Дело № 2-1389/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2024 года |
г.Магнитогорск |
Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Панова Д.В.,
при секретаре Руденко Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Тасмагамбетова П.К. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о признании права на пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Тасмагамбетов П.К. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОСФР по Челябинской области), в котором просил признать незаконным решение ОСФР по Челябинской области от 27.03.2024 об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в его страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 22.05.1978 по 05.06.1980, период учебы с 01.09.1978 по 29.04.1983, периоды работы с 20.07.1989 по 30.10.1989, с 13.03.1992 по 27.04.1995, с 13.10.1995 по 01.01.1997, с 20.08.1998 по 01.11.1998, протекавшие на территории Республики Казахстан, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 01.03.2024, а также взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб., ссылаясь на необоснованность отказа ответчиков во включении указанных спорных периодов в его страховой стаж.
Истец Тасмагамбетов П.К., при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принял.
Представитель истца – Сотникова Е.В. в судебном заседании поддержала завяленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области – Бикбаува У.К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указывая на отсутствие подтверждения спорных периодов работы компетентным органом Республики Казахстан, а также на то, что по направленным пенсионным органом запросам ответы от соответствующего компетентного органа не поступили.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как следует из материалов дела, 21.12.2023 Тасмагамбетов П.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях».
27.03.2024 ОСФР по Челябинской области было принято решение за № об отказе Тасмагамбетову П.К. в установлении страховой пенсии по причине отсутствия требуемых: продолжительности страхового стажа (не менее 13 лет), величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (не ниже 23,4).
Вместе с тем, при определении продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не были учтены спорные периоды:
с 22.05.1978 по 05.06.1980 – период службы в рядах Советской Арами, который внесен в трудовую книжку, дополнительных документов заявителем не представлено;
с 01.09.1978 по 29.04.1983 – период учебы в Казахстанском ордена Ленина совхозе – техникуме, так как превышает общеустановленный срок обучения. Дополнительных документов заявителем не представлено;
с 20.07.1989 по 30.10.1989 – работа в совхозе, так как печати при приеме и увольнении не читаются, дополнительных документов заявителем не представлено;
с 13.03.1992 по 27.04.1995 в з/с «Победа», с 13.10.1995 по 01.01.1997 в совхозе, с 20.08.1998 по 01.11.1998 в ТОО «Победа», так как с 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, согласно которому стаж трудящихся после 12.03.1992, приобретенный на территории других государств, подтверждается только по формуляру компетентного органа государства-члена. Специалистами ОСФР по Челябинской области сделаны формуляры «Запросы» в компетентный орган Республики Казахстан. Ответы не поступили.
Также пенсионным органом в своем решении указано на то, что в трудовой книжке имеется информация о назначении пенсии заявителю с 29.08.2023. Информация о прекращении выплаты пенсии не поступила.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Действительно с 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Казахстан и Российская Федерация.
Вместе с тем, в силу ст.12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В силу п.2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с п.1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 года N1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу п.4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Таким образом, из изложенного выше следует, что:
Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, то есть по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии;
периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов;
периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Так в трудовой книжке истца Тасмагамбетова П.К. имеются следующие записи: 09.07.1980 – принят в з/с Победа Кустанайской области временно слесарем котельни, 26.02.1981 – уволен по собственному желанию, 22.05.1978-10.06.1980 – служба в рядах Советской Армии, 09.03.1981 – зачислен в число учащихся Казахстанского совхоза-техникума, 29.04.1983 – отчислен из числа учащихся в связи с окончанием техникума, 10.06.1983 – принят в штат совхоза (з/с Победа Кустанайской области) слесарем, 26.05.1984 – уволен по собственному желанию, … 20.07.1989 – зачислен в штат совхоза в качестве плотника, 30.10.1989 – уволен по собственному желанию, 09.04.1990 – принят в штат совхоза (з/с Победа Кустанайской области) рабочим на стройучасток, 27.04.1995 – уволен по собственному желанию, 13.10.1995 – принят в штат совхоза каменщиком, 01.01.1997 – уволен, 20.08.1998 – принят каменщиком на сдельные работы в ТОО «Победа» Костанайской области, 01.11.1998 – уволен в связи с оконанием сезонных работ (л.д.6-13).
Вместе с тем, при рассмотрении дела в материалы дела были представлены:
справка от, сформированная порталом электронного правительства, из Отдела по делам обороны Карабалыкского района, согласно которой Тасмагамбетов П.К. действительно проходил службу в период с 22.05.1978 по 05.06.1980 (л.д.20);
диплом Казахстанского ордена Ленина совхоза-техникума от 29.04.1983, подтверждающая его поступление в 1978 и окончание в 1983 году (л.д.22);
архивная справка от 15.02.2024 № из Карабалыкского районного государственного архива (л.д.41об-43), подтверждающая его периоды работы с июля 1980 года по 1996 год;
ответ из филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (л.д.51), из которого следует, что являлся получателем пенсии по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты с 29.08.2023 по 29.02.2024, выплаты были прекращены с 01.03.2024 в связи с поступившими сведениями о выявлении факта выезда получателем пенсии и пособий на постоянное место жительства за переделы Республики Казахстан.
Учитывая, что при принятии решения об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости, в его распоряжении имелась трудовая книжка истца, а также то, что для включения в страховой (общий трудовой) стаж периодов работы истца, протекавших на территории Республики Казахстан до 01.01.2002, не требуется подтверждение уплаты страховых взносов, помимо трудовой книжки факт работы подтверждается архивной справкой, а также то, что на истца не может быть возложена ответственность за ведение трудовой книжки, суд приходит к выводу о необоснованности отказа во включении в страховой (общий трудовой) стаж спорных периодов работы истца, протекавших на территории Республики Казахстан.
Таким образом, требования истца о включении в его страховой стаж периодов работы с 20.07.1989 по 30.10.1989, с 13.03.1992 по 27.04.1995, с 13.10.1995 по 01.01.1997, с 20.08.1998 по 01.11.1998 подлежат удовлетворению.
Также на момент обучения истца в техническом училище и службы по призыву действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (далее - Положение).
В частности пп. "и" п. 109 названного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также
обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
В соответствии с пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, в общий стаж подлежит зачету служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Как следует из объяснений самого истца ранее в судебном заседании, в период учебы он брал академический отпуск, прошел службу в армии, потом работал в совхозе (в период с 09.07.1980 по 26.02.1981, что следует из записей в трудовой книжке), после чего восстановился, продолжил обучение и закончил обучение получив диплом. Из записей в трудовой книжке следует, что истец был зачислен в число учащихся с 09.03.1981. Диплом был получен 29.04.1983, о чем также свидетельствует дата выдачи диплома.
При таких обстоятельствах, суд также полагает подлежащими удовлетворению требования истца в части включения в его страховой стаж периода службы в Советской Армии по призыву с 22.05.1978 по 05.06.1980 и периода учебы с 09.03.1981 по 29.04.1983. Оснований для включения в страховой стаж истца периода учебы до 09.03.1981 суд не усматривает.
Из представленных в материалы дела по запросу суда информационных расчетов следует, что при включении всех периодов, подлежащих включению в страховой стаж спорных периодов на основании решения суда, величина ИПК истца является недостаточной для назначения ему страховой пенсии по старости, в связи с чем, требование истца о назначении пенсии подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и из издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (часть 1).
Часть 1 статьи 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в п.п.12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В подтверждение несения расходов на оплату услуг представителя заявителем в материалы дела были представлены: соглашение об оказании юридической помощи от 09.04.2024, заключенное между истцом и Сотниковой Е.В., в котором также содержится расписка представителя истца – Сотниковой Е.В. о получении ею от истца в счет оплаты по договору 30000 руб.
Учитывая требования ст.100 ГПК РФ, сложность дела, объем проделанной представителем истца работы, в том числе, по составлению искового заявления, участие представителя при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебных заседаниях, их продолжительность, принятие судом решения в пользу истца, частичное удовлетворение требований, суд полагает, что разумному размеру судебных расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении дела судом первой инстанции соответствует денежная сумма в размере 15 000 руб.
Таким образом, с ОСФР по Челябинской области в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Также в силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления Тасмагамбетова П.К. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области № от 27.03.2024 в части отказа во включении в страховой (общий трудовой) стаж Тасмагамбетова П.К. периода службы в Советской Армии по призыву с 22.05.1978 по 05.06.1980, периода учебы с 09.03.1981 по 29.04.1983, периодов работы с 20.07.1989 по 30.10.1989, с 13.03.1992 по 27.04.1995, с 13.10.1995 по 01.01.1997, с 20.08.1998 по 01.11.1998.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области включить в страховой (общий трудовой) стаж Тасмагамбетова П.К. период службы в Советской Армии по призыву с 22.05.1978 по 05.06.1980, период учебы с 09.03.1981 по 29.04.1983, периоды работы с 20.07.1989 по 30.10.1989, с 13.03.1992 по 27.04.1995, с 13.10.1995 по 01.01.1997, с 20.08.1998 по 01.11.1998.
В удовлетворении требований искового заявления Тасмагамбетова П.К. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о включении в страховой (общий трудовой стаж) периода учебы с 01.09.1978 по 08.03.1981, а также о возложении обязанности по назначению пенсии с 01.03.2024 – отказать.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области (ОГРН 1027403882626) в пользу Тасмагамбетова П.К. (СНИЛС №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей. В удовлетворении остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий: Д.В. Панов
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2024 года.