Решение по делу № 3а-227/2019 от 25.10.2019

№ 3а-227/2019

10OS0000-01-2019-000251-42

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 декабря 2019 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

при ведении протокола помощником судьи Буш В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шаюк Анастасии Сергеевны к Совету Прионежского муниципального района о признании не действующими решения от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» и решения от 20 июня 2017 г. №4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

решениями Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 и от 20 июня 2017 г. №4 утверждены изменения Генерального плана Нововилговского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.

В связи с установлением указанными нормативными правовыми актами второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Шаюк А.С. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в д.Вилга Прионежского района.

Ссылаясь на отсутствие проекта зоны санитарной охраны, санитарно-эпидемиологического обоснования необходимости установления такой зоны, административный истец просила признать не действующими решение от 20 июня 2017 г. №4 в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отображенной на карте градостроительного зонирования территории д.Вилга, в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158; решение от 22 марта 2016 г. № 3 в части включения в границы 500-метровой зоны второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отображенной на карте градостроительного зонирования, на карте функциональных зон Нововилговского сельского поселения и в таблице 2.1.50, в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158.

В письменных объяснениях Совет Прионежского муниципального района признал установленный вступившими в законную силу судебными актами по иным делам факт нарушения процедуры проведения публичных слушаний, предшествовавшей принятию оспариваемых решений, указал на отсутствие у органов местного самоуправления полномочий на установление зон с особыми условиями использования территории, не оспаривал, что в отношении источников питьевого водоснабжения д.Вилга проекты зон санитарной охраны не разрабатывались и не утверждались.

Администрация Нововилговского сельского поселения представила письменные объяснения, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия также оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, подтвердив нахождение участка административного истца во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия указало на выдачу лицензии на пользование недрами МУП «Водоканал Прионежский», который должен до июня 2021 г. разработать и обеспечить утверждение проекта зон санитарной охраны. Полагает, что границы зон санитарной охраны, отображенные на карте градостроительного зонирования поселения, считаются установленными.

Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административного истца Рысак Д.М. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Томилов В.И. административный иск не признал.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что по договору уступки права от 22 августа 2012 г. ШаюкА.С. перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158, расположенного в Республике Карелия, Прионежский район, д.Вилга, юго-западная часть кадастрового квартала 10:20:0030204, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

17 июня 2019 г. Шаюк А.С. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении арендуемого участка в собственность, на что письмом от 11 июля 2019 г. № 16754/12.4-11 названное министерство сообщило о невозможности предоставления земельного участка в частную собственность в связи с отнесением его документами территориального планирования Нововилговского сельского поселения к территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

Из объяснений административного ответчика следует, что он не оспаривает факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158 в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, но при этом полагает, что участок также частично расположен в границе первого пояса данной зоны.

Поскольку административный истец настаивает на первоначально заявленных исковых требованиях, на основании ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд разрешает административный спор в пределах данных требований и проверяет законность установления в отношении спорного участка только второго пояса зоны санитарной охраны.

Принимая во внимание, что Шаюк А.С является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, исходя из положений ч.1 ст. 4, ч. 1 ст. 208 КАС РФ она вправе заявить настоящий иск.

Пунктом 20 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения поселений, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу ст.ст. 24, 32 ГрК РФ генеральный план поселения и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования Прионежский муниципальный район представительным органом района является Совет Прионежского муниципального района.

Решением Совета Нововилговского сельского поселения от 24 июля 2013 г. № 2 в порядке ранее действовавшего законодательства был утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.

Решением Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» и решением Совета Прионежского муниципального района от 05 мая 2016 г. № 18 «О внесении изменений в решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3» внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, в результате которых Генеральный план фактически изложен в новой редакции, изменен картографический материал к Генеральному.

Согласно п. 2.1.15 Генерального плана на территории поселения размещены территории, для которых установлен особый режим использования. Перечни объектов, наличие которых обусловило установление таких режимов, приведены, в том числе, в таблице 2.1.50 «Объекты, для которых установлены зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозаборы)».

В Таблице 2.1.50 для водозабора р.Вилга Водоток - поверхностный источник с обозначениями ВС-1 установлен первый пояс зоны санитарной охраны вверх по течению не менее 200 м от водозабора; вниз по течению не менее 100 м от водозабора; по прилегающему к водозабору берегу не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени, в направлении к противоположному от водозабора берегу вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени; зона второго пояса вверх по течению водозабора удалена настолько, чтобы время пробега по основному водотоку и его притокам, при расходе воды в водотоке 95% обеспеченности, было не менее 5 суток, ниже по течению не менее 250 м от водозабора, боковые границы не менее 500 м от линии уреза воды летне-осенней межени; зона третьего пояса вверх и вниз по течению совпадает с границами второго пояса, боковые границы по линии водоразделов в пределах 3-5 км.

Зоны санитарной охраны определены на основании СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 (далее – Санитарные правила), и отражены в картографических материалах к Генеральному плану.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 06 июня 2017 г. по административному делу № 3а-34/2017 по административному иску Захарова П.С. о признании частично не действующими решений Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» и от 05 мая 2016 г. № 18 «О внесении изменений в решение Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 № 3», оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 75-АПГ17-7, установлено, что Генеральный план Нововилговского сельского поселения принят с нарушением порядка проведения публичных слушаний, предусмотренного ст. 28 ГрК РФ и ст. 12 Устава муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Карелия обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.

Решением Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. № 4 утверждены Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.

На карте градостроительного зонирования территории д. Вилга отображены границы первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые в силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ являются зонами с особыми условиями использования территории.

27 декабря 2016 г. Главой Прионежского муниципального района принято постановление № 34 «О назначении проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения», которое было опубликовано в газете «Прионежье» от 30 декабря 2016 г. № 52 (9231). Сам проект муниципального нормативного правового акта, выносимого на публичные слушания, был опубликован (обнародован) на официальном сайте Прионежского муниципального района – prionego.ru.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу принятия проекта Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения опубликовано в газете «Прионежье» от 17 марта 2017 г. № 10 (9241). Оспариваемое решение опубликовано в газете «Прионежье» от 23 июня 2017 г. № 24 (9255). Решение, а также текст муниципального правового акта с приложенными картографическими материалами размещены на официальном сайте Прионежского муниципального района – prionego.ru. Таким образом, Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка проведения публичных слушаний, официально опубликованы.

Вместе с тем и Генеральный план, и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в оспариваемой части приняты с нарушением определенной законом компетенции органов и процедуры установления санитарно-защитных зон источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу абзаца второго п. 4 и абзаца второго п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02.

Указанные Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2).

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 Санитарных правил).

В силу п. 1.5 Санитарных правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны (п. 1.6 Санитарных правил).

Принципиальное решение о возможности организации зон санитарной охраны принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (п. 1.9 Санитарных правил).

В силу п. 1.13 Санитарных правил проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

На запрос суда МУП «Водоканал Прионежский» сообщил, что источниками водоснабжения в д.Вилга являются две скважины, расположенные на расстоянии 140 м от земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158, резервным источником водоснабжения является р.Вилга. На балансе предприятия находится насосная станция первого подъема (законсервированная), необходимая для организации водоснабжения из резервного источника и расположенная на расстоянии 60 м от указанного земельного участка.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения не разрабатывался, в установленном порядке границы и режим зон санитарной охраны источников водоснабжения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия не утверждались, положительные санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.

Следовательно, при принятии Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения Совет Прионежского муниципального района вышел за пределы компетенции в части установления границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

Таким образом, Генеральный план Нововилговского сельского поселения принят административным ответчиком с нарушением порядка проведения публичных слушаний и с превышением полномочий, а Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения – с превышением полномочий.

Изложенные выше нарушения в их совокупности влекут в соответствии с п. 1 ч. 2 ст.215 КАС РФ удовлетворение исковых требований.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд полагает, что поскольку до вынесения решения суда они применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина в размере 300 руб., уплаченная административным истцом при подаче иска, взыскивается в ее пользу с административного ответчика, принявшего оспариваемые акты, на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ.

В силу ч. 11 ст. 11, ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Прионежского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:

решение Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отображенного на карте градостроительного зонирования территории д. Вилга, земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158;

решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» в части включения в 500-метровую зону второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отображенную на карте градостроительного зонирования, карте функциональных зон д.Вилга и в таблице 2.1.50 Генерального плана Нововилговского сельского поселения земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030204:158.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Прионежского муниципального района.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Шаюк Анастасии Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Р.В.Соляников

Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 177 КАС РФ

изготовлено 19 декабря 2019 г.

3а-227/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаюк А.С.
Прокуратура Республики Карелия
Шаюк Анастасия Сергеевна
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района
Другие
Администрация Нововилговского сельского поселения
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Рысак Д.М.
Министерство природных ресурсов и экологии по РК
Глава Прионежского муниципального района
МУП Прионежского муниципального района "Водоканал Прионежский"
Рысак Дмитрий Михайлович
Министерство национальной и региональной политики РК
Администрация Прионежского муниципального района РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
25.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
28.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019[Адм.] Судебное заседание
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Дело оформлено
23.06.2020Дело передано в архив
05.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее