступления в должность нового главы муниципального самоуправления.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Соболева Юрия Федоровича к Администрации муниципального образования «Чернушинское» о внесении в трудовую книжку записи об изменении формулировки и даты прекращения полномочий - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Трудолюбова