№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2023 г.. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, обращающегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные участки сетей газоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, в ходе которой установлено АО «Астраханьгазсервис на территории <адрес> эксплуатирует 26 участков бесхозяйных газопроводов по следующим адресным ориентирам: <адрес> (440 м); <адрес> № (135 м); <адрес> № (105,75 м); <адрес> № (69м); <адрес> № <адрес> (153 м); <адрес> № (181,80 м); <адрес> № <адрес> (39 м); <адрес> № (84 м); <адрес> №,2; <адрес> № <адрес> (228 м); <адрес> № (274,1 м); <адрес> № <адрес> (185 м); <адрес> № <адрес> (183,40); <адрес> № <адрес> (59.10 м); <адрес> № <адрес> (192,50); <адрес> № (413 м); Куликова № <адрес> (84 м); <адрес> № (69 м); <адрес> № <адрес> (175 м); <адрес> № <адрес> (189 м); ул. <адрес> (8 м); <адрес> (166 м); <адрес> (57 м); <адрес> (23,20 м); <адрес> (149,5 м); <адрес> (2 м);. <адрес> (87,80 м).
Указанные газопроводы в настоящее время собственника не имеют, что подтверждается письмом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, ответом управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные газопроводы в настоящее время не имеют собственника, при этом, по указанным сетям осуществляется подача газа в жилые дома и общественные здания.
Кроме того, обозначенные газопроводы не относятся к общедомовому имуществу и не состоят на балансе управляющей компании, что подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации и постановлениями Арбитражных судов <адрес> и Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда, а также решением Арбитражного суда <адрес>.
Газопроводы низкого, среднего давления относятся к категории опасных производственных объектов и должны соответствовать всем требованиям, устанавливаемым федеральным законом от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Одно из основных условий эксплуатации данных объектов - это поддержание их в надлежащем техническом состоянии. При отсутствии такого обслуживания газопроводы подлежат незамедлительному отключению и, соответственно, часть населения города останется без газоснабжения.
Отсутствие собственника бесхозяйных участков газовых сетей, являющихся источником повышенной опасности может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения чрезвычайной ситуации локального характера на вышеуказанных участках газовых сетей на территориях при их расположения будут нарушены условия жизнедеятельности людей, причинен стернальный ущерб, вред окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с чем, заместитель прокурора <адрес> обратился в суд и просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры, направленные на постановку на учет 26 бесхозяйных участков сетей газоснабжения по адресам: <адрес> (440 м); <адрес> № (135 м); <адрес> № (105,75 м); <адрес> № (69м); <адрес> № <адрес> (153 м); <адрес> №(181,80 м); <адрес> № <адрес> (39 м); <адрес> № (84 м);<адрес> №,2; <адрес> № <адрес> (228 м);<адрес> № (274,1 м); <адрес> № <адрес> (185 м):<адрес> № <адрес> (183,40); <адрес> № <адрес> (59.10 м)<адрес> № <адрес> (192,50); <адрес> № (413 м); Куликова №<адрес> (84 м); <адрес> № (69 м); <адрес> № <адрес> (175 м)<адрес> № <адрес> (189 м); ул. <адрес> (8 м); <адрес>(166 м); <адрес> (57 м); <адрес> (23,20 м); <адрес>. 54, <адрес> (149,5 м); <адрес> (2 м);. <адрес>(87,80 м), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, причина не явки суду не известна.
Представитель третьего лица АО «Астраханьгазсервис» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, причина не явки суду не известна.
Суд, выслушав сторону, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации.
Также установлено, что АО «Астраханьгазсервис эксплуатирует 26 участков бесхозяйных газопроводов по следующим адресным ориентирам: <адрес> (440 м); <адрес> № (135 м); <адрес> № (105,75 м); <адрес> № (69м); <адрес> № <адрес> (153 м); <адрес> № (181,80 м); <адрес> № <адрес> (39 м); <адрес> № (84 м); <адрес> №,2; <адрес> № <адрес> (228 м); <адрес> № (274,1 м); <адрес> № <адрес> (185 м); <адрес> № <адрес> (183,40); <адрес> № <адрес> (59.10 м); <адрес> № <адрес> (192,50); <адрес> № (413 м); Куликова № <адрес> (84 м); <адрес> № (69 м); <адрес> № <адрес> (175 м); <адрес> № <адрес> (189 м); ул. <адрес> (8 м); <адрес> (166 м); <адрес> (57 м); <адрес> (23,20 м); <адрес> (149,5 м); <адрес> (2 м);. <адрес> (87,80 м).
Указанные газопроводы в настоящее время не имеют собственника, при этом, по указанным сетям осуществляется подача газа в жилые дома и общественные здания.
Кроме того, обозначенные газопроводы не относятся к общедомовому имуществу и не состоят на балансе управляющей компании, что подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации №- ЭС22-7926 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А06-14738/2019).
Согласно ответу администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № объекты газоснабжения по указанным адресам, в реестре муниципального имущества администрации МО «<адрес>» не значатся.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое вправе принимать порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 437).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от ДД.ММ.ГГГГ N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Указанный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
При этом используемая в названном Порядке конкретизация органов местного самоуправления по видам муниципальных образований и их территорий по своему содержанию не противоречит терминам, понятиям и принципам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который закрепляет названные виды муниципальных образований, правила установления границ их территорий, состав территорий (статьи 2, 10, 11).
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Таким образом, пункт 5 Порядка в совокупности с абзацем первым пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, непосредственно не регулирует общественные отношения, связанные с бесхозяйными вещами и постановкой их на учет, поэтому необоснованным представляется доводы о том, что такая обязанность подлежит возложению на муниципальный район.
Исходи из чего, требования прокурора обосновано направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга граждан, которые могут пострадать при возникновении чрезвычайной ситуацией, связанной аварийной ситуацией на бесхозяйных участках газопроводов.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора <адрес>, обращающегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные участки сетей газоснабжения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры, направленные на постановку на учет 26 бесхозяйных участков сетей газоснабжения по адресам: <адрес> (440 м); <адрес> № (135 м); <адрес> № (105,75 м); <адрес> № (69м); <адрес> № <адрес> (153 м); <адрес> №(181,80 м); <адрес> № <адрес> (39 м); <адрес> № (84 м);<адрес> №,2; <адрес> № <адрес> (228 м);<адрес> № (274,1 м); <адрес> № <адрес> (185 м):<адрес> № <адрес> (183,40); <адрес> № <адрес> (59.10 м)<адрес> № <адрес> (192,50); <адрес> № (413 м); Куликова №<адрес> (84 м); <адрес> № (69 м); <адрес> № <адрес> (175 м)<адрес> № <адрес> (189 м); ул. <адрес> (8 м); <адрес>(166 м); <адрес> (57 м); <адрес> (23,20 м); <адрес> (149,5 м); <адрес> (2 м);. <адрес>(87,80 м), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Ю.С. Гончарова