Дело № 2а-2179/2020
25RS0029-01-2020-002659-15
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРє 08 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі.
РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Онищук Рќ.Р’., РїСЂРё ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель Рљ.Р•., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети "Рнтернет", информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, СЃ участием РІ качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании информации, размещенной РЅР° сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" (XXXX), запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РЎРІРѕРё требования административный истец обосновал тем, что РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой РІ рамках осуществления проверки РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим обращением СЃ использованием доступа Рє сети В«Рнтернет», осуществленного СЃ рабочего компьютера, расположенного РїРѕ адресу: XXXX, установлено, что Рє интернет-сайту СЃ сетевым адресом В«XXXXВ» осуществляется свободный доступ. РќР° указанном сайте размещена информация, адресованная неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц. РџСЂРё этом интернет-страница содержит информацию РѕР± оказании вышеуказанных услуг РІ Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРµ. Предоставление доступа Рє информации СЃ использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, РІ том числе сети Рнтернет, содержащей сведения Рѕ деяниях, Р·Р° совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность является фактически распространением запрещенной информации. Как следует РёР· информации РѕС‚ 27 марта 2020 Рі. в„–4458-01/25, предоставленной заместителем руководителя Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (далее - Роскомнадзор), Сѓ Роскомнадзора полномочия РЅР° принятие решений Рѕ признании информации запрещенной РїРѕ материалам интернет-ресурса В«XXXXВ» для дальнейшего включения ее РІ реестр информации, которая Рє распространению запрещена, отсутствуют. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим решить РІРѕРїСЂРѕСЃ РІ досудебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ представляется возможным. РР· информации Роскомнадзора также следует, что вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР° Рѕ признании запрещенной информации, размещенной РЅР° интернет-сайте РЅР° странице СЃ URL адресом: В«XXXXВ» РЅРµ имеется. Владельца указанного сайта, что следует РёР· справки РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєСѓ, установить РЅРµ удалось. Дальнейшее нахождение РІ открытом доступе указанной информации формирует Сѓ неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц отношение Рє приобретению вышеуказанных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению РІ обществе мнения РѕР± обыденности этого явления.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения административного РёСЃРєР° извещен, РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие, дополнительно сообщили, что сетевой адрес XXXX РЅРµ внесен РІ единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно - телекоммуникационной сети "Рнтернет" Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно - телекоммуникационной сети "Рнтернет", содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГ доступ Рє информации, размещенной РїРѕ URL-адресу В«XXXXВ» РЅРµ ограничен.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
РР· РЅРѕСЂРјС‹ пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что РїРѕРґ распространением информации признаются действия, направленные РЅР° получение информации неопределенным РєСЂСѓРіРѕРј лиц или передачу информации неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 15.1 указанного закона РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети Рнтернет, содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети "Рнтернет" Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети "Рнтернет", содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено".
Статьей 2 Федерального закона в„– 149-ФЗ определено, что сайт РІ сети "Рнтернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин Рё РёРЅРѕР№ информации, содержащейся РІ информационной системе, доступ Рє которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" РїРѕ доменным именам Рё (или) РїРѕ сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты РІ сети "Рнтернет" (РїСѓРЅРєС‚ 13); страница сайта РІ сети "Рнтернет" (интернет-страница) - это часть сайта РІ сети "Рнтернет", доступ Рє которой осуществляется РїРѕ указателю, состоящему РёР· доменного имени Рё символов, определенных владельцем сайта РІ сети "Рнтернет" (РїСѓРЅРєС‚ 14); доменное РёРјСЏ - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов РІ сети "Рнтернет" РІ целях обеспечения доступа Рє информации, размещенной РІ сети "Рнтернет" (РїСѓРЅРєС‚ 15); сетевой адрес - идентификатор РІ сети передачи данных, определяющий РїСЂРё оказании телематических услуг СЃРІСЏР·Рё абонентский терминал или иные средства СЃРІСЏР·Рё, входящие РІ информационную систему (РїСѓРЅРєС‚ 16).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона в„– 149-ФЗ, основанием для включения РІ реестр является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети "Рнтернет", информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой была проведена проверка РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим обращением СЃ использованием доступа Рє сети В«Рнтернет», осуществленного СЃ рабочего компьютера, расположенного РїРѕ адресу: XXXX, установлено, что Рє интернет-сайту СЃ сетевым адресом В«XXXXВ» осуществляется свободный доступ. РќР° указанном сайте размещена информация, адресованная неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц. РџСЂРё этом интернет-страница содержит информацию порнографического характера, РІ том числе СЃ информацией РїРѕ деятельности Рё указания цены РЅР° предоставления интимных услуг.
Согласно справке ОМВД России по г. Уссурийску, сайт «XXXX», IP адрес «XXXX», имя ресурса «XXXX», зарегистрирован у провайдера «XXXX», страна XXXX, в связи с чем проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению владельца (администратора) сайта не представляется возможным.
В соответствии с преамбулой и подпунктом "c" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Поэтому законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, на что указано в части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Приведенной нормой прямо предусмотрена обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Закон о защите детей также относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2).
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей запрещена к распространению среди детей и информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление и оборот порнографических материалов.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1"О средствах массовой информации", не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Таким образом, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на указанной странице интернет-сайта информации создающей угрозу нравственному развитию несовершеннолетних. Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Наличие РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе РЅР° Рнтернет-ресурсе указанных материалов нарушает права неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ том числе несовершеннолетних, РЅР° гарантированную Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¶РёР·РЅСЊ РІ правовом государстве.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
РџРѕ делам Рѕ признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность Рё размещенной РІ сети "Рнтернет", запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети "Рнтернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной РІ сети "Рнтернет", запрещенной.
Принимая во внимание, что на странице сайта «XXXX» размещена информация, являющаяся запрещенной для распространения, административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети "Рнтернет", информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, СЃ участием РІ качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: XXXX информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решение обратить Рє немедленному исполнению путем направления РєРѕРїРёРё решения РІ адрес Управления Роскомнадзора РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю для внесения информации Рѕ сайте РїРѕ сетевому адресу: XXXX РІ единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети "Рнтернет" Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети "Рнтернет", содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 г.
Судья Н.В. Онищук