РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10января 2018 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Петрякова Андрея Анатольевича к Администрации г.Улан-Удэ об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди в размере не менее нормы предоставления жилого помещения,
установил:
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Петрякова А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, согласно которого просит обязать ответчика предоставить истцу по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания инвалида-колясочника, в размере не менее нормы предоставления в границах муниципального образования гор.Улан-Удэ. В обоснование заявленных требований указано, что Петряков А.А. проживает в жилом помещении расположенном по адресу: ...6, принадлежащем его матери- ФИО3 Жилое помещение находится на втором этаже. Истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие», а также по категории «граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания», помимо этого, Петряков поставлен на учет для предоставления специализированного жилого помещения в специализированном дома для инвалидов. До настоящего времени он жильем не обеспечен.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РБ, Министерство социальной защиты населения РБ.
В судебном заседании помощник прокурора Сметанина И.Г., действующая на основании доверенности, доводы и требования изложенные в исковом заявлении поддержала. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что обязанность по обеспечению жильем истца в данном случае должна быть возложена на государственные органы. Полагала, что требования прокурора не основаны на нормах закона и поэтому удовлетворению не подлежат. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Туктарова Е.П. в судебном заседании с доводами ответчика не согласилась, суду пояснила, что обязанность по предоставлению жилого помещения по настоящему спору должна обеспечиваться органом местного самоуправления.
Истец Петряков А.А.,представительтретьего лица Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В целях реализации соответствующих полномочий, в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1).
В силу указанной нормы инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2016 года), а предусмотренное законом соответствующее право инвалидов подлежит реализации через органы местного самоуправления, что следует из положений части 2 статьи 49, пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении №68-О от 09 апреля 2002 года, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Петрякову А.А. установлена инвалидность 1 группы бессрочно в связи с общим заболеванием.
Согласно распоряжению администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Петряков А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания», с составом семьи 1 человек.
Распоряжением администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Петряков А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «малоимущие» с составом семьи 1 человек.
Из материалов дела и пояснений лиц участвующих в деле следует, что истец также принят на учет для предоставления жилого помещения в специализированном жилом доме для инвалидов, до настоящего времени Петряков собственным жильем не обеспечен.
На обращение истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке от Администрации Октябрьского г.Улан-Удэ получен отказ в обоснование которого имеется ссылка на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления.
Таким образом, истец являясь инвалидом 1 группы, признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, исходя из требований вышеназванных правовых норм имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке установленном ЖК РФ за счет муниципального жилищного фонда. В настоящем случае, суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований Петрякова А.А.. суд не усматривает. По вышеизложенным основаниям доводы представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилым помещением истца, отнесения их к расходным обязательствам республиканских органов власти, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Петрякова Андрея Анатольевича удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Петрякову Андрею Анатольевичу по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания инвалида-колясочника в размере не менее нормы предоставления жилой в границах муниципального образования г.Улан-Удэ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов