61RS0011-01-2021-001793-64
Дело № 2 а– 1121/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2021г. ст. Тацинская
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Брегвадзе С.Ю.
с участием представителя административного истца Прокуратуры Тацинского района Ростовской области Смотриковой И.Н.,
с участием представителя Администрации Зазерского сельского поселения Тацинского района Ростовской области Ю.И.Артеменко,
при секретаре Тарасовой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Тацинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зазерского сельского поселения Тацинского района Ростовской области о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тацинского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Зазерского сельского поселения Тацинского района Ростовской области о признании незаконным бездействие администрации Зазерского сельского поселения, выразившееся в не ликвидации несанкционированных свалок отходов и об обязании администрации Зазерского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки отходов
- с земельного участка № расположенного по адресу: Ростовская область, Тацинский район, х. Зазерский, находится примерно в 2,2 км на юг от ул. Центральная, 48;
- с земельного участка № расположенного по адресу:
<адрес>, находится примерно в 1,0 км на север от ул. 70 лет Октября, 26, ссылаясь на то, что прокуратурой Тацинского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области в январе-феврале 2021 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об обращении с отходами производства и потребления в муниципальном образовании «Зазерское сельское поселение» Тацинского района, в результате которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что санитарное состояние земельных участков, находящихся на территории Зазерского сельского поселения, не в полной мере отвечает, приведённым требованиям природоохранного законодательства, а именно в ходе проверки установлено размещение отходов производства и потребления на земельных участках, которые не являются местами размещения, накопления и хранения твердых коммунальных отходов, отведенными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, на земельных участках, расположенных по адресу:
1. Ростовская область, Тацинский район, х. Зазерский, находится примерно в 2,2 км на юг от ул. Центральная, 48, с кадастровым номером № площадью 20000 кв.м.;
2. Ростовская область, Тацинский район, х. Араканцев, находится примерно в 1,0 км на север от ул. 70 лет Октября, 26, с кадастровым номером № площадью 20000 кв.м.;
расположены отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы в виде пластиковых и полиэтиленовых упаковок, битого стекла и другие твердые коммунальные отходы, строительные отходы в виде битого камня, кирпича, асбестового шифера, строительного леса в форме обрезной и необрезной доски. Твердое водонепроницаемое покрытие земельных участков отсутствует. Данные отходы складированы на земельном участке непосредственно на почву.
По результатам проверки прокуратурой района 03.02.2021 в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами, ЖКХ и охраны окружающей среды, однако до настоящего времени нарушения не устранены, свалка не ликвидирована.
Невыполнение требований закона со стороны органов местного самоуправления в части ликвидации несанкционированной свалки отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную государством, а также приводит к истощению и порче земли, невозможности в дальнейшем использовать ее по целевому назначению.
В судебном заседании помощник прокурора Смотрикова И.Н. поддержала административный иск.
Представители администрации Зазерского сельского поселения административные исковые требования не признал, пояснив суду, что хотя в настоящее время отходы на указанную свалку не свозятся, однако свалка расположена законно, кроме т ого требуются большие финансовые затраты на ликвидацию свалки.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующему.
Суд установил, что прокуратурой Тацинского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области в январе-феврале 2021 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об обращении с отходами производства и потребления в муниципальном образовании «Зазерское сельское поселение» Тацинского района, в результате которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что санитарное состояние земельных участков, находящихся на территории Зазерского сельского поселения, не в полной мере отвечает, приведённым требованиям природоохранного законодательства, а именно в ходе проверки установлено размещение отходов производства и потребления на земельных участках, которые не являются местами размещения, накопления и хранения твердых коммунальных отходов, отведенными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, на земельных участках, расположенных по адресу:
1. Ростовская область, Тацинский район, х. Зазерский, находится примерно в 2,2 км на юг от ул. Центральная, 48, с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м.;
2. Ростовская область, Тацинский район, х. Араканцев, находится примерно в 1,0 км на север от ул. 70 лет Октября, 26, с кадастровым номером № площадью 20000 кв.м.;
расположены отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы в виде пластиковых и полиэтиленовых упаковок, битого стекла и другие твердые коммунальные отходы, строительные отходы в виде битого камня, кирпича, асбестового шифера, строительного леса в форме обрезной и необрезной доски. Твердое водонепроницаемое покрытие земельных участков отсутствует. Данные отходы складированы на земельном участке непосредственно на почву.
По результатам проверки прокуратурой района 03.02.2021 в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами, ЖКХ и охраны окружающей среды, однако до настоящего времени нарушения не устранены, свалка не ликвидирована.
В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗк вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Как следует из п. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридические и физические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с требованиями п. 215, 216 санитарно-эпидемиологических правил к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) вне производственной территории накопления и хранения отходов производства осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который гораздо шире участия в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, закрепленными за сельскими поселениями.
Суд, с учетом изложенного, полагает требования прокурора Тацинского района подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Зазерского сельского поселения незаконным, выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Обязать администрацию Зазерского сельского поселения Тацинского района Ростовской области ликвидировать несанкционированные свалки отходов
- с земельного участка (№ расположенного по адресу: Ростовская область, Тацинский район, х. Зазерский, находится примерно в 2,2 км на юг от ул. Центральная, 48;
- с земельного участка № расположенного по адресу: Ростовская область, Тацинский район, х. Араканцев, находится примерно в 1,0 км на север от ул. 70 лет Октября, 26.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021г.
Судья С.Ю. Брегвадзе