Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 12.11.2018 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.11.2018 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО1, ее представителя ФИО6,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, Администрации <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к <адрес>, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок № ****** в <адрес> находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>.
В обоснование иска ФИО1 указала, что согласно свидетельству о праве собственности ее супруг ФИО2 является собственником указанного земельного участка. После его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к нотариусу за оформлением прав на указанный участок, однако нотариус ей в этом отказал, указав, что свидетельство о праве собственности на землю было выдано ФИО2 после смерти, а именно - ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени пользуется указанным земельным участком, обрабатывала землю, садила и собирала урожай, оплачивала членские взносы и коммунальные платежи.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Администрация <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимщества в <адрес>), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, <адрес> ФИО4 и ФИО5
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО6 исковые требования поддержали.
Представители ответчиков, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Информация о времени и месте судебного заседания была заблаговременно размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.
Администрация <адрес> в письменных возражениях указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в настоящее время органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В этой связи, с учетом мнения истца суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Спорым земельным участком является участок по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № ******.
Права на данный земельный участок в установленном порядке не зарегистрированы.
Вместе с тем, как следует из ответа на судебный запрос Администрации <адрес> по сведениям Земельного комитета земельный участок № ****** с кадастровым номером № ****** предоставлен в собственность бесплатно ФИО2 в соответствии с Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-е «О перерегистрации землепользования коллективного сада «Факел» государственного предприятия «Уралтрансгаз».
ФИО1 к исковому заявлению приложена копия свидетельства о праве собственности на землю, выданного ФИО2 в том, что ему решением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******е в собственность предоставлен земельный участок для ведения садоводства в коллективном саду «Факел» № ******.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, действующего на момент предоставления ФИО2 спорного земельного участка, бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частью 1 статьи 69 данного Закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 177.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок, действительно было оформлено после смерти ФИО2 Вместе с тем, сведений о том, что свидетельство было выдано в отсутствие заявления (обращения) ФИО2 (или его представителя) о предоставлении в собственность земельного участка, не имеется. Свидетельство в установленном законом порядке оспорено не было.
Следовательно, в соответствии со ст.ст. 1110-1112 Гражданского кодекса Российской Федерации спорный земельный участок вошел в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО2
ФИО1 состояла в браке с ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось. Не имеется сведений о том, что наследники ФИО2 по закону или по завещанию, включая истца, совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти ФИО2, в соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР, действующего в тот период времени.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом п. 16 приведенного выше Постановления Пленума, по смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому п. 19 этого же Постановления Пленума возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
На момент смерти ФИО2 действовал Гражданский кодекс РСФСР, статьей 552 которого предусматривалось, что наследственное имущество по праву наследования переходит к государству если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса. При отсутствии наследников, указанных в статьях 1142 - 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, применяются правила о наследовании выморочного имущества, установленные статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Таким образом, спорный земельный участок перешел в собственность муниципального образования «<адрес>» как выморочное имущество.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 данного Кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
В связи с этим, тот факт, что спорный земельный участок является выморочным имуществом и в силу закона признается принадлежащим с октября 1992 года муниципальному образованию, сам по себе не является препятствием для применения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
По утверждению истца, она с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени открыто и непрерывно владеет спорным земельным участком.
Указанное обстоятельство подтверждается членской книжкой садовода коллективного сада «Факел» (участок 56), которая была выдана ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, и ДД.ММ.ГГГГ переоформлена на ФИО1 В членской книжке имеются записи о внесении целевых взносов ежегодно, начиная с 1991 года по 2018 год.
Также ФИО1 представлены квитанции за 2016 и 2017 годы об уплате членских взносов и оплате электроэнергии в адрес <адрес>
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной СНТ «Факел-II», ФИО1 осуществляет владение участком № ****** <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании собрания <адрес> также соответствующая запись внесена в членскую книжку садовода коллективного сада. ФИО1, являясь полноценным членом садоводческого товарищества с присвоением участка № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом (участком № ****** <адрес> вовремя и в полном объеме оплачивает все членские взносы, коммунальные платежи, обрабатывает землю, садит и собирает урожай.
В связи с изложенным суд считает установленным, что после смерти ФИО2, на протяжении 25 лет ФИО2 пользовалась спорным земельным участком как своим собственным, осуществляла его содержание.
Из материалов дела не следует, что с момента смерти ФИО2 и до настоящего времени какое-либо иное лицо помимо истца предъявляло свои права на недвижимое имущество и проявляло к нему интерес как к своему собственному, в том числе как к наследственному либо выморочному. Данных о том, что спорное недвижимое имущество признавалось бесхозяйным не имеется. Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, предпринимались ли Администрацией <адрес> меры по получению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок как на выморочное имущество либо по его государственной регистрации, а также по содержанию названного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд полагает, что бездействие Администрации <адрес> свидетельствует об отказе от прав на спорное имущество, в связи с чем истец приобрела право собственности на спорное жилое помещение в силу приобретательной давности.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1, предъявленные к Администрации <адрес>, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 37 Устава <адрес> к полномочиям Администрации <адрес> отнесено распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли. Соответственно, в удовлетворении исковых требований, предъявленных к остальным ответчикам, суд отказывает.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок с кадастровым номером № ******, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Кайгородова