Решение по делу № 2-1810/2023 от 29.06.2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кинель 24 июля 2023 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Редькиной Ю.В.,

при помощнике судьи Хартенко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1810/2023 по исковому заявлению Кинельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Николаевой Т. В., к администрации г.о. Кинель Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма,

УСТАНОВИЛ:

Кинельский межрайонный прокурор в интересах Николаевой Т.В. обратился в суд с иском к администрации г.о. Кинель о предоставлении жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что Николаева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав.

Местом постоянной регистрации Николаевой Т.В. в настоящее время является государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, проживание по данному адресу невозможно в связи с достижением последней совершеннолетнего возраста.

Вместе с тем Николаева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает на территории <адрес>, а также имеет временную регистрацию по месту своего пребывания (<адрес>).

Распоряжением МУ «Комитет по вопросам семьи и демографического развития» администрации муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации изложенной в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ , Николаева Т.В. не состоит в списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, как установлено проведенной проверкой постановлением администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список очередности на получение жилья на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья.

В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами в настоящее время Николаева Т.В. зарегистрирована и проживает на территории г.о. <адрес> по адресу: <адрес>.

Переезд Николаевой Т.В. на новое место жительства не лишает права на обеспечение жилым помещением по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Смена постоянного места регистрации, а именно переезд на постоянное место жительства (преимущественного проживания) в <адрес>, не может являться основанием для лишения Николаевой Т.В. права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по Самарской области, Николаева Т.В. какого-либо имущества не имеет.

Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субсидий.

До настоящего времени администрацией г.о. Кинель Самарской области жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушаются ее права.

На основании изложенного истец просит обязать администрацию г.о. Кинель Самарской области предоставить Николаевой Т.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Заместитель Кинельского межрайонного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Николаева Т.В. и ее представитель по доверенности Козлов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель администрации г.о. Кинель Самарской области Старикова Н.В. просила оставить разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседании не предоставил.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как предусмотрено статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в аб. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.№159-ФЗ).

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что Николаева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав.

Местом постоянной регистрации Николаевой Т.В. в настоящее время является государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, проживание по данному адресу невозможно в связи с достижением последней совершеннолетнего возраста.

Вместе с тем Николаева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает на территории <адрес>, а также имеет временную регистрацию по месту своего пребывания (<адрес>).

Распоряжением МУ «Комитет по вопросам семьи и демографического развития» администрации муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации, изложенной в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ , Николаева Т.В. не состоит в списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, как установлено проведенной проверкой постановлением администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список очередности на получение жилья на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья.

В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами в настоящее время Николаева Т.В. зарегистрирована и проживает на территории г.о. <адрес> по адресу: <адрес>.

Переезд Николаевой Т.В. на новое место жительства не лишает права на обеспечение жилым помещением по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по Самарской области, Николаева Т.В. какого-либо имущества не имеет.

Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Учитывая указанные выше обстоятельства, Николаева Т.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Настоящее исковое заявление рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, поскольку прокурором заявлены требования, которые носят материальный характер и связаны с возникновением гражданских прав и обязанностей, а именно требования о предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Николаевой Т. В., к администрации г.о. Кинель Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма – удовлетворить.

Возложить на администрацию г.о. Кинель Самарской области обязанность предоставить Николаевой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кинельский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме составлено 31 июля 2023 года.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кинель 24 июля 2023 года

Кинельский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Редькиной Ю.В.,

при помощнике судьи Хартенко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1810/2023 по исковому заявлению Кинельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Николаевой Т. В., к администрации г.о. Кинель Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма,

УСТАНОВИЛ:

Кинельский межрайонный прокурор в интересах Николаевой Т.В. обратился в суд с иском к администрации г.о. Кинель о предоставлении жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что Николаева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав.

Местом постоянной регистрации Николаевой Т.В. в настоящее время является государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, проживание по данному адресу невозможно в связи с достижением последней совершеннолетнего возраста.

Вместе с тем Николаева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает на территории <адрес>, а также имеет временную регистрацию по месту своего пребывания (<адрес>).

Распоряжением МУ «Комитет по вопросам семьи и демографического развития» администрации муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации изложенной в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ , Николаева Т.В. не состоит в списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, как установлено проведенной проверкой постановлением администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список очередности на получение жилья на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья.

В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами в настоящее время Николаева Т.В. зарегистрирована и проживает на территории г.о. <адрес> по адресу: <адрес>.

Переезд Николаевой Т.В. на новое место жительства не лишает права на обеспечение жилым помещением по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Смена постоянного места регистрации, а именно переезд на постоянное место жительства (преимущественного проживания) в <адрес>, не может являться основанием для лишения Николаевой Т.В. права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по Самарской области, Николаева Т.В. какого-либо имущества не имеет.

Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субсидий.

До настоящего времени администрацией г.о. Кинель Самарской области жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушаются ее права.

На основании изложенного истец просит обязать администрацию г.о. Кинель Самарской области предоставить Николаевой Т.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Заместитель Кинельского межрайонного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Николаева Т.В. и ее представитель по доверенности Козлов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель администрации г.о. Кинель Самарской области Старикова Н.В. просила оставить разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседании не предоставил.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как предусмотрено статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в аб. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.№159-ФЗ).

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что Николаева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 лишена родительских прав.

Местом постоянной регистрации Николаевой Т.В. в настоящее время является государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, проживание по данному адресу невозможно в связи с достижением последней совершеннолетнего возраста.

Вместе с тем Николаева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает на территории <адрес>, а также имеет временную регистрацию по месту своего пребывания (<адрес>).

Распоряжением МУ «Комитет по вопросам семьи и демографического развития» администрации муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации, изложенной в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ , Николаева Т.В. не состоит в списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, как установлено проведенной проверкой постановлением администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список очередности на получение жилья на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья.

В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами в настоящее время Николаева Т.В. зарегистрирована и проживает на территории г.о. <адрес> по адресу: <адрес>.

Переезд Николаевой Т.В. на новое место жительства не лишает права на обеспечение жилым помещением по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по Самарской области, Николаева Т.В. какого-либо имущества не имеет.

Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Учитывая указанные выше обстоятельства, Николаева Т.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Настоящее исковое заявление рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, поскольку прокурором заявлены требования, которые носят материальный характер и связаны с возникновением гражданских прав и обязанностей, а именно требования о предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Николаевой Т. В., к администрации г.о. Кинель Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма – удовлетворить.

Возложить на администрацию г.о. Кинель Самарской области обязанность предоставить Николаевой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кинельский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме составлено 31 июля 2023 года.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1810/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кинельский межрайонный прокурор
Николаева Татьяна Витальевна
Ответчики
Администрация городского округа Кинель Самарской области
Другие
Министерство социально- ждемографической и семейной политики Самарской области
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Редькина Юлия Витальевна
Дело на странице суда
kinelsky.sam.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2023Предварительное судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Дело оформлено
07.11.2023Дело передано в архив
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее