Дело № 2-522/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,
с участием:
истца – Тыныныка С.Н.,
представителя ответчика – Цеменко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Тыныныка Софии Николаевны к государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севтеплоэнерго», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное унитарное предприятие города Севастополя «Единый информационно-расчетный центр», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр», Тыныныка Вячеслав Викторович, о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к государственному унитарному предприятию <адрес> «Севтеплоэнерго» (далее – ГУПС «Севтеплоэнерго») о понуждении произвести перерасчет, вернуть истцу незаконно начисленные и уплаченные истцом 3388,54 руб., а начисленные 5152 руб. за комнату, которая не отапливается, вычесть из платежки. Также истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с 2000 года. В одной из комнат, площадью 13,7 кв.м., не было батареи и после изолирования стояка оплату за отопление этой комнаты перестали начислять. При этом с сентября 2022 года внезапно ответчик стал начислять оплату за услугу, которую истец не получает и никогда не получала. По мнению истца, действия ответчика являются мошенническими и причинили ей страдание, так как ФИО6, <данные изъяты>, вынуждена была ходить выяснять, за что ей начисляют такую сумму.
Истец в судебном заседании поддержала требования искового заявления.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным с письменных возражениях
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и ФИО3 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ являются участниками общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 39,1 кв.м.
Из информации о начислениях за коммунальные услуги по отоплению следует, что лицевой счет 92774053 открыт на владельца – ФИО2
ГУПС «Севтеплоэнерго» предоставляет жильцам <адрес> по адресу: <адрес>, услуги по отоплению, в том числе и истцу.
Согласно акту обследования системы центрального отопления и горячего водоснабжения ГКП «Севвтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании системы по адресу: <адрес>, выявлено, что стояк в комнате площадью 13,7 кв.м. заизолирован.
Согласно аналогичному акту от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в жилой комнате площадью 13,7 кв.м. радиаторы отопления отсутствуют, проходит не заизолированный рабочий стояк.
В настоящее время у истца имеется задолженность по оплате тепловой энергии в размере 10653 руб.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 3 ст. 31 ЖК РФ установлено, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и его семьи.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом, непосредственно собственник жилого помещения несет обязанность только по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ст.ст. 30, 158 ЖК РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Оплата за тепловую энергию, являющуюся коммунальной услугой, возлагается на всех зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании ст. 426 ГК РФ, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Из ст. 548 ГК РФ следует, что правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
Относительно отсутствия в одной из комнат принадлежащей истцу квартиры радиатора, суд отмечает следующее.
Действительно, материалами дела подтверждается, что в комнате площадью 13,7 кв.м <адрес> по адресу: <адрес>, отсутствуют радиаторы.
Вместе с тем, решение уполномоченным органом о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме не принималось.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № к настоящим Правилам, а именно не ниже +18 градусов, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с п. 35 Правил № потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Кроме того, Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, содержит раздел III «Техническое описание квартиры», в строке 9 которого есть указание на «вид отопления», который подлежит расшифровке в графе 2 «Описание элементов (материал, конструкция или система, отделка и прочее)». Данная инструкция направлена, в том числе на фиксацию внутреннего состояния квартиры, равно как и самого многоквартирного дома в целом.
Таким образом, вопреки доводам истца, из анализа приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж элементов системы отопления жилого помещения, монтаж дополнительного оборудования, теплоносителем которого является горячая вода (в том числе, обустройство индивидуального квартирного источника тепловой энергии), требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, поскольку в соответствии со ст. 25 ЖК РФ подобные действия определяются как переустройство.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов (ч. 2 ст. 29 ЖК РФ).
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, признавая не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй п. 40 Правил №, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение не допускает возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установил неправомерность возложения обязанности вносить плату за фактически не используемую для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения на собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, исходя из указанных норм права и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, равно как и при оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором газового отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства системы внутриквартирного отопления с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет и свидетельствовать о не предоставлении коммунальной услуги по теплоснабжению в помещении заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №C «О жилищной политике <адрес>» уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес> согласовывают переустройство и перепланировку жилых помещений и определяют порядок получения документа подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений пункты 10, 11).
В данном случае такого согласования на проведение переустройства жилого помещения истца не проводилось, акт приемочной комиссии органа местного самоуправления отсутствует, доказательств внесения изменений в техническую документацию многоквартирного дома не представлено, равно как и доказательств получения от уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> разрешения и согласования приема в эксплуатацию произведенного переустройства системы отопления квартиры.
Кроме того, согласно акту обследования системы отопления ГУПС «Севтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по адресу: <адрес>, комиссией установлено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. На кухне и в маленькой комнате радиаторы рабочие, прогреваются. Теплоноситель в дом поступает.
По убеждению суда, понижение температуры воздуха в квартире вызвано отсутствием радиатора отопления в одной из комнат. При указанных обстоятельствах ответственность за понижение температуры не может быть возложена на ответчика.
Соответственно, учитывая вышеизложенное, доводы истца об отсутствии у нее обязанности по оплате коммунальной услуги в виде оплаты услуги по отоплению жилого помещения – комнаты площадью 13,7 кв.м. являются необоснованными.
Демонтаж отопительного прибора (радиатора отопления) без соблюдения установленного законом порядка переоборудования жилого помещения, не может порождать правовые последствия в виде освобождения истца от уплаты услуг теплоснабжения.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлена неправомерность действий ответчика по начислению истцу платы за предоставление коммунальной услуги в виде отопления, основания для взыскания морального вреда также отсутствуют.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО2 к государственному унитарному предприятию <адрес> «Севтеплоэнерго» о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов