Решение по делу № 2-992/2022 от 28.02.2022

Дело № 2-992/2022

УИД 13RS0023-01-2021-000888-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 10 июня 2022 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Митрошкиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Апушкиной Т.С.,

с участием в деле:

истца – Агафонова Алексея Вячеславовича,

ответчика – Государственной инспекции труда в Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агафонова Алексея Вячеславовича к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Агафонов Алексей Вячеславович обратился в суд с иском к Министерству труда Российской Федерации по Республике Мордовия, расположенному по адресу: г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33/2, о компенсации морального вреда в размере 10000000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что с ноября 2006 года по июль 2010 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия и был трудоустроен в промышленной зоне ФКУ ИК-4 в п. Ударный. В период с октября 2010 года по май 2014 года, и с марта 2020 года по январь 2022 года он был трудоустроен в промышленной зоне ФКУ ИК-11 в п. Явас. На протяжении этих 118 месяцев ему либо вообще не платили заработную плату, либо оплачивали в размере 15 руб., 30 руб., 25 руб., 45 руб. и т.д. Его заработная плата не превышала 100-150 рублей в месяц. Тогда как законодательством установлен минимальный размер оплаты труда в месяц. Он неоднократно обращался в Министерство труда Российской Федерации по Республике Мордовия, однако в ответ приходили отписки, либо ему сообщали, что заработная плата в таком размере, это законно. Считает, что ненадлежащий контроль за соблюдением прав человека в исправительных колониях Республики Мордовия со стороны Министерства труда Российской Федерации по Республике Мордовия причинил ему моральный вред, который он оценивает в 10000000 руб. и просит взыскать с Министерства труда Российской Федерации по Республике Мордовия.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, истец Агафонов А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме. Суду объяснил, что надлежащим ответчиком по делу является Государственная инспекция труда в Республике Мордовия, расположенная по адресу: г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33/2. В адрес данного государственного органа он неоднократно направлял обращения по вопросу проверки соблюдения в исправительных колониях трудового законодательства в части оплаты его труда, однако должного контроля не было, какие-либо меры реагирования не принимались.

В судебное заседание представитель ответчика Государственной инспекции труда в Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, при этом представил заявление о рассмотрении дела без их участия.

При таких обстоятельствах и на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В письменных возражениях на исковое заявление, представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных исковых требований Агафонова А.В. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Республике Мордовия (далее – Инспекция), утверждённым приказом Роструда от 31 марта 2017 г. № 197, Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории Республики Мордовия.

Инспекция является юридическим лицом, имеет в территориальных органах Федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета и лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Инспекция реализует, в том числе, следующие полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает в пределах компетенции заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с пунктом 18 Положения за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами Инспекции возложенных на них обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административным регламентом осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденным Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160, и действовавшим на момент рассмотрения обращений Агафонова А.В., предусмотрено, что административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов (пункт 87).

В соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных требований является, в том числе, поступление в Роструд или его территориальный орган обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 90).

Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки в порядке, установленном пунктами 47 - 64 Административного регламента, за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки (пункт 94).

Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении или приказе о проведении проверки (пункт 95).

Оформление акта проверки по результатам внеплановой проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в порядке, установленном пунктами 67 - 79 Административного регламента (пункт 109).

Как следует из материалов дела, Агафонов А.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы в органах Федеральной службы исполнения наказаний, направлял обращения в Инспекцию по вопросу правильности начисления ему заработной платы 10 марта 2020 г., 02 апреля 2020 г. и 17 августа 2021 г.

В первом обращении от 10 марта 2020 г. Агафонов А.В. просил провести проверку по вопросам невыплаты ему заработной платы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия за период с декабря 2006 года по июнь 2010 года и в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия за период с ноября 2010 года по май 2014 года.

В ответе от 14 апреля 2020 г. на первое обращение Агафонова А.В., Инспекцией указано, что соблюдение трудового законодательства в части правильности начисления заработной платы должно быть рассмотрено в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право обратиться за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора (Определение Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2006 г. №11-В06-8). Заявителю разъяснено, что законность соблюдения ФКУ ИК-4 и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия трудового законодательства в части оплаты труда должна быть рассмотрена в пределах срока обращения за разрешением индивидуального трудового спора, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть за период с 10 марта 2019 г. по 10 марта 2020 г. (дата обращения). Срок обращения за разрешением вопроса невыплаты заявителю заработной платы истек. Заявителю разъяснено, что по вопросу восстановления пропущенного срока он может обратиться в суд (л.д.8).

Второе обращение Агафонова А.В., направленное 02 апреля 2020 г. Министру юстиции Республики Мордовия, и переадресованное в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия, имело аналогичный предмет – соблюдение ФКУ ИК-4 и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия трудового законодательства в части оплаты труда за период с декабря 2006 года по июнь 2010 года, с ноября 2010 года по май 2014 года.

На указанное обращение Инспекцией направлен ответ Агафонову А.В. от 30 апреля 2020 г. № 1964, который по содержанию не отличается от ответа, датированного 14 апрелем 2020 года (л.д.9).

17 августа 2021 г. Агафонов А.В. обратился в Инспекцию с заявлением, в котором просил провести проверку по факту невыплаты ему заработной платы за период работы в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия с 01 июня 2020 г. по 01 июля 2021 г.

03 сентября 2021 г. Инспекцией принято решение о проведении документарной внеплановой проверки по обращению Агафонова А.В.

Согласно Акту проверки №13/7-866-21-ОБ/12-4295-И/44-1 от 17 сентября 2021 г., Агафонов А.В. с 02 ноября 2020 г. был привлечен к труду приказом от 03 ноября 2020 г. №226-ос в качестве подсобного рабочего участка по разделению невулканизированных резинотканевых отходов. Заработная плата начислялась с ноября 2020 года, норма выработки Агафоновым А.В. выполнялась не выше, чем на 30,50%, поэтому оснований для доведения размера его заработной платы до МРОТ не имелось. С записями, внесенными в карту учета рабочего времени осужденного, с записями, внесенными на лицевой счет по учету движения личных денег и операций по безналичному расчету, Агафонов А.В. ознакомлен под роспись. Заработная плата начислялась на лицевой счет Агафонову А.В. в сроки, установленные пунктом 2.7 Положения об оплате труда осужденных, утвержденного приказом от 10 февраля 2021 г. №36-ос, 5 и 20 числа каждого месяца, в соответствии со статьей 107 УИК Российской Федерации, предусматривающей зачисление на лицевой счет осужденных независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы. Нарушения трудового законодательства в отношении Агафонова А.В. не установлены.

По результатам рассмотрения обращения Агафонова А.В. от 17 августа 2021 г. Инспекцией 17 сентября 2021 г. дан ответ, в котором изложены результаты проведенной внеплановой документарной проверки, а также указано, что нарушения трудового законодательства в его отношении не установлены (л.д. 10-12).

Таким образом, все обращения осужденного Агафонова А.В. рассмотрены Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия в установленные сроки и на них даны исчерпывающие ответы, заявителю также разъяснялось его право в случае несогласия с принятыми решениями по результатам рассмотрения его обращений, обратиться в суд, однако данным правом Агафонов А.В. не воспользовался.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 данного Кодекса размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2).

Исходя из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.

Причинение морального вреда истец обосновывает ненадлежащим контролем со стороны Государственной инспекции труда в Республике Мордовия за соблюдением его трудовых прав в исправительных колониях.

Вместе с тем суду не представлено каких-либо доказательств противоправности поведения ответчика, наличия его вины, а также нарушения соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав истца либо посягательства ими на нематериальные блага.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Агафонова А.В. к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000000 рублей.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Агафонова Алексея Вячеславовича к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина

Мотивированное решение суда составлено 16 июня 2022 года.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина

Дело № 2-992/2022

УИД 13RS0023-01-2021-000888-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 10 июня 2022 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Митрошкиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Апушкиной Т.С.,

с участием в деле:

истца – Агафонова Алексея Вячеславовича,

ответчика – Государственной инспекции труда в Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агафонова Алексея Вячеславовича к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Агафонов Алексей Вячеславович обратился в суд с иском к Министерству труда Российской Федерации по Республике Мордовия, расположенному по адресу: г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33/2, о компенсации морального вреда в размере 10000000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что с ноября 2006 года по июль 2010 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия и был трудоустроен в промышленной зоне ФКУ ИК-4 в п. Ударный. В период с октября 2010 года по май 2014 года, и с марта 2020 года по январь 2022 года он был трудоустроен в промышленной зоне ФКУ ИК-11 в п. Явас. На протяжении этих 118 месяцев ему либо вообще не платили заработную плату, либо оплачивали в размере 15 руб., 30 руб., 25 руб., 45 руб. и т.д. Его заработная плата не превышала 100-150 рублей в месяц. Тогда как законодательством установлен минимальный размер оплаты труда в месяц. Он неоднократно обращался в Министерство труда Российской Федерации по Республике Мордовия, однако в ответ приходили отписки, либо ему сообщали, что заработная плата в таком размере, это законно. Считает, что ненадлежащий контроль за соблюдением прав человека в исправительных колониях Республики Мордовия со стороны Министерства труда Российской Федерации по Республике Мордовия причинил ему моральный вред, который он оценивает в 10000000 руб. и просит взыскать с Министерства труда Российской Федерации по Республике Мордовия.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, истец Агафонов А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме. Суду объяснил, что надлежащим ответчиком по делу является Государственная инспекция труда в Республике Мордовия, расположенная по адресу: г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33/2. В адрес данного государственного органа он неоднократно направлял обращения по вопросу проверки соблюдения в исправительных колониях трудового законодательства в части оплаты его труда, однако должного контроля не было, какие-либо меры реагирования не принимались.

В судебное заседание представитель ответчика Государственной инспекции труда в Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, при этом представил заявление о рассмотрении дела без их участия.

При таких обстоятельствах и на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В письменных возражениях на исковое заявление, представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных исковых требований Агафонова А.В. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Республике Мордовия (далее – Инспекция), утверждённым приказом Роструда от 31 марта 2017 г. № 197, Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории Республики Мордовия.

Инспекция является юридическим лицом, имеет в территориальных органах Федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета и лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Инспекция реализует, в том числе, следующие полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает в пределах компетенции заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с пунктом 18 Положения за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами Инспекции возложенных на них обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административным регламентом осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденным Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160, и действовавшим на момент рассмотрения обращений Агафонова А.В., предусмотрено, что административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов (пункт 87).

В соответствии с требованиями части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных требований является, в том числе, поступление в Роструд или его территориальный орган обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 90).

Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки в порядке, установленном пунктами 47 - 64 Административного регламента, за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки (пункт 94).

Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении или приказе о проведении проверки (пункт 95).

Оформление акта проверки по результатам внеплановой проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в порядке, установленном пунктами 67 - 79 Административного регламента (пункт 109).

Как следует из материалов дела, Агафонов А.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы в органах Федеральной службы исполнения наказаний, направлял обращения в Инспекцию по вопросу правильности начисления ему заработной платы 10 марта 2020 г., 02 апреля 2020 г. и 17 августа 2021 г.

В первом обращении от 10 марта 2020 г. Агафонов А.В. просил провести проверку по вопросам невыплаты ему заработной платы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия за период с декабря 2006 года по июнь 2010 года и в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия за период с ноября 2010 года по май 2014 года.

В ответе от 14 апреля 2020 г. на первое обращение Агафонова А.В., Инспекцией указано, что соблюдение трудового законодательства в части правильности начисления заработной платы должно быть рассмотрено в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право обратиться за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора (Определение Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2006 г. №11-В06-8). Заявителю разъяснено, что законность соблюдения ФКУ ИК-4 и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия трудового законодательства в части оплаты труда должна быть рассмотрена в пределах срока обращения за разрешением индивидуального трудового спора, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть за период с 10 марта 2019 г. по 10 марта 2020 г. (дата обращения). Срок обращения за разрешением вопроса невыплаты заявителю заработной платы истек. Заявителю разъяснено, что по вопросу восстановления пропущенного срока он может обратиться в суд (л.д.8).

Второе обращение Агафонова А.В., направленное 02 апреля 2020 г. Министру юстиции Республики Мордовия, и переадресованное в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия, имело аналогичный предмет – соблюдение ФКУ ИК-4 и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия трудового законодательства в части оплаты труда за период с декабря 2006 года по июнь 2010 года, с ноября 2010 года по май 2014 года.

На указанное обращение Инспекцией направлен ответ Агафонову А.В. от 30 апреля 2020 г. № 1964, который по содержанию не отличается от ответа, датированного 14 апрелем 2020 года (л.д.9).

17 августа 2021 г. Агафонов А.В. обратился в Инспекцию с заявлением, в котором просил провести проверку по факту невыплаты ему заработной платы за период работы в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия с 01 июня 2020 г. по 01 июля 2021 г.

03 сентября 2021 г. Инспекцией принято решение о проведении документарной внеплановой проверки по обращению Агафонова А.В.

Согласно Акту проверки №13/7-866-21-ОБ/12-4295-И/44-1 от 17 сентября 2021 г., Агафонов А.В. с 02 ноября 2020 г. был привлечен к труду приказом от 03 ноября 2020 г. №226-ос в качестве подсобного рабочего участка по разделению невулканизированных резинотканевых отходов. Заработная плата начислялась с ноября 2020 года, норма выработки Агафоновым А.В. выполнялась не выше, чем на 30,50%, поэтому оснований для доведения размера его заработной платы до МРОТ не имелось. С записями, внесенными в карту учета рабочего времени осужденного, с записями, внесенными на лицевой счет по учету движения личных денег и операций по безналичному расчету, Агафонов А.В. ознакомлен под роспись. Заработная плата начислялась на лицевой счет Агафонову А.В. в сроки, установленные пунктом 2.7 Положения об оплате труда осужденных, утвержденного приказом от 10 февраля 2021 г. №36-ос, 5 и 20 числа каждого месяца, в соответствии со статьей 107 УИК Российской Федерации, предусматривающей зачисление на лицевой счет осужденных независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы. Нарушения трудового законодательства в отношении Агафонова А.В. не установлены.

По результатам рассмотрения обращения Агафонова А.В. от 17 августа 2021 г. Инспекцией 17 сентября 2021 г. дан ответ, в котором изложены результаты проведенной внеплановой документарной проверки, а также указано, что нарушения трудового законодательства в его отношении не установлены (л.д. 10-12).

Таким образом, все обращения осужденного Агафонова А.В. рассмотрены Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия в установленные сроки и на них даны исчерпывающие ответы, заявителю также разъяснялось его право в случае несогласия с принятыми решениями по результатам рассмотрения его обращений, обратиться в суд, однако данным правом Агафонов А.В. не воспользовался.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 данного Кодекса размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2).

Исходя из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.

Причинение морального вреда истец обосновывает ненадлежащим контролем со стороны Государственной инспекции труда в Республике Мордовия за соблюдением его трудовых прав в исправительных колониях.

Вместе с тем суду не представлено каких-либо доказательств противоправности поведения ответчика, наличия его вины, а также нарушения соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав истца либо посягательства ими на нематериальные блага.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Агафонова А.В. к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000000 рублей.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Агафонова Алексея Вячеславовича к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина

Мотивированное решение суда составлено 16 июня 2022 года.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина

2-992/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Агафонов Алексей Вячеславович
Ответчики
Государственная инспекция труда в Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Митрошкина Екатерина Петровна
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2022Передача материалов судье
05.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
16.05.2022Подготовка дела (собеседование)
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2022Дело оформлено
10.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее