Решение по делу № 33-4684/2022 от 12.05.2022

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Арсланалиев А.Х.

Номер дела в суде первой инстанции №2-1916/2022

Номер дела в суде апелляционной инстанции №33-4684/2022

УИД 05RS0038-01-2022-003576-35

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2022 года г. Махачкала

Судебная коллегия Верховного суда по гражданским делам Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Сатыбалова С.К. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дахдуеве Г.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением « г. Махачкала» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа с внутригородским делением «г.Махачкала» ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО1, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» ( далее- Администрация ГОСВД «город Махачкала») о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав в обоснование иска на то, что она является сиротой, состоит на жилищном учете в гор. Махачкале. При ее обращении к ответчику в предоставлении жилого помещения было отказано.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования ФИО1, удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО1, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОСВД «город Махачкала» ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся лица, которых необходимо обеспечить жилым помещением в первоочередном порядке, в связи с чем решение суда нарушает права и свободы первоочередников данной категории граждан. Более того, решение суда противоречит ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ), которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала», представитель Администрации внутригородского района «<адрес>» г.Махачкалы.Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в виду следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ ( далее - ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> (ред. от <дата>) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, администрацией г. Махачкалы постановлением Администрации ГОСВД «Махачкала» от <дата> ФИО1 (Миралиева) Н.Х. была принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма из республиканского жилищного фонда по категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Таким образом, факт принятия ФИО1 на учет для предоставления помещений по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда по категории дети-сироты означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Согласно пунктам 2 - 6 Постановления Правительства РД от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан.

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством.

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Установив, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения, жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения.

При этом судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа.

Отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете.

При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что принятие судом решения об обязании предоставить жилое помещение ФИО1. поставит ее в преимущественное положение и нарушит права других лиц, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку гарантированное законом право ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности, предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Арсланалиев А.Х.

Номер дела в суде первой инстанции №2-1916/2022

Номер дела в суде апелляционной инстанции №33-4684/2022

УИД 05RS0038-01-2022-003576-35

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2022 года г. Махачкала

Судебная коллегия Верховного суда по гражданским делам Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Сатыбалова С.К. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дахдуеве Г.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением « г. Махачкала» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа с внутригородским делением «г.Махачкала» ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО1, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» ( далее- Администрация ГОСВД «город Махачкала») о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав в обоснование иска на то, что она является сиротой, состоит на жилищном учете в гор. Махачкале. При ее обращении к ответчику в предоставлении жилого помещения было отказано.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования ФИО1, удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО1, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОСВД «город Махачкала» ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся лица, которых необходимо обеспечить жилым помещением в первоочередном порядке, в связи с чем решение суда нарушает права и свободы первоочередников данной категории граждан. Более того, решение суда противоречит ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ), которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала», представитель Администрации внутригородского района «<адрес>» г.Махачкалы.Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в виду следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ ( далее - ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> (ред. от <дата>) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, администрацией г. Махачкалы постановлением Администрации ГОСВД «Махачкала» от <дата> ФИО1 (Миралиева) Н.Х. была принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма из республиканского жилищного фонда по категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Таким образом, факт принятия ФИО1 на учет для предоставления помещений по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда по категории дети-сироты означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Согласно пунктам 2 - 6 Постановления Правительства РД от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан.

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством.

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Установив, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения, жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения.

При этом судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа.

Отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете.

При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что принятие судом решения об обязании предоставить жилое помещение ФИО1. поставит ее в преимущественное положение и нарушит права других лиц, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку гарантированное законом право ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности, предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

33-4684/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура РД
Плотникова Наида Хаджимурадовна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Газимагомедов З.М.
Администрация внутригородского района "Кировский район" г. Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Биремова Анжела Алифендиевна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
13.05.2022Передача дела судье
17.06.2022Судебное заседание
31.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Передано в экспедицию
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее