Решение от 01.02.2022 по делу № 2-5/2022 (2-262/2021;) от 15.11.2021

УИД: 19RS0013-01-2021-000565-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сорск 01 февраля 2022 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,

при секретаре Кузнецовой О. В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-5/2022 г. по исковому заявлению Пасечкиной Е.Н. к администрации г. Сорска Республики Хакасия, Казакову А.Н. о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Пасечкина Е. Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 16.07.2021 года около 18.00 часов на автодороге около ж/д переезда с. Подхоз, в направлении Туманный, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля «NISSAN Qashqai», принадлежащего истцу и жеребенка который выскочил на проезжую часть дороги.

В результате ДТП принадлежащему истцу автомобилю были причинены указанные в экспертном заключении повреждения, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составит 127 689 рублей 65 копеек.

Также истцом понесены дополнительные расходы на проведение автотехнической экспертизы в размере 2 700 рублей.

На основании изложенного, просит взыскать с ответчика в пользу истца стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 127 689 рублей 65 копеек, расходы на проведение автотехнической экспертизы в размере 2 700 рублей, расходы за оплату юридических услуг в размере 38 000 рублей, понесенные расходы по уплате государственной пошлины размере 3 754 рубля;

В судебном заседании истица Пасечкина Е. Н. отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, действует через своего представителя Тютюнник Е. А.

Представитель истца - Тютюнник Е. А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Спирина Н. Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала по мотивам, изложенным в ее письменном отзыве.

Ответчик Казаков А. Н. в судебном заседании отсутствовал по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ОГИБДД Отд МВД России по г. Сорску Кириллов Р. Э., действующий на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, просил дело рассмотреть без участия представителя.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, показания свидетеля ФИО, пояснившего суду, что ему со слов третьих лиц ему известно о том, что жеребенок, с которым столкнулся автомобиль, принадлежащий Пасечкиной Е. Н., принадлежит Казакову А. Н., который свой скот не зарегистрировал. Выпасом лошадей Казаков А. Н. занимается в районе п. Сорский подхоз.

Суд приходит к выводам об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Как установлено судом и следует из материалов дела,16.07.2021 года в 18 часов 00 минут в районе 5 км а/д Ербинская - Туманный неустановленная лошадь, неустановленной масти коричневого цвета перебегала проезжую часть с левой стороны на правую и создала помеху в движении транспортного средства, в результате чего Пасечкина Е.Н., управляя транспортным средством Ниссан Кашкай г/н. У977КМ19, совершила наезд на неопознанную лошадь. В результате данного дорожно-транспортного происшествия указанный автомобиль, получил механические повреждения.

Согласно статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Инспекторы ДПС ОГИБДД Отд МВД России по г. Сорску ФИО1 и ФИО2., допрошенные судом в качестве свидетелей, пояснили, что 16.07.2021 г. в светлое время суток, недалеко от железнодорожного переезда в п. Сорский подхоз, произошло дорожно-транспортное происшествие. Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия следующие: табун лошадей переходил дорогу, Пасечкина Е.Н. остановилась и пропустила табун, но на дорогу выскочил жеребенок, из-за проезжающего навстречу автомобиля, который она не заметила, в результате чего произошло столкновение. Автомобиль имел повреждения с левой стороны. Неподалеку от места ДТП, примерно в 300 метрах паслись лошади. Жеребенок был единственным среди взрослых лошадей в табуне. У лошадей в табуне было тавро в виде буквы «М», у жеребенка такого тавро не было. Уставить хозяина жеребенка не удалось.

Начальник ОГИБДД Отд МВД России по г. Сорску ФИО3., в судебном заседании пояснил, что по факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по факту бесконтрольного выпаса животных. В рамках дела были сделаны запросы списка владельцев лошадей. В ходе опроса владельцев лошадей, а также жеребенка, не удалось установить.

Производство по делу в отношении неустановленного лица на основании постановления начальника ОГИБДД Отд МВД России по г. Сорску от17 октября 2021 г. прекращен на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков привлечения к административной ответсвеннности.

Данные обстоятельства подтверждаются копией материала КУСП № 1684 от 16 июля 2021 г. по факту ДТП.

Обращаясь в суд с иском, Пасечкина Е. Н. указала, что поскольку виновное в дорожно-транспортном происшествии лицо не установлено, следовательно, ответственность за причиненный вред имуществу истца должна нести администрация г. Сорска Республики Хакасия, не предпринявшая мер по выявлению, отлову, безнадзорных животных, а также организации и контролю за процессом выпаса лошадей.

Доводы стороны истца о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей по отлову и содержанию безнадзорных животных являются необоснованными по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления сельского поседения, муниципального района закреплены Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент данного дорожно-транспортного происшествия).

Из содержания статьи 14 (вопросы местного значения городского, сельского поселения), статьи 15 (вопросы местного значения муниципального района) следует, что осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных не отнесено к компетенции данных органов местного самоуправления.

Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Часть 3 ст. 14 закона регламентирует, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно подп. 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.

Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что ответственность за невыполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на органы местного самоуправления может быть возложена при условии передачи им указанных полномочий.

В соответствии со ст.1 Устава муниципального образования город Сорск, последнее наделено статусом городского округа и является самостоятельным муниципальным образованием. В границах города Сорска находятся следующие населенные пункты: г. Сорск, п.ст. Ербинская, п. Сорский подхоз, аал Колтаров.

Статьей 5 указанного Устава определены вопросы местного значения, которые относятся к компетенции муниципального образования город Сорск.

Решением    Совета депутатов    города Сорска № 588 от 23 августа 2011 года утверждены Правила содержания сельскохозяйственных животных, птиц и пушных зверей на территории муниципального образования г. Сорск.

В пункте 2 главы 1 указанных Правил дано понятие сельскохозяйственным животные (коровы, кони, овцы, козы), которые определяются как домашние животные приусадебного хозяйства, содержащиеся человеком для получения продуктов их жизнедеятельности: продуктов питания, (мяса, молоко, жир, яйца), сырья производства (шерсть, щетина, кожа, кости, пух, перья), а также выполняющие транспортные и рабочие функции. Безнадзорные сельскохозяйственные животные - сельскохозяйственные животные, находящиеся в общественных и иных местах, исключая места выпаса и земли находящиеся в собственности владельца этого животного без сопровождающего лица.

Согласно п. 6 и 7 гл. 1 Правил, сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади и свиньи) подлежат учету в похозяйственной книге исполнительного органа местного самоуправления по месту жительства граждан. Постановка на учет в похозяйственной книге сельскохозяйственных животных производится без оплаты. Сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади и свиньи) подлежат регистрации в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства граждан.

В силу п. 10, 13 гл. 1 Правил, выпас сельскохозяйственных животных и птиц на территории населенных пунктов муниципального образования город Сорск разрешен в строго отведенных для этого мест, которые определяются Постановлением главы муниципального образования г. Сорск (Постановление главы МО г. Сорск от 17.06.2010г. № 246-п «Об определении мест выпаса сельскохозяйственных животных на территории муниципального образования г. Сорск»): Республика Хакасия, в 500 метрах западнее 6-го километра участка Ербинская-Туманный автодороги Ербинская-Сон (в 500 м. от скверно-западного берега озера «Теплое») площадью 75 га; Республика Хакасия, в 300 метрах восточнее 1-го километра участка Ербинская- Туманный автодороги Ербинская-Сон площадью 70 га; Республика Хакасия, в 1,5 км. Северо-восточнее п. ст. Ербинская площадью 80 га; Республика Хакасия, в 1 км. Южнее улицы Поспелова в г. Сорске площадью 20 га; Республика Хакасия, в 1 км. Юго-восточнее улицы Обручева в г. Сорске площадью 10 га. На иных участках выпас сельскохозяйственных животных запрещается. Владельцы сельскохозяйственных животных самостоятельно организуют выпас скота на отведенных местах. Сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории населенных пунктов муниципального образования г. Сорск и за их пределами без сопровождения, считаются безнадзорными.

Согласно гл. 3 Правил, владельцы сельскохозяйственных животных, птиц и пушных зверей обязаны: поставить на учет сельскохозяйственных животных (крупный и мелкий рогатый скот, лошади и свиньи) в похозяйственных книгах, осуществить их регистрацию в ветеринарных учреждениях и произвести биркование крупного и мелкого рогатого скота в порядке, предусмотренном Постановлением главы муниципального образования; содержать сельскохозяйственных животных, птиц и пушных зверей в свободном выгуле только на огороженной территории приусадебного земельного участка; осуществлять выпас сельскохозяйственных животных под присмотром владельца, членов его семьи, иных, совместно проживающих с ним лиц или наемного работника (пастуха, с которым заключен письменный договор); содержать сельскохозяйственных животных, птиц и пушных зверей в свободном выгуле только на огороженной территории приусадебного земельного участка; не допускать самовольного занятия земельных участков и сенокосных угодий под пастбища, выгул сельскохозяйственных животных, птиц. Выпас сельскохозяйственных животных и птицы в не отведенных для этих целей местах запрещается.

Согласно п. 1 гл. 4 Правил, сельскохозяйственные животные, находящиеся на улицах населенных пунктов и за их пределами на территории муниципального образования г. Сорск без сопровождающих лиц, подлежат отлову с соблюдением мер, исключающих возможность причинения вреда здоровью животного, и доставляются в специально оборудованный загон для временного содержания.

Отлов, транспортировка, содержание, уход и кормление безнадзорных сельскохозяйственных животных в местах временного содержания осуществляются за плату по тарифам, ежегодно утверждаемым Главой муниципального образования г. Сорск, которая подлежит взысканию с владельца животного, в размере производимых затрат содержания животного в местах его временного содержания (п. 2 гл.4 Правил).

Статья 1 Закона Республики Хакасия от 20.12.2016 № 106 ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Реализация отдельных государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05 июля 2005 года № 38-ЗРХ «О ветеринарии», путем проведения следующих мероприятий: отлов и транспортировка безнадзорных животных; осмотр и учет безнадзорных животных; содержание безнадзорных животных; возврат владельцам отловленных безнадзорных животных; кастрация (стерилизация) безнадзорных животных; эвтаназия (умерщвление) безнадзорных животных.

В статье 2 указанного закона дано понятие безнадзорного животного как животное (кошка или собака), которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права на которое владелец отказался, находящееся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица.

Из справки администрации г. Сорска № 368 от 01 февраля 2022 г. следует, что тарифы в 2021 г. на отлов, транспортировку, содержание, уход и кормление безнадзорных сельскохозяйственных животных в местах временного содержания не утверждались, так как субвенции из республиканского бюджета на реализацию данных мероприятий не выделялись.

Денежные средства на отлов, транспортировку, содержание, уход и кормление безнадзорных сельскохозяйственных животных в местах временного содержания бюджетом города Сорска на 2021 г. не предусмотрены.

Между тем, при соблюдении истцом той осмотрительности и осторожности с учетом времени суток, ограничивающего видимость, выборе скорости, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности, как этого требуют Правила дорожного движения, наличие животных на автодороге не повлекло бы за собой возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Так, требованиями пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Согласно настоящим Правилам «опасность для движения» это ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

При таких обстоятельствах не установлено наличие вины со стороны ответчика администрации г. Сорска в невыполнении возложенных на нее полномочий по организации отлова и загона безнадзорных животных в виде лошадей и наличие причинной связи между этими возможными действиям (бездействиями) и дорожно-транспортным происшествием.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к администрации г. Сорска в части взыскания ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов. Самостоятельных требований к Казакову А. Н. истец не заявлял. Доказательств того, что жеребенок принадлежит Казакову А.Н., не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.

2-5/2022 (2-262/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Пасечкина Екатерина Николаевна
Ответчики
Администрация г.Сорска
Казаков Алексей Николаевич
Другие
ОГИБДД Отд МВД России по г.Сорску
АО «ГСК «Югория»
Тютюнник Екатерина Андреевна
Суд
Сорский районный суд Республики Хакасия
Судья
Козулина Надежда Юрьевна
Дело на сайте суда
sorsky.hak.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2021Подготовка дела (собеседование)
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Подготовка дела (собеседование)
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
06.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее