Дело № 2а-1121/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Адиканко Л.Г.,
при секретаре Вайс Л.Л.,
с участием ст. помощника прокурора Емельяновского района Приймак Е.П.,
административного истца Прусского В.Н.,
представителя административного истца Ларионова А.Г.,
председателя Емельяновского районного Совета депутатов Самохваловой Н.М.,
представителя Емельяновского районного Совета депутатов Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1121/2018 по административному исковому заявлению Прусского Владимира Николаевича к Емельяновскому районному Совету депутатов, председателю Емельяновского районного Совета депутатов, председателю комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов о признании действий, бездействия незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Прусский В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Емельяновскому районному Совету депутатов, председателю Емельяновского районного Совета депутатов, председателю комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) председателя Емельяновского районного Совета депутатов по вынесению постановления №52-П от 23.10.2017 года «Об образовании комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов»; признать незаконным данное постановление №52-П от 23.10.2017 года; признать незаконными действия (бездействия) председателя комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов по организации и проведению 25.10.2017 года заседания комиссии, выраженные в не выяснении фактического положения дел и общественного мнения по вопросу, находящемуся в ведении комиссии; признать незаконным решение комиссии от 25.10.2017 года «О рекомендации районному Совету депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н.»; признать незаконными действия (бездействия) председателя Емельяновского районного Совета депутатов по организации и проведению 29 очередной сессии депутатов, в том числе с нарушением и не соблюдением права депутата Прусского В.Н. вопреки Регламенту Емельяновского районного Совета депутатов, Уставу Емельяновского района, Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на предварительное ознакомление с проектами решений очередной сессии, включая проект решения «О досрочном прекращении, в связи с утратой доверия, полномочия депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н.» и произвольное изменение 6 вопроса повестки дня 29 очередной сессии депутатов; признать незаконным решение Емельяновского районного Совета депутатов от 10.11.2017 года №29-16IP «О досрочном прекращении, в связи с утратой доверия, полномочия депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н.».
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является депутатом Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва на непостоянной основе, на основании Решения избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район Красноярского края №61/154 от 04 мая 2017 года. Прокуратурой Емельяновского района в адрес Председателя Емельяновского районного Совета депутатов направлено представление №86-02-2017 от 18.10.2017 с требованиями принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений законодательства о противодействии коррупции; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из представления следует, что Прусский В.Н. не предоставил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Указанное представление ни на очередную, ни на внеочередную сессии районного Совета депутатов председателем не выносилось. 23.10.2017 года, вопреки требованиям действующего законодательства, председателем Совета депутатов самостоятельно, без учета мнения районного Совета депутатов, вынесено постановление №52-П «Об образовании комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов», для рассмотрения представления прокуратуры №86-02-2017 от 18.10.2017 года. Этим же постановлением председателем самостоятельно, без учета мнения членов комиссии председателем комиссии назначена Павленко Т.В. 25.10.2017 года комиссией представление прокуратуры №86-02-2017 от 18.10.2017 года рассмотрено, принято решение №1 о рекомендации районному Совету депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н. 10.11. 2017 года состоялась 29-я очередная сессия Емельяновского районного Совета депутатов. Шестым вопросом повестки дня был вопрос «О рассмотрении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 18.10.2017 №86-02-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных депутатов районного Совета депутатов Прусским В.Н.». В ходе сессии по указанному вопросу не предполагалось никаких возражений и предложений со стороны депутатов о возможных вариантах рассмотрения и возможных вариантов проектов правовых актов. Все возражения и предложения были безапелляционно отклонены председателем Совета депутатов. Отклонены также требования Прусского В.Н. о рассмотрении этого вопроса в соответствии с рекомендациями, требованиями действующего законодательства, создании и утверждении районным Советом депутатов временной комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов. Председателем Совета депутатов было предложено голосовать за устно озвучиваемый им вопрос, а именно за досрочное прекращение полномочий депутата Прусского В.Н. и в отношении истца на 29-й внеочередной сессии депутатов большинством депутатов было принято решение «О досрочном прекращении, в связи с утратой доверия, полномочия депутата Емельяновского районного Совета депутатов Прусского В.Н.», хотя этот вопрос не был включен в повестку дня очередной сессии. Вышеуказанные действия (бездействие) председателя районного Совета депутатов, председателя комиссии и решение Совета незаконны, так как не соответствуют Уставу Емельяновского района, Регламенту Совета депутатов. Истец является депутатом с 04.05.2017 года на основании не оспоренного решения избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, а в соответствии с требованиями действующего законодательства сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период - 2016 год, должны были быть представлены в соответствующий орган до 30 апреля 2017 года, иной срок законодательством не предусмотрен. Таким образом, нарушений со стороны истца этой части не имелось. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были представлены в Совет 25.10.2017 года. Оценка нарушений истцом антикоррупционого законодательства, с учетом Письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №18-2/10/П-7073 от 13.11.2015 года «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), ни членами временной комиссии, ни депутатами районного Совета не проводилась. Фактически незаконное решение Емельяновского районного Совета депутатов от 10.11.2017 года на 29 очередной сессии депутатов по шестому вопросу повестки дня организовано с грубейшими нарушениями Регламента и Устава председателем Совета, и является сведением личных счетов с истцом. Пунктом 4 статьи 23 Регламента предусмотрено, что вносимые в Совет депутатов проекты решений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием их необходимости, характеристикой целей и задач, решаемых проектами решений, правовой оценкой. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование. При этом, если проект решения представлен с нарушением правил, установленных настоящим Регламентом, он может быть возвращен председателем районного Совета депутатов инициатору проекта с сопроводительным письмом. Таким образом, в силу указанных правовых предписаний Емельяновский районный Совет депутатов по 6 вопросу повестки 29 очередной сессии депутатов, проведенной 10.11.2017 года должен был принять один правовой акт в виде правового предписания, в то же время не носящего нормативного характера, и соответственно должен отвечать всем требованиям, как по форме, так и по содержанию, как и любой другой правовой акт, принимаемый Емельяновским районным Советом. В рассматриваемом случае один правовой акт в виде правового предписания представлен депутатам не был, в связи с чем можно сделать вывод, что большинством депутатов Совета депутатов принятое незаконное устное решение «За досрочное прекращение полномочий депутата Прусского Владимира Николаевича» принято протокольно, что противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Емельяновского района, Регламенту, в нарушение прав административного истца на заблаговременное ознакомление с проектом решения, которое может существенно повлиять на его права. Согласно повестки дня 29 очередной сессии депутатов от 10.11.2017 года шестым вопросом ставился вопрос: «О рассмотрении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 18.10.2017 года №86-02-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных депутатов районного Совета депутатов Прусским В.Н.». Вопроса повестки дня 29 внеочередной сессии депутатов: «о досрочном прекращении полномочий депутата», на очередную сессию не выносилось, как того требует Регламент Совета депутатов. Изменение повестки дня внеочередной сессии Регламентом не предусмотрено. Устные предложения истца о проведении дополнительной проверки с целью дачи оценки правонарушений депутата, указанных в представлении прокуратуры и назначения по этим вопросам временной комиссии депутатов отклонены без постановки их на голосование.
В судебном заседании административный истец Прусский В.Н. его представитель Ларионов А.Г. требования административного иска поддержали в полном объеме, в обоснование их привели доводы, аналогичные содержащимся в иске, дополнительно пояснив, что извещение о проведении 29 сессии было опубликовано не за 10, а за 9 дней. В ходе избирательной кампании 2015 года Прусский В.Н. представлял Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. После того, как решением от 04.05.2017 года он был зарегистрирован в качестве депутата, обязанность по представлению справок должна быть им исполнена до 30 апреля 2018 года. Получив требование председателя Совета представить справки, стал собирать необходимые для этого документы, но столкнулся с препятствиями в виде получения справки из ФСБ.
Представитель Емельяновского районного Совета депутатов Волкова А.А. и председатель Совета Самохвалова Н.М. в судебном заседании требования иска не признали, пояснив, что обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера непосредственно после вступления в должность прямо предусмотрена Законом Красноярского края № 8-3542 от 07.07.2009 года «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предоставлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах». При вступлении депутата Прусского В.Н. в должность он был уведомлен о необходимости предоставления справок, на что он ответил отказом, в связи с чем 12.05.2017 года в его адрес направлено письменное требование предоставления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. На день внесения представления прокурора справка Прусским представлена не была. 23.10.2017 года. Представление получено Советом 18.10.2017 года и 19.10.2017 года оно вручено Прусскому В.Н. Постановлением председателя Совета от 23.10.2017 года в соответствии со ст. 32 Устава Емельяновского района и п. 4 Положения о Комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов образована комиссия по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов. Проведение заседания комиссии было назначено на 25.10.2017 гола, о чем Прусский В.Н. уведомлен 24.10.2017 года. Ссылки истца на то, что создание комиссии противоречит Регламенту Емельяновского районного Совета депутатов несостоятельны, так как данная комиссия не является постоянной, следовательно, ее образование регламентировано Положением о комиссии, а не нормами Регламента. По результатам проведенного 25.10.2017 года заседания комиссии принято решение рекомендовать Совету депутатов рассмотреть представление прокурора от 18.10.2017 года на очередной сессии Совета. В ходе заседания 29 очередной сессии Совета депутатов была дана оценка значимости и тяжести допущенного депутатом Прусским нарушения, сам Прусский полагал нарушение серьезным. В соответствии с Регламентом Совета сообщение о созыве сессии публикуется в средствах массовой информации, как правило, не позднее чем за 10 дней до ее открытия, в связи с чем нарушений сообщения о созыве 29 сессии не допущено.
Помощником прокурора Емельяновского района Приймак Е.П. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Прусского В.Н.
Председатель комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов, либо представитель комиссии, а также представитель третьего лица – Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3542 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах" в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого административным истцом решения, лицо, замещающее муниципальную должность, муниципальный служащий представляет: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода. В силу п. 6 названного Закона в названной редакции, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о расходах лицами, замещающими муниципальные должности, представляются также непосредственно после их вступления в должность.
В силу части 7.1 статьи 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов принимается представительным органом муниципального образования, в рассматриваемом деле - Емельяновским районным Советом депутатов Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, решением Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район от 04.05.2017 года № 61/154 Прусский В.Н. зарегистрирован депутатом Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва по общетерриториальному избирательному округу, выдвинутому в составе Совета депутатов избирательным объединением Емельяновское местное отделение политической партии «Патриоты России» в Емельяновском районе (т. 1 л.д. 19).
12.05.2015 года Советом в адрес Прусского В.Н. направлено сообщение о необходимости предоставления в Совет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетних детей, которое получено Прусским В.Н. лично 12.05.2017 года (т. 2 л.д. 20).
18.10.2017 года прокурором Емельяновского района в адрес Емельяновского районного Совета депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в соответствии с которым проведенной прокуратурой Емельяновского района проверкой выявлено нарушение законодательства о противодействии коррупции депутатом Совета Прусским В.Н., которым в нарушение ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции», п. 6 ст. 2 Закона Красноярского края «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей в Емельяновский районный Совет депутатов не представлены. Представлением прокурор Емельяновского района требовал рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата совета Прусского В.Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 1 л.д. 21-23).
Из пояснений административного истца, копия представления получена им 19.10.2017 года.
В соответствии с п. 9.1 Устава Емельяновского района полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об органах местного самоуправления в Российской Федерации».
П. 13 ст. 32 названного Устава предусмотрено, что решение о прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия, в случаях, установленных ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», принимается Советом на основании представленных материалов по результатам проверки, проведенной Комиссией по контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии коррупции при исполнении полномочий и урегулированию конфликта интересов. Решение о прекращении полномочий депутата считается принятым в случае, если за него проголосовало не менее половины депутатов от установленной численности Емельяновского районного Совета депутатов (т. 1 л.д. 102-103).
Постановлением председателя районного Совета депутатов от 25.10.2017 года № 52-П создана комиссия по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов; утвержден ее состав, назначены председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии (л.д. 17).
Порядок создания комиссии регламентирован Положением о комиссии, утвержденным решением Емельяновского районного Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р (т. 2 л.д. 35-37).
В соответствии с п. 4 Положения комиссия образуется из числа 5 депутатов и муниципальных служащих аппарата Емельяновского районного Совета депутатов, администрации Емельяновского района, представителем общественных организаций, иных специалистов, которые могут дать пояснения по вопросам, рассматриваемым комиссией – правовым актом председателя Емельяновского районного Совета депутатов, которым также определяется председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
Из материалов дела видно, что на решение Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р прокурором Емельяновского района 11.09.2017 года приносился протест с требованием отмены данного решения, вместе с тем, по результатам рассмотрения протеста постановлением председателя Совета от 04.10.2017 года № 28-6П удовлетворении протеста было отказано.
Указанное Положение являлось предметом юридической экспертизы, проведенной администрацией Губернатора Красноярского края, в результате которой несоответствий решения действующему законодательству не выявлено (т. 2 л.д. 49).
Из пояснений помощника прокурора в судебном заседании, решение Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р и постановление 04.10.2017 года № 28-6П в судебном порядке не обжаловались, следовательно, Положение о комиссии, утвержденным решением Емельяновского районного Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р, является действующим.
В соответствии с Регламентом Емельяновского районного Совета депутатов, утвержденным решением Емельяновского районного Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-122Р, районный Совет депутатов образует из числа депутатов постоянные комиссии, занимающиеся предварительной подготовкой определенного круга вопросов, которые находятся в ведении Совета; постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета (ст. 13 Регламента, т. 2 т.л. 73).
Для организации своей работы на заседаниях или для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, а также для содействия осуществляемой Советом депутатов контрольной деятельности, районный Совет может организовывать временные комиссии (ст. 14 Регламента, л.д. 74, оборот, т. 2).
Исследовав положения ст. 13 Регламента, содержащей сведения о деятельности постоянных комиссий Совета, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что Комиссия по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов не является постоянной, в связи с чем находит доводы административного истца о незаконности действий председателя Совета по изданию постановления 25.10.2017 года № 52-П, созданию комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов и утверждения ее состава.
В соответствии с п. 21 ст. 13 Регламента Совета для выяснения положения дел и общественного мнения по вопросам, находящимся в ведении комиссии, могут проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. Исходя из буквального содержания изложенного, следует, что такие действия являются правом, а не обязанностью комиссии, в связи с чем доводы Прусского В.Н. о незаконности действий (бездействия) председателя комиссии по не выяснению фактического положения дел и общественного мнения, необоснованны.
Заседание комиссии в связи с поступившим представлением прокурора от 18.10.2017 года постановлением председателя комиссии от 24.10.2017 года назначено на 25.10.2017 года (л.д. 22 т. 2).
Из представленного в дело протокола заседания комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции от 25.10.2017 года следует, что на данном заседании рассмотрено представление прокурора Емельяновского района от 18.10.2017 года № 86-02-2017.
В ходе заседания Прусским В.Н. даны пояснения о том, что справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представлены в Совет 25.10.2017 года, тем самым нарушение устранено. Пояснил, что при заполнении справок возникли трудности по истребованию сведений из организации, из которой получает часть доходов, а также из банков, не имеющих представительств на территории Красноярского края. Кроме того, обратил внимание на отсутствие нормы, обязывающей его предоставить такие сведения после вступления в должность.
Согласно протокола, в ходе комиссии были исследованы представление прокурора, заявление Прусского В.Н. от 19.10.2017 года о возникших трудностях при предоставлении сведений (т. 2 л.д. 21).
По итогам рассмотрения комиссией принято решение рекомендовать Совету депутатов рассмотреть представление прокуратуры от 18.10.2017 года на очередной сессии районного совета депутатов, с участием представителя прокуратуры, с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Прусского В.Н. Принятие решения осуществлялось путем голосования с итогами «за» - 6 человек, «против» - 0, «воздержался» - 1 (т. 2 л.д. 25-26).
Результаты работы комиссии оформлены решением № 1 от 25.10.2017 года (т. 2 л.д. 31), которое 31.10.2-017 года направлено в адрес председателя Совета депутатов (т. 2 л.д. 32), а также Прусского В.Н. (т. 2 л.д. 33).
Исходя из содержания Положения о Комиссии, данным актом установлен предельный срок рассмотрения поступивших в комиссию материалов (п. 8), при этом вопрос, связанный с извещением депутатов, в отношении которых проводится заседание, Положением не регламентирован, в связи с чем, установив, что Прусский В.Н. был уведомлен о проведении заседания комиссии за сутки до его проведения (т. 2 л.д. 23), суд не может согласиться с доводами истца о ненадлежащем его уведомлении о заседании Комиссии.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вопрос, связанный с рассмотрением нарушений, указанных в представлении прокурора Емельяновского района от 18.10.20017 года № 86-02-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных депутатом Прусским В.Н., был вынесен на пленарное заседание 29 очередной сессии Емельяновского районного Совета депутатов, назначенное на 10.11.2017 года, о чем 01.11.2017 года размещена публикация в средствах массовой информации - газете «Емельяновские веси», выпуск № 86 (12884-12887). Согласно публикации, размещенная повестка является предварительной; вопрос в отношении Прусского В.Н. значится в повестке под номером 6.
Согласно п. 4 ст. 18 Регламента Совета депутатов, утвержденного решением от 15.02.2017 года № 21-122Р (т. 2 л.д. 69), сообщение о созыве сессии районного Совета депутатов, месте и времени ее проведения, публикуется в районных средствах массовой информации, как правило, непозднее чем за 10 дней до ее открытия (т. 2 л.д. 76).
Исходя из вышеприведенных положений п. 4 ст. 18 Регламента, суд находит, что размещение информации о проводимом заседании очередной сессии Совета депутатов менее, чем за 10 дней, не свидетельствует о допущенном нарушении порядка уведомления о созыве сессии Совета.
П. 6 ст. 18 Регламента установлено, что проекты решений представляются депутатам не позднее, чем за 14 дней до их рассмотрения на очередной сессии.
Из представленных в дело данных, следует, что приглашение на заседание райсовета, назначенное на 10.11.2017 года, направлено в адрес депутатов, в том числе, Прусского В.Н., посредство электронной рассылки 27.10.2017 года (т. 2 л.д. 42); 01.11.2017 года Прусскому В.Н. посредством электронной почты направлен проект решения о досрочном прекращении его полномочий (т. 2 л.д. 44).
Из протокола заседания 29 очередной сессии Совета от 10.11.2017 года следует, что участие в нем принимало 19 депутатов из 23 избранных в Совет; на данном заседании депутатами утверждена повестка дня сессии, в том числе, вопрос № 7: «О рассмотрении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 18.10.2017 года № 86-02-2017 (т. 2 л.д. 52).
Исходя из анализа положений главы 3 Регламента Совета депутатов, невозможность изменения повестки дня предусмотрена исключительно для созываемых внеочередных и экстренных заседаний сессии.
Поскольку проводимая 10.11.2017 года сессия являлась очередной и запрета на изменение ранее опубликованной повестки для таких сессий Регламент не содержит, суд отклоняет доводы Прусского В.Н. о том, что изменение повестки дня является незаконным.
В ходе обсуждения заслушаны пояснения депутата Прусского В.Н., выразившего мнение о том, что законом не предусмотрен срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при назначении на должность, пояснившего, что в настоящее время справка представлена им, и нарушение устранено (т. 2 л.д. 54-56).
По итогам проведенного голосования 14 депутатов проголосовали за принятие проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Прусского В.Н.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, указывающих на то, Прусский В.Н. зарегистрирован депутатом 04.05.2017 года и сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлены им в Совет лишь 25.10.2017 года, то есть, спустя 5 месяцев после регистрации депутата, такой срок, по убеждению суда, не может являться разумным и отвечающим требованиям п. 6 ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3542, в соответствии с которым указанные сведения представляются непосредственно после вступления в должность.
Как установлено в судебном заседании и указано выше, 12.05.2017 года Советом в адрес Прусского В.Н. было направлено сообщение о необходимости предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако до момента внесения прокурором Емельяновского района представления, никаких действий со стороны Прусского В.Н. по предоставлению Справок в Совет, не предпринималось. Сообщение о том, что для заполнения справки депутатом истребованы сведения из ФСБ России представлено Прусским В.Н. председателю Совета 19.10.2017 года. Каких-либо доказательств, указывающих на то, что до октября 2017 года истцом предпринимались меры по истребованию документов, необходимых для заполнения справок, и указывающих на невозможность их получения в течение столь длительного времени, Прусским В.Н. комиссии, либо на заседание сессии Совета 10.11.2017 года, либо в судебное заседание не представлено.
Ввиду того, что вопрос, связанный с прекращением полномочий депутата Прусского В.Н. являлся предметом требований представления прокурора от 18.10.2017 года, суд считает, что принятие Советом решения о досрочном прекращении полномочий данного депутата при рассмотрении представления не выходит за пределы повестки дня.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, указывающие на то, что административными ответчиками не допущено нарушений установленной правовыми актами процедуры принятия оспариваемых истцом действий и решений, оценивая представленные доказательства, указывающие на совершение депутатом Прусским В.Н. нарушений антикоррупционного законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Прусского В.Н. в полном объеме.
В силу ст. 89 КАС РФ суд полагает необходимым разрешить вопрос об отмене мер предварительной защиты, принятых определением от 29.11.2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления Прусского Владимира Николаевича к Емельяновскому районному Совету депутатов, председателю Емельяновского районного Совета депутатов, председателю комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов о признании действий, бездействия незаконными оставить без удовлетворения.
По вступлении решения в законную силу отменить меры предварительной защиты, принятые по настоящему делу определением Емельяновского районного суда от 29 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (17.02.2018 года).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко