Дело № 2а-1155/2021
74RS0006-01-2020-009039-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Гончаровой М.И.,
при секретаре Гаяновой Т.А.,
с участием административного ответчика Издовской Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС по Калининскому району г. Челябинска к Издовской Л.В. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Инспекция ФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к Издовской Л.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год в размере 4 590 руб., пени в размере 741 руб. 45 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 руб., пени в размере 3 779 руб. 87 коп.
В обоснование требований указано, что Издовская Л.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в качестве налогоплательщика и в соответствии с пп.1 п.1 ст.23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. Издовская Л.В. с 13.09.2004 года осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. На основании заявления утратила статус индивидуального предпринимателя, о чем в едином государственной реестре сделана запись от 11.03.2019 года. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. Издовской Л.В. не уплачены. На сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год начислены пени в размере 3 779 руб. 87 коп. за период с 10.01.2018 года по 20.10.2019 года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 741 руб. 45 коп. за период с 10.01.2018 года по 20.10.2019 года Инспекцией ФНС России по Калининскому району г. Челябинска в адрес должника заказным письмом было направлено требование НОМЕР по состоянию на 21.10.2019 года. Требование оставлено без исполнения. Определением мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г. Челябинска от 26.05.2020 года был отменен судебный приказ №2а-251/2020 от 29.012.2020 года, вынесенный на основании заявления ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска о взыскании задолженности по страховым взносам.
В отношении недоимки и пени по страховым взносам за 2018 год Инспекция ФНС России по Калининскому району обратилась в суд с аналогичным административным иском к Издовской Л.В., в котором просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб., пени в размере 425 руб. 74 коп. за период с 10.01.2019 года по 27.10.2019 года, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26 545 руб., пени в размере 1 935 руб. 13 коп. за период с 10.01.2019 года по 27.10.2019 года.
Инспекцией ФНС России по Калининскому району г. Челябинска в адрес Издовской Л.В. заказным письмом было направлено требование НОМЕР по состоянию на 28.10.2019 года, в котором было указано на необходимость уплаты взносов и пени в срок до 06.12.2019 года. Определением мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г. Челябинска от 10.06.2020 года был отменен судебный приказ №2а-303/2020 от 04.02.2020 года, вынесенный на основании заявления ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска.
Определением суда от 05.04.2021 года гражданские дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Административный истец – Инспекция ФНС России по Калининскому району г. Челябинска о времени и месте судебного разбирательства извещены, представитель в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Издовская Л.В. в судебном заседании по требованиям возражала, указав, что фактически предпринимательскую деятельность в спорные периоды не осуществляла, в связи с чем полагает обязанность по уплате взносов не имеет.
Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, учитывая надлежащее извещение административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений этого пункта.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (относительно правоотношений 2017 года) данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса (подпункт 1); страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 указанного Кодекса (подпункт 2).
Приведенная норма относительно правоотношений 2018 года предусматривала: плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период указанными выше плательщиками, производится ими самостоятельно (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года N 621-О-О указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения этого статуса и до момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из вышеприведенных положений законодательства о налогах, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно, при этом неисполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из материалов административного дела Издовская Л.В. с 13.09.2004г. по 11.03.2019г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнила обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Установив, что обязанность по уплате страховых взносов за 2017г. административным ответчиком не исполнена, налоговым органом было направлено в адрес Издовской Л.В. требование НОМЕР по состоянию на 21.10.2019 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 400 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 779 руб. 87 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 741 руб. 45 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 29.11.2019г. (л.д.6-7).
Обязанность по уплате страховых взносов за 2018г. административным ответчиком также не исполнена, налоговым органом было направлено в адрес Издовской Л.В. требование НОМЕР по состоянию на 28.10.2019 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 935 руб. 13 коп., пени на обязательное медицинское страхование в размере 425 руб. 74 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 06.12.2019 года (л.д.55-56).
Требования административным ответчиком в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения ИФНС по Калининскому району г. Челябинска к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанными административными исками.
Указанные недоимки по страховым взносам за 2017г. и 2018г. образовались в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором она выявлена налоговым органом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в случаях, если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может исходя из принципов состязательности и равноправия сторон ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили бы ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место быть соответствующие обстоятельства.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Кроме того, обстоятельства непреодолимой силы могут носить только временный характер, и сами по себе не освобождают должника от обязательств.
Административный ответчик Издовская Л.В. в качестве исключительных обстоятельств, каких-либо оснований для освобождения ее от уплаты страховых взносов в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности не представила.
Сроки обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, а в последствии в районный суд с административным иском, налоговым органом соблюдены.
Суд, проверив расчет по страховым взносам за 2017г. и 2018г., пени находит его правильным и обоснованным, административным ответчиком правильность расчета налога не оспаривалась, в связи с чем, расчет, произведенный административным истцом, суд принимает за основу. По данным налогового органа недоимка по страховым взносам до настоящего времени не оплачена.
Поскольку каких-либо доказательств уплаты недоимки и пени по страховым взносам административным ответчиком не представлено, суд считает, что с Издовской Л.В. следует взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемый в ФФОМС с 1 января 2017г. за 2017г., 2018г. в размере 10 430 руб., пени в размере 1 167 руб. 19 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемый в ПФ РФ с 01 января 2017г. за 2017г., 2018г. в размере 49 945 руб., пени в размере 5 715 руб.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 217 руб. 72 коп.
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2017░. ░░ 2017░., 2018░. ░ ░░░░░░░ 10 430 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 167 ░░░. 19 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░ 01 ░░░░░░ 2017░. ░ ░░░░░░░ 49 945 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 715 ░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №40101810400000010801, ░░░ 047501001, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░ 7430001760, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ №7447 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 217 ░░░. 72 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░