Дело ...
УИД 16RS0...-40
Р Е Ш Е Н И Е
... 23 июня 2022 года
Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Касимуллин Р.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МКУ «... ... Республики Татарстан» .. на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. ... от ..., МКУ «... Республики Татарстан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель МКУ «... ... Республики Татарстан» .. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указав в обосновании доводов жалобы, что в обжалуемом постановлении нет указания на часть статьи 17.15 КоАП РФ, по которой МКУ привлекается к ответственности.
В судебном заседании представитель МКУ «... ... Республики Татарстан» .. жалобу поддержала и дополнила тем, что МКУ о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не извещалось.
Заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать, поскольку МКУ «... ... Республики Татарстан» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ привлечено законно и обоснованно, назначенное наказание является справедливым.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы административного дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из оспариваемого постановления следует, что ИК МО ..., являясь должником, не исполнил требования судебного пристава-исполнителя о решении вопроса об организации и обеспечении строительства, обустройства и сдачи в эксплуатацию в срок до ... дороги к земельным участкам с расположенными на них жилыми домами №..., 15, 17 по ..., в рамках исполнительного производства, возбужденного ... на основании исполнительного листа № фс 037759340 от ..., выданного Набережночелнинским городским судом, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.
Признавая ИК МО ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должностное лицо исходило из доказанности события административного правонарушения, вмененного должностному лицу.
В то же время, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом, при возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из приведенных норм закона следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол:
- предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения;
- разъяснить права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, предусмотренные КоАП РФ;
- после составления протокола лицу, в отношении которого протокол составлен, должна быть вручена копия протокола.
Данная норма является важной конституционной гарантией защиты прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении ИК МО ..., был составлен ... в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.
В требовании судебного пристава-исполнителя, не имеющего даты его вынесения, указано, что в случае неисполнения требования судебного пристава-исполнителя до ... представителю ИК МО ... в тот же день необходимо явиться в ОСП ... ... для составления протокола об административном правонарушении, то есть ИК МО ... должностным лицом извещается о составлении протокола об административном правонарушении еще до выявления и совершения административного правонарушения.
Иных надлежащим образом оформленных уведомлений о времени составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в материалах дела не имеется.
Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление как о времени и месте его составления, так и о конкретном факте нарушения, в связи с которым в указанное в извещении время будет составляться протокол. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, отсутствовали сведения о надлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ... N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ, в отношении ИК МО ..., не может быть признано законным и обоснованным.
На момент рассмотрения в Набережночелнинском городском суде Республики Татарстан жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк, дело подлежит возвращению должностному лицу на новое рассмотрение, жалоба заявителя подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
жалобу представителя МКУ «... ... Республики Татарстан» .. на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП ... ... УФССП России по РТ .. ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ, в отношении МКУ «... ... Республики Татарстан» отменить, дело об административном правонарушении ... направить в ОСП ... ... УФССП России по РТ на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись Касимуллин Р.Ш.