Решение по делу № 2-1536/2020 от 16.03.2020

Решение Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Бивол Е.А.,

при секретаре Гавриловой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрзанов А.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения,

установил:

Юрзанов А.В. обратился в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, мотивируя требования тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Так, его отец Юрзанов В.А. умер 15 декабря 1989 года, а мать Юрзанова В.Ф. решением Вольского районного суда Саратовской области от 16 июля 1985 года была лишена родительских прав. 16 декабря 2019 года Юрзанов А.В. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области ему было отказано в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что на момент рассмотрения поданного истцом заявления, его возраст составлял более 23 лет, в связи с чем, Юрзанов А.В. утратил одно из установленных законодательством условий получения мер социальной поддержки. Полагает, что отказ ответчика в удовлетворении заявления является необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просит суд обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Истец Юрзанов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в представленном заявлении просит в удовлетворении исковых требований Юрзанова А.В. отказать в полном объеме, поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет, истцу было полных 43 года. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения Юрзанова А.В. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения 23 летнего возраста, истцом не представлено.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства финансов Саратовской области, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В частности, представитель третьего лица администрации Вольского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, в представленных возражениях указывает, что у органов опеки и попечительства администрации Вольского района не имелось оснований для направления документов в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области в отношении Юрзанова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для постановки его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

В судебном заседании установлено, что родителями Юрзанова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Юрзанов В.А. и Юрзанова В.Ф.. Юрзанов В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, а Юрзанова В.Ф. решением Вольского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав.

Согласно сообщения управления по опеке и попечительству Администрации Вольского муниципального района Саратовской области учетное дело на имя Юрзанова А.В. отсутствует, сведений о сохранении жилого помещения за истцом, как за лицом, оставшимся без попечения родителей, также отсутствуют. Юрзаов А.В. на у чете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда области, как лицо, ранее относившееся к числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Вольского муниципального района не состоит и в списках ранее не значился.

В судебном заседании установлено, что Юрзанов А.В. зарегистрирован у своей сестры по адресу: <адрес>.

В собственности жилых помещений Юрзанов А.В. не имеет.

06 декабря 2019 года Юрзанов А.В. обратился с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области и предоставлении ей указанного жилого помещения.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 745-Р от 13 декабря 2019 года Юрзанову А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Таким образом, дополнительные гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со ст. 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 3).

Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п. 4).

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Судом установлено, что на момент обращения истца в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с соответствующим заявлением ему исполнилось 43 года. Ранее, до достижения указанного возраста Юрзанов А.В. с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения не обращался.

В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Доказательств того, что Юрзанов А.В. с момента достижения 18 лет и до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, не представлено.

Таким образом, применяя положения вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца за получением жилого помещения специализированного жилищного фонда на него, достигшего 43-летнего возраста, уже не могли распространяться гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абз. 3 ч. 1 ст. 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган на территории Саратовской области по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Исходя из того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет, доказательств обращения Юрзанова А.В. до достижения возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении материалы дела не содержат, доказательств наличия каких-либо препятствий к своевременной подаче документов для постановки на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении истцом суду не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для возложения обязанности поставить истца на соответствующий учет. На основании вышеизложенного, суд также не может признать распоряжение № 745-р от 13 декабря 2019 года незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Юрзанов А.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.А. Бивол

2-1536/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Юрзанов Андрей Владимирович
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Другие
Администрация Вольского муниципального района
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Бивол Елена Александровна
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
18.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
27.04.2020Производство по делу возобновлено
12.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее