Решение по делу № 2-1866/2024 от 20.06.2024

Дело № 2-1866/2024

УИД № 70RS0001-01-2024-003157-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

при участии помощника прокурора Кировского района г. Томска А.А., представителя муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска - В.В. по доверенности от /________/, представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 49 – Т.А., по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска о возложении обязанности организовать подвоз обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Томска (далее – истец) обратился в суд с иском, уточнённым в ходе разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска (далее – ответчики), в котором просит обязать ответчиков организовать подвоз обучающихся, проживающих в пос. Родник г. Томска, до образовательного учреждения в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований, сославшись на положения ст. ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», истец указал, что прокуратурой Кировского района г. Томска по обращению Н.А. проведена проверка исполнения департаментом образования администрации города Томска законодательства об образовании. На основании постановления главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений» обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска в силу закона возложена на департамент образования администрации Города Томска, проверкой установлено, что указанные полномочия надлежащим образом не реализуются. Так, с 12.04.2023 в МБОУ СОШ № 49 г. Томска проводится капитальный ремонт, в связи с чем, обучающиеся данного учреждения временно распределены по другим образовательным организациям г. Томска. Установлено, что учащиеся, проживающие в пос. Родник г. Томска, распределены в следующие общеобразовательные учреждения: МАОУ Лицей № 1 г. Томска, МАОУ СОШ № 50 г. Томска, МАОУ СОШ № 32 г. Томска, МАОУ СОШ № 35 г. Томска, МАОУ Гимназия № 18 г. Томска. 14 обучающихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска проживают в пос. Родник г. Томска, нуждаются в подвозе к образовательной организации, указанный подвоз не осуществляется. Невыполнение департаментом образования администрации Города Томска и МБОУ СОШ № 49 г. Томска данной обязанности существенно нарушает права учащихся на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования.

Помощник прокурора Кировского района г. Томска А.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила иск удовлетворить. В судебном заседании пояснила, что на спорном маршруте уже установлен светофор, необходимый для согласования безопасного движения при подвозе обучающихся.

Ответчик МБОУ СОШ № 49 г. Томска в лице директора Т.А. в судебном заседании пояснила, что в данный момент нет возможности организовать подвоз учащихся ввиду отсутствия водителя, в школе имеется два автобуса и один водитель, который в настоящий момент возит детей из п. Аникино, имеется вакантная ставка второго водителя, на которую не удается найти сотрудника.

Представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска - В.В. в судебном заседании пояснил, что двухнедельный срок для исполнения требований прокурора является невыполнимым, поскольку вакансия второго водителя не заполнена по настоящее время.

Определениями Кировского районного суда г. Томска от /________/, /________/, /________/ к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Томской области, администрация г. Томска, ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области».

Третьи лица УМВД России по Томской области, администрация г. Томска, ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области», извещённые о дате, и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителей не направили. От представителя третьего лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав мнение сторон, определив на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона об образовании устанавливаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Согласно статье 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

В соответствии со статьей 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ СОШ № 49 г. Томска осуществляет деятельность по адресу: /________/.

Согласно уставу МБОУ СОШ № 49, школа создана на основании постановления главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений»; учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Город Томск». От имени учредителя в отношениях с МБОУ СОШ № 49 г. Томска функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска.

На основании распоряжения департамента образования г. Томска № 127 от 01.03.2021 «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за конкретными территориями муниципального образования «Город Томск», пос. Родник закреплен за МБОУ СОШ № 49 г. Томска

В соответствии с ответом департамента образования администрации г. Томска от /________/, согласно распоряжению департамента образования от 28.02.2024 № 128р «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за территориями муниципального образования «Город Томск», пос. Родник закреплен за МАОУ СОШ № 33 г. Томска, с /________/ будет осуществляется подвоз из п. Родник в МАОУ СОШ № 33 г. Томска обучающихся, проживающих на закрепленной территории.

Также в указанном ответе сообщено, что администрацией МБОУ СОШ № 49 организован маршрут для подвоза обучающихся, согласование которого осложнено наличием опасного левого поворота из пос. Просторный на Богашевский тракт.

Согласно ответу МБОУ СОШ № 49 от /________/ в пос. Родник проживает 14 учащихся МБОУ СОШ № 49, которые самостоятельно добираются до учебного учреждения, при наличии возможности подвоза 12 детей хотели бы воспользоваться школьным автобусом. Учащиеся, проживающие в пос. Родник, обучаются в учебных учреждениях: МАОУ Лицей № 1 г. Томска, МАОУ СОШ № 50 г. Томска, МАОУ СОШ № 32 г. Томска, МАОУ СОШ № 35 г. Томска, МАОУ Гимназия № 18 г. Томска. Подвоз детей, проживающих в п. Родник, не организован по причине отсутствия возможности. Указанные выше факты также не были оспорены сторонами в судебном заседании.

В соответствии с ответом администрации г. Томска от 03.05.2024 МБОУ СОШ № 49 разработан маршрут для подвоза обучающихся, проживающих в пос. Родник. Департаментом образования администрации Города Томска с целью получения информации о планируемых сроках установки светофорного объекта на перекрестке Богашевского тракта и дороги, ведущий в пос. Просторный, было направлено письмо руководителю ОГКУ «Томскавтодор». По информации, полученной от ОГКУ «Томскавтодор», в настоящее время проводятся торгово-закупочные мероприятия на выполнение работ по установке необходимого светофорного объекта на автомобильной дороге: Томск – Аэропорт км 4+480 – км 4+520 в пос. Просторный Томского района Томской области. После определения победителя электронного аукциона работы будут выполнены в срок до /________/. После выполнения установки светофорного объекта работа по согласованию безопасного маршрута для движения школьного автобуса будет продолжена.

На основании прокурорского запроса, /________/ получен ответ УМВД России по Томской области, согласно которому, безопасный маршрут регулярной перевозки детей возможно согласовать при выезде из /________/ налево на Богашевский тракт после ввода светофорного регулирования пересекающихся направлений, а также при выезде направо с последующем безопасным разворотом в /________/ соблюдением правил дорожного движения Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что с /________/ в МБОУ СОШ № 49 г. Томска проводится капитальный ремонт, в связи с чем, обучающиеся данного учреждения временно распределены по другим образовательным учреждениям.

/________/ в адрес Мэра г. Томска прокуратурой Кировского района г. Томска направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, на представление прокурора /________/ получен ответ, согласно которому, в связи с долгосрочной болезнью водителя (перелом бедра) с 01 сентября подвоз обучающихся не осуществлялся. /________/ водитель выздоровел и вышел на работу, /________/ был произведен техосмотр транспортного средства. В связи с невозможностью закрыть вакансию водителя для второго автобуса МБОУ СОШ № 49, департаментом образования администрации Города Томска изыскана возможность привлечения для подвоза обучающихся другого образовательного учреждения, ответом от /________/ сообщено об установке дорожных знаков, а также о подборе кандидатов на вакантную должность водителя школьного автобуса.

Разрешая заявленные требования об обязании ответчиков организовать бесплатную перевозку учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Закона об образовании предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены и с 01.01.2021 года введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования в числе иного к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении обозначенной деятельности (пункты 1.1, 1.2).

Пунктом 2.1.2 санитарных правил определено, что расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

При расстояниях свыше указанных, для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Подвоз маломобильных обучающихся осуществляется специально оборудованным транспортным средством для перевозки указанных лиц.

Согласно статье 34 Закона об образовании, обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 ст. 40 Закона об образовании транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (ч. 3 ст. 40 Закона об образовании).

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика МБОУ СОШ № 49 г. Томска указывает на проведение капитального ремонта в образовательной организации и необходимость посещения детьми других образовательных учреждений, отсутствие вакантной должности водителя второго школьного автобуса, на первом школьном автобусе водитель осуществляет подвоз детей из п. Аникино.

Согласно письму администрации г. Томска от /________/ № 2217, кандидат на должность водителя школьного автобуса МБОУ СОШ № 49 г. Томска подобран, после предоставления полного пакета документов будет осуществлено его трудоустройство. Пояснениями представителей ответчиков в судебном заседании подтверждается, что в данный момент на вторую ставку водителя никто не трудоустроен.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от /________/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно уставу учреждения, МБОУ СОШ № 49 г. Томска является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Город Томск в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Также согласно постановлению главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений», обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска в силу закона возложена на департамент образования администрации Города Томска.

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте образования администрации Города Томска (приложение № 4 к решению Думы города Томска от 30.10.2007 № 683) Департамент образования администрации Города Томска является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Департамент учрежден в форме муниципального казенного учреждения муниципального образования «Город Томск» (п.1.4).

В соответствии с Положением о департаменте образования администрации Города Томска, в функции департамента входят: формирование муниципальной политики администрации города Томска в сфере образования в соответствии с государственной политикой Российской Федерации и Томской области, а также осуществляет контроль за ходом ее реализации; организация, предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и Администрации Томской области, Уставом Города Томска, решениями Думы Города Томска, постановлениями и распоряжениями Мэра Города Томска и настоящим Положением (п.1.3).

Как следует из пункта 2.1 Положения о департаменте образования администрации Города Томска, одним из предметов деятельности департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация решения иных вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

Исходя из вышеизложенных положений закона, обязанность по организации бесплатной перевозки учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности возлагается на департамент образования администрации города Томска, реализующий полномочия учредителя МБОУ СОШУ № 49 г. Томска.

Сторонами не оспаривалось, что расстояние от жилых зданий пос. Родник, в которых проживают обучающиеся, до образовательных учреждений, которые приняли детей на период капитального ремонта в МБОУ СОШ № 49 г. Томска, составляет более 3 км и не соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 05.07.2017 № 18-П, гарантии доступности права каждого на образование предполагают, в том числе, физическую доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

При этом территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.

В данном случае выявленная в рамках проведенной прокуратурой Кировского района г. Томска проверки и не опровергнутая департаментом образования администрации г. Томска необходимость в подвозе обучающихся от места жительства до места обучения свидетельствует о возможности реализации дополнительных гарантий доступности образования.

Согласно материалам дела, в рамках проверки соблюдения МБОУ СОШУ № 49 г. Томска требований федерального законодательства прокуратурой выявлено, что в образовательном учреждении обучаются 14 детей, проживающих в поселке Родник в городе Томске.

Суд при рассмотрении дела учитывает количество детей, проживающих в поселке Родник в городе Томске - 14, наличие двух транспортных средств для транспортировки учащихся.

В данной связи требование о возложении обязанности на департамент образования администрации Города Томска, реализующий полномочия учредителя МБОУ СОШ № 49 г. Томска по организации бесплатной перевозки учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вопреки доводам ответчиков отсутствие принятого на работу водителя не освобождает ответчиков от обязанности по организации транспортного обеспечения обучающихся, которая возложена на них в силу действующего законодательства.

При этом суд учитывает, что отсутствие бесплатной перевозки учащихся, проживающих в населенном пункте за пределами нормы пешеходной доступности до образовательного учреждения, нарушает право учащихся на общедоступность и бесплатность основного общего образования. Право обучающихся на бесплатное, отвечающее требованиям безопасности транспортное обеспечение является одной из гарантий получения образования, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Истец, заявляя уточненные исковые требования, просил установить срок для исполнения решения в течение двух недель с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, суд с учетом необходимости устранения выявленного нарушения, его характера и значимости, пояснений представителя муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска о поиске второго водителя для школьного автобуса, пояснений директора МБОУ средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска о недопустимости нарушения прав детей, проживающих в п. Аникино, которых в данный момент возит в образовательные учреждения водитель автобуса, являющийся единственным водителем в школе, считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска о возложении обязанности организовать подвоз обучающихся удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Томска и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска организовать подвоз обучающихся детей школьного возраста, проживающих в п. Родник г. Томска, до образовательных учреждений г. Томска в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.11.2024.

Дело № 2-1866/2024

УИД № 70RS0001-01-2024-003157-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

при участии помощника прокурора Кировского района г. Томска А.А., представителя муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска - В.В. по доверенности от /________/, представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 49 – Т.А., по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска о возложении обязанности организовать подвоз обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Томска (далее – истец) обратился в суд с иском, уточнённым в ходе разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска (далее – ответчики), в котором просит обязать ответчиков организовать подвоз обучающихся, проживающих в пос. Родник г. Томска, до образовательного учреждения в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований, сославшись на положения ст. ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», истец указал, что прокуратурой Кировского района г. Томска по обращению Н.А. проведена проверка исполнения департаментом образования администрации города Томска законодательства об образовании. На основании постановления главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений» обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска в силу закона возложена на департамент образования администрации Города Томска, проверкой установлено, что указанные полномочия надлежащим образом не реализуются. Так, с 12.04.2023 в МБОУ СОШ № 49 г. Томска проводится капитальный ремонт, в связи с чем, обучающиеся данного учреждения временно распределены по другим образовательным организациям г. Томска. Установлено, что учащиеся, проживающие в пос. Родник г. Томска, распределены в следующие общеобразовательные учреждения: МАОУ Лицей № 1 г. Томска, МАОУ СОШ № 50 г. Томска, МАОУ СОШ № 32 г. Томска, МАОУ СОШ № 35 г. Томска, МАОУ Гимназия № 18 г. Томска. 14 обучающихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска проживают в пос. Родник г. Томска, нуждаются в подвозе к образовательной организации, указанный подвоз не осуществляется. Невыполнение департаментом образования администрации Города Томска и МБОУ СОШ № 49 г. Томска данной обязанности существенно нарушает права учащихся на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования.

Помощник прокурора Кировского района г. Томска А.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила иск удовлетворить. В судебном заседании пояснила, что на спорном маршруте уже установлен светофор, необходимый для согласования безопасного движения при подвозе обучающихся.

Ответчик МБОУ СОШ № 49 г. Томска в лице директора Т.А. в судебном заседании пояснила, что в данный момент нет возможности организовать подвоз учащихся ввиду отсутствия водителя, в школе имеется два автобуса и один водитель, который в настоящий момент возит детей из п. Аникино, имеется вакантная ставка второго водителя, на которую не удается найти сотрудника.

Представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска - В.В. в судебном заседании пояснил, что двухнедельный срок для исполнения требований прокурора является невыполнимым, поскольку вакансия второго водителя не заполнена по настоящее время.

Определениями Кировского районного суда г. Томска от /________/, /________/, /________/ к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Томской области, администрация г. Томска, ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области».

Третьи лица УМВД России по Томской области, администрация г. Томска, ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области», извещённые о дате, и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителей не направили. От представителя третьего лица ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав мнение сторон, определив на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона об образовании устанавливаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Согласно статье 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

В соответствии со статьей 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ СОШ № 49 г. Томска осуществляет деятельность по адресу: /________/.

Согласно уставу МБОУ СОШ № 49, школа создана на основании постановления главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений»; учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Город Томск». От имени учредителя в отношениях с МБОУ СОШ № 49 г. Томска функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска.

На основании распоряжения департамента образования г. Томска № 127 от 01.03.2021 «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за конкретными территориями муниципального образования «Город Томск», пос. Родник закреплен за МБОУ СОШ № 49 г. Томска

В соответствии с ответом департамента образования администрации г. Томска от /________/, согласно распоряжению департамента образования от 28.02.2024 № 128р «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за территориями муниципального образования «Город Томск», пос. Родник закреплен за МАОУ СОШ № 33 г. Томска, с /________/ будет осуществляется подвоз из п. Родник в МАОУ СОШ № 33 г. Томска обучающихся, проживающих на закрепленной территории.

Также в указанном ответе сообщено, что администрацией МБОУ СОШ № 49 организован маршрут для подвоза обучающихся, согласование которого осложнено наличием опасного левого поворота из пос. Просторный на Богашевский тракт.

Согласно ответу МБОУ СОШ № 49 от /________/ в пос. Родник проживает 14 учащихся МБОУ СОШ № 49, которые самостоятельно добираются до учебного учреждения, при наличии возможности подвоза 12 детей хотели бы воспользоваться школьным автобусом. Учащиеся, проживающие в пос. Родник, обучаются в учебных учреждениях: МАОУ Лицей № 1 г. Томска, МАОУ СОШ № 50 г. Томска, МАОУ СОШ № 32 г. Томска, МАОУ СОШ № 35 г. Томска, МАОУ Гимназия № 18 г. Томска. Подвоз детей, проживающих в п. Родник, не организован по причине отсутствия возможности. Указанные выше факты также не были оспорены сторонами в судебном заседании.

В соответствии с ответом администрации г. Томска от 03.05.2024 МБОУ СОШ № 49 разработан маршрут для подвоза обучающихся, проживающих в пос. Родник. Департаментом образования администрации Города Томска с целью получения информации о планируемых сроках установки светофорного объекта на перекрестке Богашевского тракта и дороги, ведущий в пос. Просторный, было направлено письмо руководителю ОГКУ «Томскавтодор». По информации, полученной от ОГКУ «Томскавтодор», в настоящее время проводятся торгово-закупочные мероприятия на выполнение работ по установке необходимого светофорного объекта на автомобильной дороге: Томск – Аэропорт км 4+480 – км 4+520 в пос. Просторный Томского района Томской области. После определения победителя электронного аукциона работы будут выполнены в срок до /________/. После выполнения установки светофорного объекта работа по согласованию безопасного маршрута для движения школьного автобуса будет продолжена.

На основании прокурорского запроса, /________/ получен ответ УМВД России по Томской области, согласно которому, безопасный маршрут регулярной перевозки детей возможно согласовать при выезде из /________/ налево на Богашевский тракт после ввода светофорного регулирования пересекающихся направлений, а также при выезде направо с последующем безопасным разворотом в /________/ соблюдением правил дорожного движения Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что с /________/ в МБОУ СОШ № 49 г. Томска проводится капитальный ремонт, в связи с чем, обучающиеся данного учреждения временно распределены по другим образовательным учреждениям.

/________/ в адрес Мэра г. Томска прокуратурой Кировского района г. Томска направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, на представление прокурора /________/ получен ответ, согласно которому, в связи с долгосрочной болезнью водителя (перелом бедра) с 01 сентября подвоз обучающихся не осуществлялся. /________/ водитель выздоровел и вышел на работу, /________/ был произведен техосмотр транспортного средства. В связи с невозможностью закрыть вакансию водителя для второго автобуса МБОУ СОШ № 49, департаментом образования администрации Города Томска изыскана возможность привлечения для подвоза обучающихся другого образовательного учреждения, ответом от /________/ сообщено об установке дорожных знаков, а также о подборе кандидатов на вакантную должность водителя школьного автобуса.

Разрешая заявленные требования об обязании ответчиков организовать бесплатную перевозку учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Закона об образовании предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены и с 01.01.2021 года введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования в числе иного к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении обозначенной деятельности (пункты 1.1, 1.2).

Пунктом 2.1.2 санитарных правил определено, что расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

При расстояниях свыше указанных, для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Подвоз маломобильных обучающихся осуществляется специально оборудованным транспортным средством для перевозки указанных лиц.

Согласно статье 34 Закона об образовании, обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 ст. 40 Закона об образовании транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (ч. 3 ст. 40 Закона об образовании).

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика МБОУ СОШ № 49 г. Томска указывает на проведение капитального ремонта в образовательной организации и необходимость посещения детьми других образовательных учреждений, отсутствие вакантной должности водителя второго школьного автобуса, на первом школьном автобусе водитель осуществляет подвоз детей из п. Аникино.

Согласно письму администрации г. Томска от /________/ № 2217, кандидат на должность водителя школьного автобуса МБОУ СОШ № 49 г. Томска подобран, после предоставления полного пакета документов будет осуществлено его трудоустройство. Пояснениями представителей ответчиков в судебном заседании подтверждается, что в данный момент на вторую ставку водителя никто не трудоустроен.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от /________/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно уставу учреждения, МБОУ СОШ № 49 г. Томска является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Город Томск в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Также согласно постановлению главы администрации Города Томска от 15.07.1993 № 93 «О создании муниципальных образовательных учреждений», обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска в силу закона возложена на департамент образования администрации Города Томска.

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте образования администрации Города Томска (приложение № 4 к решению Думы города Томска от 30.10.2007 № 683) Департамент образования администрации Города Томска является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Департамент учрежден в форме муниципального казенного учреждения муниципального образования «Город Томск» (п.1.4).

В соответствии с Положением о департаменте образования администрации Города Томска, в функции департамента входят: формирование муниципальной политики администрации города Томска в сфере образования в соответствии с государственной политикой Российской Федерации и Томской области, а также осуществляет контроль за ходом ее реализации; организация, предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и Администрации Томской области, Уставом Города Томска, решениями Думы Города Томска, постановлениями и распоряжениями Мэра Города Томска и настоящим Положением (п.1.3).

Как следует из пункта 2.1 Положения о департаменте образования администрации Города Томска, одним из предметов деятельности департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация решения иных вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

Исходя из вышеизложенных положений закона, обязанность по организации бесплатной перевозки учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности возлагается на департамент образования администрации города Томска, реализующий полномочия учредителя МБОУ СОШУ № 49 г. Томска.

Сторонами не оспаривалось, что расстояние от жилых зданий пос. Родник, в которых проживают обучающиеся, до образовательных учреждений, которые приняли детей на период капитального ремонта в МБОУ СОШ № 49 г. Томска, составляет более 3 км и не соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 05.07.2017 № 18-П, гарантии доступности права каждого на образование предполагают, в том числе, физическую доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

При этом территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.

В данном случае выявленная в рамках проведенной прокуратурой Кировского района г. Томска проверки и не опровергнутая департаментом образования администрации г. Томска необходимость в подвозе обучающихся от места жительства до места обучения свидетельствует о возможности реализации дополнительных гарантий доступности образования.

Согласно материалам дела, в рамках проверки соблюдения МБОУ СОШУ № 49 г. Томска требований федерального законодательства прокуратурой выявлено, что в образовательном учреждении обучаются 14 детей, проживающих в поселке Родник в городе Томске.

Суд при рассмотрении дела учитывает количество детей, проживающих в поселке Родник в городе Томске - 14, наличие двух транспортных средств для транспортировки учащихся.

В данной связи требование о возложении обязанности на департамент образования администрации Города Томска, реализующий полномочия учредителя МБОУ СОШ № 49 г. Томска по организации бесплатной перевозки учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска школьным автобусом к месту осуществления образовательной деятельности является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вопреки доводам ответчиков отсутствие принятого на работу водителя не освобождает ответчиков от обязанности по организации транспортного обеспечения обучающихся, которая возложена на них в силу действующего законодательства.

При этом суд учитывает, что отсутствие бесплатной перевозки учащихся, проживающих в населенном пункте за пределами нормы пешеходной доступности до образовательного учреждения, нарушает право учащихся на общедоступность и бесплатность основного общего образования. Право обучающихся на бесплатное, отвечающее требованиям безопасности транспортное обеспечение является одной из гарантий получения образования, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Истец, заявляя уточненные исковые требования, просил установить срок для исполнения решения в течение двух недель с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, суд с учетом необходимости устранения выявленного нарушения, его характера и значимости, пояснений представителя муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска о поиске второго водителя для школьного автобуса, пояснений директора МБОУ средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска о недопустимости нарушения прав детей, проживающих в п. Аникино, которых в данный момент возит в образовательные учреждения водитель автобуса, являющийся единственным водителем в школе, считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска, Департаменту образования администрации города Томска о возложении обязанности организовать подвоз обучающихся удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Томска и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска организовать подвоз обучающихся детей школьного возраста, проживающих в п. Родник г. Томска, до образовательных учреждений г. Томска в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.11.2024.

2-1866/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района г.Томска
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г.Томска
Департамент образования администрации Города Томска
Другие
УМВД России по Томской области
ОГКУ "Управление автомобильных дорог томской области"
Администрация г. Томска
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Романова Ю.А.
Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2024Подготовка дела (собеседование)
07.08.2024Подготовка дела (собеседование)
07.10.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее