Дело № 2-247/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2018 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре судебного заседания Ерёминой Ю.В., с участием:
представителя истца Слепова В.И.,
ответчика Черных Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Черных Тамаре Васильевне о взыскании задолженности по коммунальным услугам, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее по тексту – АО «Камчатэнергосервис») обратился в суд с иском к Черных Т.В., в котором с учетом последующего уменьшения исковых требований, окончательно просил взыскать с ответчика задолженность по оказанным коммунальным услугам за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года в размере 96 476 руб. 53 коп., а также расходы по уплате госпошлины при обращении в суд в размере 3 094 руб. 30 коп. Кроме того, ходатайствовал о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 516 руб. 42 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Вилючинск, мкр. <адрес>, в размере ? доли в праве общей долевой собственности было зарегистрировано за ответчиком 10 апреля 2009 года, а 11 апреля 2016 года произведена регистрация право собственности Черных Т.В. на весь объект недвижимости по вышеуказанному адресу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В период с 01 октября 2015 года по 10 апреля 2018 года вторым долевым собственником ? доли в праве общей долевой собственности указанного жилого помещения являлся Черных Олег Александрович. С 01 сентября 2012 года собственниками указанного многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Являясь потребителем коммунальных услуг в указанном жилом помещении, предоставляемых единой теплоснабжающей и гарантирующей организацией на территории Вилючинского городского округа – АО «Камчатэнергосервис», в нарушение требований ст.ст. 30, 153, 155, 157 ЖК РФ ответчик не вносила плату за коммунальные услуги отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, которые ему предоставлял истец, в результате чего у него, образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг в вышеуказанном размере. Поскольку ответчик задолженность за оказанные АО «Камчатэнергосервис» услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению не оплатила, истец обратился с настоящим иском в суд.
Представитель истца Слепов В.И., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что с учетом внесенной 21 марта 2018 года ответчиком оплаты за коммунальные услуги, предоставленные в феврале 2018 года, истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года в размере 96 476 руб. 53 коп. Кроме того, ходатайствовал о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 241 руб. 12 коп. Исковые требования, с учетом их уменьшения, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что общедомовым прибором учета указанный в иске многоквартирный дом не оборудован. Сведений о том, что жилое помещение ответчика оборудовано индивидуальными приборами учета тепловой энергии, ГВС, ХВС, а также альтернативными источниками отопления, у истца не имеется, в связи с чем, начисление платы за отопление и холодное водоснабжение производилось по нормативам потребления на троих человек. В период с 01 октября 2015 года по 10 апреля 2016 года истец просит взыскать с ответчика ? имеющейся в данный период задолженности, что соответствует размеру её доли в праве общей собственности, а с 11 апреля 2016 года по 31 января 2018 года – в полном объеме, так как Черных Т.В. с указанного времени является собственником всего жилого помещения. Также пояснил, что с 2012 года в <адрес> осуществлялся непосредственный способ управления собственниками многоквартирным домом, с 08 февраля 2017 года по результата открытого конкурса договор управления был заключен с управляющей организацией ООО «Полимир плюс», при этом данная управляющая организация договоры ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг потребителям заключила только 01 августа 2017 года со сроком действия с 01 октября 2017 года, однако с 01 октября 2017 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома была избрана другая управляющая организация ООО «Перспектива», также собственниками было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями, действовавший до принятия такого решения, поэтому дополнительным соглашением, заключенным с ООО «Полимир плюс» <адрес> был исключен из числа объектов данного исполнителя коммунальных услуг.
Ответчик Черных Т.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором полагала, что правовых оснований для взыскания истцом задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется, так как в квартире до 2012 года стояли радиаторы отопления, вместе с тем, в одной из комнат батарея была забита по стояку от 1 до 5 этажа на протяжении 10 лет. Неоднократные обращения в различные инстанции с данной проблемой, никаких результатов не дали. В другой комнате и на кухне батареи были старые и ржавые. Из-за холодных батарей, в жилом помещении было очень холодно, в связи с чем, они постоянно пользовались электрическими обогревателями. В итоге батареи прорвало, в результате чего произошло затопление жилого помещения их соседей, в связи с чем, радиаторы отопления были демонтированы. После указанных событий, новые радиаторы отопления они устанавливать в квартире не стали, жилое помещение обогревалось только с помощью электрических приборов. С момента демонтажа радиаторов батарей, они не вносили плату в ресурсоснабжающую организацию за отопление, поскольку указанная услуга им не оказывалась по причине отсутствия радиаторов отопления, в связи с чем, она ей не пользовалась. Все остальные коммунальные услуги (ГВС, ХВС, водоотведение) она оплачивала ежемесячно. Кроме того, указала, что обращалась к истцу с заявлениями о перерасчете задолженности за отопление в связи с отсутствием радиаторов отопления в квартире, в чем ей было отказано. С требованиями произвести замеры температурного режима и производством перерасчета платы за отопление в виду его несоответствия нормам, она в спорный период времени к истцу не обращалась, соответствующих актов не составлялось, претензий к качеству коммунальных услуг, предоставляемых до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, у неё не имеется. В середине января 2018 года радиаторы отопления в квартире вновь были установлены, с указанного месяца оплата за все коммунальные услуги, в том числе за услугу по отоплению, ею производится.
Третье лицо Черных О.А., о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в ранее представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в своё отсутствие, а также отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном мнении на иск, аналогичным тем, что отражены в письменных возражениях ответчика.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие третьего лица.
Выслушав представителя истца, а также ответчика, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Кроме того, ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данное положение согласуется с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания своего помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно положениям ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Исходя из содержания вышеприведённых норм материального права, собственник обязан соразмерно своей доле участвовать в оплате оказанных в принадлежащем ему жилом помещении коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 8 и ч. 11 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 ЖК РФ.
С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг № 354).
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель – это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктами 34, 36-38 указанных Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года № 354, также установлено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ).
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно п.п. 13, 14, 17 Правил, управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, только со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Подобное регулирование правоотношений направлено в данном случае на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо при изменении способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.п. 6, 30 вышеуказанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия), при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно п.п. 17 и 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. При этом в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям тепловодоснабжения (отопление, горячее и холодное водоснабжение), а также водоотведения.
В судебном заседании установлено, что 10 апреля 2009 года на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан, ответчик Черных Т.В., а также третье лицо Черных О.А. имели по ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в г. Вилючинске Камчатского края. С 11 апреля 2016 года произведена регистрация право собственности Черных Т.В. на весь объект недвижимости по вышеуказанному адресу на основании договора дарения квартиры от 28 марта 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также копией свидетельства о государственной регистрации права собственности, представленной ответчиком в материалы дела (л.д. 80, 128).
АО «Камчатэнергосервис» с 08 июля 2011 года зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки на учет в налоговом органе, а также Устава.
Как следует из материалов дела 01 сентября 2015 года между МУП «ГТВС» (Арендодателем), в лице конкурсного управляющего Феофанова С.М., действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от 07 августа 2014 года, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатором), в лице генерального директора Глебова В.Г., действующего на основании Устава, был заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с 01 октября 2015 года по 31 августа 2016 года имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды, Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе, осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договоры поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.
В соответствии с договором на предоставление коммунальных услуг № 350-15 от 01 октября 2015 года, заключенным между АО «Камчатэнергосервис» (исполнитель) и Управлением имущественных отношений администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска (собственник) исполнитель обязуется предоставлять собственнику коммунальные услуги в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в жилые помещения многоквартирных домов муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа указанных в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью данного договора, для предоставления коммунальных услуг нанимателям помещений муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа (потребителям), а потребитель обязуется принять и оплатить их на условиях указанного договора. В силу п. 7 указанного договора его действие распространяется с момента вступления его в законную силу, определенную сторонами моментом его подписания с 01 октября 2015 года и действует до 31 декабря 2016 года (л.д. 68-78).
Согласно Приложению № 1 к договору № 350-15 от 01 октября 2015 года многоквартирный <адрес>, в котором находится принадлежащее истцу спорное жилое помещение, включен в реестр многоквартирных жилых домов Вилючинского городского округа (л.д. 76-78).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис» (л.д. 66).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа (л.д. 67).
Таким образом, до 01 октября 2015 года централизованные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к которым присоединен вышеуказанный многоквартирный дом, находились во владении у МУП «ГТВС», а с 01 октября 2015 года по настоящее время находятся во владении в соответствии с вышеуказанным договором аренды у АО «Камчатэнергосервис».
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске от 20 августа 2012 года был избран непосредственный способ управления многоквартирным домом, также принято решение о заключении с ООО «Перспектива» договора на содержание и ремонт общего имущества (л.д. 18), то есть с данного времени договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, заключаются собственниками жилых помещений в таком многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, которой на территории ЗАТО г. Вилючинска в указанный в иске период являлась АО «Камчатэнергосервис», при этом данные договоры могут быть заключены как в письменной форме, так и путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Судом установлено, что письменный договор на предоставление коммунальных услуг между ответчиком и ресурсоснабжающей организацией не заключался, доказательств обратного, суду вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Предоставление коммунальных услуг в виде отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирный <адрес> осуществляется с 01 октября 2015 года АО «Камчатэнергосервис» по присоединенным централизованным сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подключенных к ней внутридомовым инженерным системам данного многоквартирного дома, при этом границей ответственности за режим и качество предоставления коммунальных услуг является граница раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
08 февраля 2017 года собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> лице и.о. главы администрации городского округа Смирновой Г.Н., именуемые в дальнейшем «Собственники», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Полимир Плюс» (далее – ООО «Полимир Плюс») в лице генерального директора Норкина А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Управляющая организация», с другой стороны, именуемое в дальнейшем «Стороны», заключили договор № 8/2 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного администрацией ВГО, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 25 января 2017 года (Приложение № 1 к договору) (л.д. 169-179).
Согласно данному договору управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию собственников в течение согласованного настоящим договором срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги Собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2.2 Договора). В соответствии с п. 7.1 Договора, он считается акцептированным (утвержденным) с момента подписания Управляющей компанией экземпляра договора, направленного организатором конкурса, вступает в силу с момента подписания и действует 1 год с даты вступления Договора в силу.
01 августа 2017 года между АО «Камчатэнергосервис» («Ресурсоснабжающая организация») и ООО «Полимир Плюс» («Исполнитель коммунальных услуг») заключены договоры № 547-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения, а также № 547-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения. Срок действия данных договоров определен с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Протоколом № 1 от 26 сентября 2017 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Вилючинск, проведенного в форме очно-заочного голосования по инициативе собственника <адрес>, принято решение с 01 октября 2017 года отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора управления многоквартирным домом <адрес> с ООО «Полимир Плюс» в связи с невыполнением условий договора управления в части предоставления коммунальных услуг управляющей организацией. Выбран способ управления управляющей организацией ООО «Перспектива» (ИНН 4102010816), утверждены условия договора управления многоквартирным домом и принято решение о заключении указанного договора с 01 октября 2017 года с ООО «Перспектива» (ИНН 4102010816). Сохранен прежний порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями, действовавший до принятия решения о выборе управляющей организации ООО «Перспектива» (ИНН 4102010816).
Дополнительными соглашениями № 1 от 12 марта 2018 года к договорам № 547-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения, а также № 547-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения, <адрес> в г. Вилючинске исключен из объектов исполнителя коммунальных услуг ООО «Полимир плюс», на которые распространяются вышеуказанные договоры. Указанные соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами и действуют с 01 октября 2017 года (пункты 2 Дополнительный соглашений).
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае договоры на предоставление коммунальных услуг в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в период с 01 октября 2015 года заключены с АО «Камчатэнергосервис» путем совершения ответчиком конклюдентных действий, свидетельствующих о фактическом потреблении данных коммунальных услуг, в связи с чем, на ответчике, как на собственнике жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, присоединенном к централизованным сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и управление которым осуществляется непосредственно собственниками помещений дома, лежит обязанность по своевременному и самостоятельному внесению ресурсоснабжающей организации, которой в рассматриваемом споре является АО «Камчатэнергосервис», платы за предоставленные коммунальные услуги, а именно по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению.
Также в судебном заседании установлено, что, начиная с 08 февраля 2017 года по указанному многоквартирному дому действует способ управления управляющей организацией, вместе с тем, данных о том, что до 01 октября 2017 года наступили события, указанные в п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, а именно в связи с изменением собственниками способа управления, выбранная управляющая организация приступила к предоставлению собственникам и пользователям помещений, указанного в иске многоквартирного дома коммунальных услуг, судом при рассмотрении дела не установлено, таких доказательств не представлено, следовательно, в силу п. 17 Правил № 354 коммунальные услуги в данном случае собственникам и пользователям помещений в указанном многоквартирном доме продолжались предоставляться непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», в том числе, после 01 октября 2017 года в связи с принятием собственниками решения о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями, действовавшего до принятия решения о выборе новой управляющей организации ООО «Перспектива».
Из представленной суду выписки из лицевого счета ответчика (л.д. 9-11), а также карточки расчетов (л.д. 183-185), следует, что задолженность Черных Т.В. по оплате за коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года, с учетом вносимых оплат, составила 96 476 руб. 53 коп.
Произведенный истцом расчет задолженности суд находит арифметически верным, составленным в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, утвержденными тарифами на данные коммунальные услуги, при этом иного расчета стороной ответчика суду не представлено, порядок произведенных истцом расчетов, Черных Т.В. не оспаривался.
Каких-либо доказательств того, что ответчик в настоящее время оплатила указанную в иске задолженность, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.
Не установлено в судебном заседании и обстоятельств, свидетельствующих о не предоставлении либо некачественном предоставлении по вине истца ответчику каких-либо видов коммунальных услуг в указанный в иске период.
Ссылка ответчика о том, что коммунальная услуга по отоплению в жилом помещении, расположенном по адресу г. Вилючинск, <адрес>, ей не предоставлялась в связи с отсутствием радиаторов отопления, также не может послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пп. «б», «е» п. 4 Правил, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых помещениях в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 2 Правил, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); внутриквартирное оборудование - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
По смыслу п. 2 Правил, радиаторы отопления, а также санитарно-техническое оборудование, при помощи которых осуществляется потребление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, отнесены к внутриквартирному оборудованию.
Как следует из пояснений ответчика, радиаторы отопления были демонтированы собственником жилого помещения в квартире самостоятельно, при этом, разрешение компетентного органа на переустройство жилого помещения в части переоборудования системы отопления её жилого помещения она не получала, в установленном порядке отсоединение отопления квартиры от системы центрального отопления многоквартирного дома ею не произведено, доказательств этому не представлено.
Согласно п. 103 Правил, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Поскольку АО «Камчатэнергосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией и предоставляя пользователям помещений коммунальные услуги, в том числе по отоплению, не обслуживает внутридомовые инженерные сети и не отвечает за наличие либо отсутствие внутриквартирного оборудования, то в соответствии с требованиями, установленными п. 21 Правил, несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида только до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В виду того, что истец несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг только до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которая определяется внешней стеной дома, при этом, нарушений качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению либо перерывов в предоставлении данных коммунальных услуг, допущенных истцом до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в рассматриваемый период времени не установлено, доказательств тому в материалах дела не имеется, суд не находит оснований для уменьшения размера задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению либо оснований для освобождения ответчика от её уплаты.
Кроме того, абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, при отключении отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления, вне зависимости от целей такого отключения, не является основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Спорное жилое помещение, принадлежащее ответчику, не является отдельным зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а является только составной частью многоквартирного жилого дома, подключенного к системе центрального отопления, следовательно, отключение спорного жилого помещения от централизованной системы отопления, не освобождает ответчика от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку освобождение ответчика от оплаты услуги по отоплению переложит бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемит их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, установив, что коммунальные услуги по отоплению, холодному, горячему водоснабжению и водоотведению истцом по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. Вилючинск Камчатского края в указанный в иске период предоставлялись, ответчик предоставленные коммунальные услуги не оплачивала в полном объеме, суд находит исковые требования о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в размере 96 476 руб. 53 коп.
Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих, что у истца, как у исполнителя услуг, на основании обращений ответчика, как потребителя услуг, возникла обязанность по перерасчету платы за коммунальные услуги по иным, предусмотренным законом основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 851 руб. 98 коп., что подтверждается соответствующим платежным поручением № 3944 от 01 июня 2017 года на сумму 1 192 руб. 28 коп. (л.д. 7) и № 1647 от 05 марта 2018 года на сумму 3 659 руб. 70 коп. (л.д. 8). Вместе с тем, при цене иска, уменьшенной представителем истца в судебном заседании до 96 476 руб. 53 коп., размер государственной пошлины составляет 3 094 руб. 30 коп.
Поскольку при обращении в суд истцом уплачена госпошлина в большем размере, чем предусмотрено налоговым законодательством, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.22, пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, излишне уплаченная им при обращении в суд государственная пошлина в общем размере 1 757 руб. 68 коп. подлежит возврату АО «Камчатэнергосервис», а с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3 094 руб. 30 коп. в счет возмещения судебных расходов по уплате при подаче иска государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Черных Тамаре Васильевне о взыскании задолженности по коммунальным услугам, судебных расходов, – удовлетворить.
Взыскать с Черных Тамары Васильевны в пользу акционерного общества «Камчатэнергосервис» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2018 года в размере 96 476 руб. 53 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 094 руб. 30 коп., а всего взыскать 99 570 руб. 83 коп.
Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 757 руб. 68 коп. по платежному поручению № 1647 от 05 марта 2018 года возвратить акционерному обществу «Камчатэнергосервис» в порядке пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.
Председательствующий Н.М. Хорхордина